Одесский фотофестиваль завершился демонстрацией двух выставок двух авторов из Франции. Элен Вейо, которая уже несколько лет живет в Грузии, куда она перебралась из Лиона, представила выставку «Тридцать восьмая параллель северной широты». Она посвящена самой закрытой стране в мире – Северной Корее.

Для этого проекта фотограф посетила столицу этого государства Пхеньян, и вернулась со снимками, на которых изображены пропагандистские плакаты коммунистического режима, полны враждебности, типичной для их архитектуры, призывает уменьшить значение индивидуальности и сосредоточить внимание на силе коллектива. Влияние государства на формирование общественных мест, где архитектура приобретает политическое значение; Пхеньян – это образец города-театра, где каждый взгляд и движение срежиссирован, он создает иллюзию, и каждый гражданин играет особую роль в этом авторитарном театре.

Не имея возможности объективно исследовать Северную Корею, Элен решила сосредоточить идею своего проекта вокруг простой идеи: то, чем демонстративно хвастается страна, много говорит о том, что она скрывает. Градиентные изображения с розовым фильтром и украшены облаками, словно сахарной ватой, предоставляют снимкам вид чрезмерной слащавости. Эти городские пустынные пейзажи заставляют задуматься, что скрывается за теми длинными чистыми аллеями, величественными памятниками и новостройками, высокими статуями всегда улыбающихся лидеров: это вопрос встает с тихой 38-й параллели северной широты.

Вторая выставка представляет снимки Лионеля Брие. Его «Вираж» – это снимки со стадиона в городе Марсель.

«Лето 96-го. Я стою на южной трибуне среди других друзей, которые пришли, как и я, поддержать наш клуб. Тысячи людей болеют за их команду. Они кричат и взволнованно размахивают руками. Все они являются тем самым двенадцатым участником, единственным, чье слово – решающее в важнейшие моменты. Все чаще я замечаю, что отвлекаюсь от игры на поле, рассматривая переполненные трибуны. Всеобщее помешательство сдерживается «виражами» (кривой край трибуны), когда забивают гол. Большинство болельщиков выглядят одержимыми. Их лица захватывают меня», – говорит автор.

Брие уже опытный фотограф, за его плечами немало проектов, он объездил почти весь мир, но представляет снимки с родного для него Марселя.

Політика