В последнее время, в связи с дальнейшей оккупацией РФ суверенных территорий Украины, а именно Автономной республики Крым и отдельных районов Луганской и Донецкой областей, а также активного участия военнослужащих РФ в конфликте в Сирии, перед высшим военно-политическим руководством РФ появилась большая проблема с комплектования квалифицированными военными специалистами подразделений и частей вторжения и оккупации.

Причем, если на начальной стадии конфликтов в Украине и Сирии эти кадровые вопросы решались в основном за счет привлечения подготовленных заранее военнослужащих сил специального назначения, а также другого потенциала ФСБ, ГРУ ГШ ВС РФ, то с интенсификацией конфликта, ростом безвозвратных потерь среди личного состава российских силовых структур, изменения масштаба и характера задач, выполняемых кадровая проблема начала приобретать критическое значение для реализации планов Кремля.

Возможно планирования и решения задач стратегического уровня ВС РФ и другими российскими силовыми структурами против Украины в 2016 2017 и последующих годах уже привело к развертыванию на территории Крыма и на восточных границах Украины новых соединений ВС РФ, интенсификации военного строительства и активизации почти непрерывных военных учений вокруг Украины.

Более того, значительное внимание уделяется возможности быстрого наращивания численности ВС РФ по времени и направлению действий для достижения стратегического преимущества за счет привлечения всех возможных, в том числе и человеческих ресурсов.

Мобилизация человеческих ресурсов силовых структур РФ

Как показывает ситуация, для реализации текущих и стратегических планов руководства РФ уже недостаточно личного состава подразделений специального назначения и мотострелковых, танковых и других подразделений в составе батальонных тактических групп вторжения, а также подразделений специального назначения, применялись против Украины в 2014-16 годах. Поэтому, решение задачи по привлечению к силовым структурам максимально возможных человеческих ресурсов рассматривается высшим руководством РФ как одна из первоочередных и осуществляется на следующих приоритетных направлениях:
расширение базы комплектования личным составом ВС РФ, других силовых структур для прохождения контрактной службы и ускорения процесса изменений в законодательстве РФ об условиях прохождения военной службы в РФ.
недопущения процессов уклонения военнослужащих по контракту от участия в агрессии в Украине путем судебного преследования «отказников».

Расширение базы комплектования личным составом ВС РФ, других силовых структур РФ для прохождения контрактной службы осуществляется за счет соответствующего законодательного обеспечения на двух основных направлениях:
усовершенствования процесса, ликвидация юридических нестыковок по привлечению граждан РФ — военных специалистов нужной военно-учетной специальности, уже проходят военную службу по призыву, а также военнообязанных военных специалистов запаса;
привлечение лиц без гражданства и иностранцев, которые соответствуют требованиям Министерства обороны РФ.
С целью широкого привлечения граждан РФ к контрактной службе подготовлен и представлен на одобрение в Государственную думу РФ уже согласован законодательный пакет правительственных документов «О внесение проекта федерального закона
«В внесения изменений в Федеральный закон« О воинской обязанности и военной службе »от 14 октября 2016 № 7742п-П4 за подписью председателя правительства РФ Д. Медведева, который направлен на внесение существенных изменений в условия прохождения военной службы по контракту. Законопроект направлен на привлечение к кратковременной (менее чем на год, или вообще на одну определенную миссию по времени) военной службы по контракту военнослужащих, уже проходят военную службу по призыву, а также других граждан в военном запасе. Ожидается его одобрения Государственной думой РФ в ближайшее время, так как по состоянию на 1 ноября 2016 документ уже рекомендовано Комитетом по обороне Государственной Думы к принятию в первом чтении.

Главной причиной изменений в документе указано «… изменения в военно-политической обстановке, активизацию деятельности международных террористических организаций» в результате которой «возникла необходимость повышения мобильности войск (сил), формирование сводных и нештатных подразделений и укомплектование их в короткие сроки военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, для оперативного решения кратковременных, но важных задач, связанных с их участием в операциях по поддержанию мира и борьбы с террористическими и экстремистскими организациями ».
В этом контексте необходимо отметить, что в настоящее время на законодательном уровне РФ определено, что первый контракт на военную службу по контракту с военнослужащим службы по призыву или иным гражданином, поступающим на военную службу на должность для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, заключается на срок два или три года по выбору кандидата на штатные должности, которым соответствуют воинские звания прапорщика, мичмана, офицера — на пять лет.

категории лиц имеют возможность подписания контрактов на срок от 6 месяцев до одного года только в случае «ликвидации последствий стихийного бедствия, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и других чрезвычайных ситуаций или для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности».
Таким образом, с принятием указанных изменений, руководство РФ фактически будет иметь основание по легализации противоправной практики привлечения военнослужащих по призыву к «кратковременных командировок» на территорию Украины в качестве контрактника, а также получение возможности привлечения необходимой массы «добровольцев», «участников учений» со состав законтрактованных на одну военную или специальную операцию «запасников наемников» по ​​формально «законными» национальными основаниями.
Для Украины в военном контексте это означает, что РФ может в очень короткие сроки развернуть и использовать массовую армию вторжения и оккупации под видом операции военных подