Живя в крупном городе, порой кажется, что окружающие нас повседневные вещи – само собой разумеющееся. Например, текущая из крана днём и ночью вода, зачастую ещё и холодная, и горячая, воспринимается как данность, и мы даже не можем себе представить, что где-нибудь, и не в далёкой голодающей Африке, а в родной Украине, дело обстоит несколько иначе. Чтобы не сказать – совершенно иначе.
В рамках журналистской деятельности мне, как редактору регионального издания, часто приходится посещать Одесскую область, в частности, бессарабский край. Доводится общаться с жителями как крупных (по местным меркам) населённых пунктов – Арциза, Болграда, Килии, Тарутино, Сараты, так и небольших деревень. И поверьте, наши с вами типичные городские проблемы, вроде пробок на дорогах и отсутствия зарплаты в тысячу долларов их беспокоят меньше всего. На первом месте, к сожалению, первичные вопросы человеческого выживания.
Особняком среди них стоит водоснабжение. Ситуация с водой в регионе катастрофическая – по этому показателю, лично по моим наблюдениями, проблема опережает даже отсутствие газификации и состояние дорог. Житель хочет решения проблемы здесь и сейчас – если газ, к примеру, нужен только зимой, а дороги требуют исправить, в основном, автовладельцы или люди, часто совершающие поездки по региону (а следовательно – это молодёжь и представители среднего возраста), то вода необходима всем без исключения.
На самом деле, отсутствие воды, прежде всего, питьевой, наверное, беда нашего государства в общем. Однако в Одесской области, и в Бессарабии, в частности, она стоит особенно остро. Около 80 процентов сёл Юга Одесчины не имеют централизованной системы водоснабжения, следовательно, пользуются привозной водой. Это создаёт дополнительные расходы бюджета, не позволяет получать финансирование программам, которые могли бы помочь в ликвидации причин сложившейся ситуации.
Среди таких программ – инициатива «Питьевая вода», разработанная в 2004 году тогдашним премьером Януковичем. Она была призвана в течение нескольких лет сдвинуть ситуацию с питьём в населённых пунктах с мёртвой точки и даже в самых удалённых сёлах нашей страны наладить систему бесперебойной подачи воды. После смены высшего руководства, в «оранжевые» годы, на реализацию инициативы выделялись копейки, финансирование программы, по сути, возобновилось лишь в 2010-ом.
Сегодня комплекс мер – а это и строительство, и реконструкция насосных станций, водосборных и очистительных сооружений, строительство водогонов и водопроводных сетей – дал определённые результаты. В частности, как заверяют мои коллеги-журналисты, в Луганской, Хмельницкой, Донецкой областях изменения видны невооружённым глазом. Увы, про Одесскую область такого не скажешь.
А ведь буквально под боком расположились Днестр и Дунай, способные «с головой» напоить наше население. Но в связи с отсутствием системы транспортировки воды к более удалённым регионам, многие населённые пункты вынуждены «кормиться» за счёт привозной воды от близкорасположенных к рекам сёл и посёлков. Проблему пытались решить ещё во времена Союза, поднимали и уже при независимости – за счёт постройки водоводов, однако на данный момент строительство Килийского, Суворовского и Дунайского групповых водопроводов приостановлено. Хотя деньги из государственного бюджета на прочие инфраструктурные инициативы продолжают выделяться.
Ещё одна причина отсутствия воды, раз уж заговорили о проблемах, досталась нам прямиком от распада Советского Союза. Государственные границы разделили некогда единую территорию Украины и Молдавии на независимые страны, и вскоре Молдова решили отрезать часть регионов Большой Бессарабии от водоснабжения. Можно сколько угодно судить молдавские власти за их поступок, но сегодня Молдова является независимым государством и она имеет право на обеспечение, в первую очередь, собственных граждан. Однако поскольку наши страны являются стратегическими союзниками, что неоднократно подтверждалось на уровне руководства, нет сомнений, что вопрос транспортировки воды из Республики Молдова в близлежащие регионы мы, как государство, вполне могли бы и поднять. По идее, этот момент должна лоббировать группа по межпарламентским связям с Молдавией, которая действовала в ушедшем созыве Верховной Рады и будет действовать в новом. Но пока что успехов на данном направлении никаких.
Однако, как видим, проблема всё же решаема. Хотя на преодоление трудностей могут уйти долгие годы.
Есть ещё один момент, о котором хотелось бы упомянуть. Украина – страна очень большая по европейским меркам. Общегосударственные программы распределяются неравномерно, по сути, в соответствии с региональным запросом. При выборе – кому уделить внимание в первую очередь, Донецку или Одессе, кажется, ответ очевиден. И даже не потому, что Донецк является чуть более экономически развитым регионом, нежели одесский. А потому что за Одессу некому заступиться.
В результате вновь возвращаемся к только что прошедшим парламентским выборам. Они проходили по смешанной системе – следовательно, позволили, нам, избирателям из регионов, напрямую делегировать представительство собственных интересов не только партиям, но и кандидатам-мажоритарщикам. Среди программных тезисов победителей, к слову, звучали обещания о решении вопроса с водоснабжением Бессарабии. Учитывая, что на данном этапе подобный вопрос возможно решить лишь на уровне лоббирования в самых высоких кабинетах, избранникам предоставлен народный мандат, в том числе, или даже прежде всего, на решение таких вот точечных проблем. В успешность преодоления которых мы, не смотря ни на что, свято верим.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.