На днях финишировал четырехлетний Всеукраинский эксперимент «Формирование многоязычия детей и школьников: прогрессивные европейские идеи в украинском контексте», в котором брал участие коллектив общеобразовательной школы села Городнее Болградского района.
Результаты проделанной работы были подведены в ходе онлайн-конференции с участием и. о. министра образования и науки Украины Сергея Шкарлета, директора офиса Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств Кристофа Кампа, международных экспертов, а также представителей посольств Германии, Польши, Венгрии, Румынии, Офиса Совета Европы в Украине, научных и педагогических работников.
Представители Городненской общеобразовательной школы Болградского района также взяли участие в конференции, где был рассмотрен и их опыт.
Напомним, что в эксперименте, который реализовывался в Украине под эгидой ОБСЕ в рамках сотрудничества Министерства образования и науки Украины и офиса ОБСЕ по делам национальных меньшинств, брали участие десять учебных заведений Одесской, Закарпатской и Черновицкой областей. В ходе учебного процесса были на практике рассмотрены и опробованы формы внедрения многоязычного образования как инструмента подготовки молодого поколения к жизни в новых условиях международного взаимодействия и сотрудничества.
Участники итоговой конференции обобщили полученный опыт, также были даны предложения по дальнейшим шагам на пути реализации как государственной политики в сфере образования национальных меньшинств Украины, так и научных исследований и внедрения идей многоязычного образования в практику обучения.
В ходе дискуссии «Многоязычное образование в Украине: обзор и презентация достижений эксперимента» научный консультант эксперимента, ректор Одесской академии непрерывного образования Любовь Задорожная представила достижения эксперимента в Одесской области. В частности, речь шла и об опыте педагогов школы села Городнее, большинство жителей которого – этнические болгары.
По словам директора Городненской общеобразовательной школы Марии Пинти, которая осуществляла руководство исследовательско-экспериментальной работой в учебном заведении, суть эксперимента состоит в постепенной адаптации учащихся к языку преподавания. Для этого в их школе с первого класса занятия по математике, естествознанию, изобразительному и музыкальному искусству ведутся на трех языках: болгарском, украинском и русском.
Во втором, третьем, четвертом классах постепенно увеличивается время преподавания этих предметов на украинском языке. Параллельно с третьего по одиннадцатый класс родной болгарский язык изучается как предмет.
В ходе участия в эксперименте учителя начальных классов школы составили программы «Болгарский язык. 1, 2 классы» и «Украинский язык. 1 – 4 классы», которые были одобрены Министерством образования и науки Украины для использования в экспериментальном учебном заведении «Городненская общеобразовательная школа I – III ступеней».
Отметим, что эти программы позволяют создать благоприятные условия для усвоения и улучшения знаний государственного языка и других предметов через родной (болгарский) язык.
В соответствии с программами учителя разработали календарно – тематическое планирование для учащихся 1, 2-х классов по болгарскому языку и чтению, математике, естествознанию и искусству, а для учеников 1 – 4 классов: по украинскому языку и чтению.
В результате, в начальных классах используются три языка обучения: болгарский, украинский и русский на всех предметах (кроме изучения языков), но интенсивность использования каждого языка ежегодно меняется:
Болгарский Украинский Русский
1 класс 58% 29% 13%
2 класс 46% 42% 12%
3 класс 29% 61% 10%
4 класс 10% 85% 5%
В рамках эксперимента учителя начальных классов провели достаточно много открытых уроков по математике, естествознанию, изобразительному и музыкальному искусству и воспитательных мероприятий. Не остался без внимания и вопрос адаптации учащихся первых классов к образовательному процессу: администрация школы, психолог ежегодно проводили ее диагностику и в ходе коррекционных занятий давали рекомендации учителям по работе с первоклассниками.
Эксперимент показал, что применение данных форм работы дает возможность детям усваивать учебный материал, не испытывая языкового барьера, свободно высказываться на уроках и чувствовать себя комфортно в ученической среде.
Добавим, что участие во Всеукраинском эксперименте стало, по сути, продолжением работы, начатой в Городненской школе еще в 2005 году. Тогда на базе школы, по согласованию с областным управлением образования, проводился эксперимент «Родной язык как средство осуществления целенаправленной адаптации учащихся к условиям обучения и ее использование для перехода на украинский язык обучения». Его суть заключалась в том, что обучение начиналось на болгарском языке с постепенным переходом на украинский язык обучения, что показало свою результативность.
Таким образом, городненские учителя и школьники еще раз подтвердили, что выбрали правильное направление и на практике показали, что новые формы обучения могут рождаться в сельской школе. Эксперимент продемонстрировал эффективность подобной модели многоязычного образования для улучшения уровня владения государственным языком и поддержки языков национальных меньшинств, а также выработки заведениями образования собственных моделей осуществления образовательного процесса.
Республіка Молдова обирає президента країни. Різні соціологічні дослідження демонструють високі шанси діючого голови держави Майї Санду зберегти за собою президентське крісло, однак без другого туру голосування цього разу не обійдеться. Одночасно з президентськими виборами населення Молдови визначатиметься з геополітичним вектором на референдумі про приєднання до Європейського Союзу. На перший погляд Молдова пройде через черговий етап, який ще більше закріпить європейський вибір молдовського народу, однак Кремль не відмовляється від спроб повернути країну до своєї зони геополітичного впливу. Експерти Лабораторії досліджень та інформаційного аналізу розбирали можливі варіанти розвитку подій.
В Україні зібрано понад 66,7 млн тонн нового врожаю зернових та олійних культур на площі 18,6 млн га. За інформацією аграріїв, намолочено 47,9 млн тонн зернових та 18,8 млн тонн олійних.