В Верховной Раде Украины была создана группа по взаимодействию с парламентом непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой. В неё вошли 15 человек, большинство из которых представляют Партию регионов и КПУ. Около половины, примечательно, одесситы, представители области, «отечественные» «мажоритарщики».
Чтобы это значило?
Украина пытается восполнить свои проблемы на международном фронте? Киев собирается признавать независимость Тирасполя? Какой должна быть политика Украины в отношении непризнанного, но гордого приднестровского региона?
Об этом «Топор» пообщался с видными экспертами по приднестровской проблеме.
Денис Денисов, заместитель директора украинского филиала «Института стран СНГ»
Любые группы подобного рода создаются, когда есть реальная заинтересованность.
После того как Украина стала возглавлять ОБСЕ, одной из приоритетных задач Киев поставил урегулирование приднестровской проблемы. На протяжении лет 10 всё, что касается приднестровской проблемы, не приносило никакого реального результата. О как каковом урегулировании вообще речи не шло. Украина никогда не играла значимой и ведущей роли в конфликте. Украина попала, по сути, в эту группу только по географическому признаку – у нас довольно большая граница с Приднестровьем.
Созданием этой группы Украина, наверное, хочет как-то интенсировать процесс урегулирования. Довести до какого-то либо результата. Ведь никаких реальных подвижек нет. Исходя из того, что нет конкретных предложений, совершенно рано делать какие-то выводы. И только после того, как Украина выдвинет что-то конкретное, можно будет судить об эффективности такой группы.
Евгений Царьков, глава одесского обкома Коммунистической партии Украины
Думаю, что группа будет работать эффективно. Нашему МИДу не хватает решительности в этом вопросе. Ведь неразрешённым конфликт между Молдовой и Приднестровьем остаётся уже двадцать лет. Нужно учитывать, что около 65% населения Приднестровья – это граждане Украине, кроме того, есть много этнических украинцев. Сам Шевчук, президент Приднестровья, является выходцем из Украины.
Потенциалы промышленности Приднестровья, кстати, Россия достаточно активно оценивает. Нам нельзя находиться в позе зю в этом вопросе. Межпарламентская группа, к слову, может решать множество задач. Например, это вузы, рабочие места, пенсии, социальное обеспечение людей. В Тирасполе есть отдел одесской «Юридической академии». Есть проблема дипломов – приднестровские дипломы не признаются в Украине.
Кроме того, Приднестровье важно Украине с геополитической точки зрения. Как надёжный партнёр, коридор и буфер по защите от имперской Румынии.
Дмитрий Соин, депутат Верховного Совета Приднестровья, председатель парламентской комиссии по внешней политике и международным связям Я приветствую создание такой группы. К Украине в Приднестровье отношение очень трепетное. Официальное руководство Тирасполя ведёт не очень правильную линию в отношении Киева. Украина, по сути, во многом обеспечивает жизнеспособность Приднестровья. К тому же, мы повязаны историческими узами – как государство мы состоялись в составе Украины, Украинской ССР. В 90-ые, кстати, идеи воссоединения с Украиной очень часто звучали.
Думаю, что Украина сейчас настроена на активную политику в отношении Приднестровья. Например, за счёт приднестровского вектора украинское руководство может попытаться наверстать некоторые упущения во внешней политике. Использовать приднестровскую тему для внутреннего пользования.
Василий Шова, депутат парламента Республики Молдова (Партия коммунистов), экс-министр по реинтеграции Приднестровья
На мой взгляд, украинцам было бы более эффективно работать в рамках группы по сотрудничеству с Молдовой в Верховной Раде. Там может быть подгруппа по связям с Приднестровьем. В которой украинские депутаты могли бы сотрудничать со своими коллегами из Тирасполя.
С точки зрения отдельных аспектов развития политических отношений между Молдовой и Украиной, в таком контексте это не вызвало бы ни у кого никаких интерпретаций. В таком случае не было никаких противоречий.
Думаю, что наши украинские коллеги проявили излишнюю расторопность. Перспективы раздельного сотрудничества с Кишинёвом и Тирасполем не продвинут совместную разработку идей для сближения.
Владимир Полуев, политический обозреватель
На фоне нынешних метаний Украины между Таможенным Союзом и Европейским Союзом, Киеву пора разработать стабильную внешнюю политику хоть на каком-то направлении. Тогда появляется шанс, что хаос охватит не всю дипломатическую систему государства. В этом плане межпарламентская группа по решению Приднестровской проблемы, созданная в Верховной Раде, может оказаться хорошим подспорьем.
Девять из 15 депутатов, которые входят в эту группу – одесситы. На мой взгляд, это может быть сигналом того, что регионы Украины начинают лоббировать определённую автономию в проведении внешней политики. Нельзя сказать, что это федерализм, но именно такая тенденция может заставить власть прислушаться к мнению электората с Юго-Востока страны, который поддерживает евразийскую интеграцию вместо официально декларируемой европейской.
Говорить о каких-то результатах пока рано – эта группа может оказаться и весьма полезной для решения проблемы Приднестровья, а может и стать очередным фиктивным образованием. Шансы примерно 50 на 50. Смущает то, что пока члены группе не говорят о своём плане действий. Однако министр иностранных дел соседней республики Нина Штански уже выразила надежду, что деятельность группы в украинском парламенте поможет преодолеть экономическую блокаду Приднестровья. Это шанс для двух республик – с Приднестровьем ясно, а Украина таким образом может возродить субъектную внешнюю политику, тем более что именно решение Приднестровской проблемы является приоритетом во время председательствования Киева в ОБСЕ.
Семён Уралов, шеф-редактор журнала «Однако. Евразия»
То, что депутаты Верховной Рады пытаются создавать объединения вроде группы по Приднестровью – это неплохо.
Другой вопрос, что сама формулировка «урегулирование приднестровского конфликта» свидетельствует о том, что украинские парламентарии не понимают сути процессов, происходящих на молдавском направлении.
В Приднестровье нечего урегулировать — потому что де-факто ПМР является суверенной республикой, не нуждающейся ни в каком урегулировании. Потому что единственно возможный конфликт — с Молдовой — был решён ещё генералом Лебедем, и бесконфликтное существование двух Молдавий обеспечено российскими миротворцами в ПМР.
Более того, сегодня ПМР стала первой постсоветской республикой, где евразийская интеграция стала государственной идеологией и взят чёткий курс на Таможенный и Евразийский Союзы.
Поэтому если украинские парламентарии действительно хотят помочь Приднестровью в историческом и политическом курсе, выбранном народом Приднестровья — то более правильно заниматься изучением и лоббированием евразийской интеграции ПМР, а не урегулированием конфликта. Конфликтом надо было заниматься 15 лет назад, когда в этом была потребность.
Однако, не совсем понятно, как можно совместить курс на евроинтеграцию, выбранный официальным Киевом, с помощью ПМР. Потому что евроинтеграция не подразумевает никакого Приднестровья, которое рассматривается как часть Молдовы, которая, в свою очередь, идёт по тому же пути евроинтеграции, что и Украина.
Поэтому, скорее всего, данная группа, даже если её инициаторы ставят перед собой правильные цели — неизбежно зайдёт в тупик. Потому что в такой постановке вопроса её деятельность не интересна ни в ПМР, ни на Украине. И её ждет судьба аналогичных групп в предыдущих составах Рады, вроде «В Европу вместе с Россией» и прочих.
В случае же, если будет проведена правильная постановка целей относительной евразийской интеграции ПМР — то будущее есть. Другой вопрос, есть ли у инициаторов воля, ресурсы и понимание интеграционных процессов в Евразии.
Владимир Куренной, народный депутат (фракция «УДАР»), член парламентской группы по связям с Приднестровьем
Вхождение оппозиционных депутатов в состав группы – не означает, что оппозиция признаёт независимость Приднестровья. Мы признаём границы Молдовы в международно признанных границах.
Оппозиция считает, что в отношении приднестровского региона мы должны вести себя только с точки зрения соблюдения национальных интересов Украины и с учётом позиции Европейского Союза.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.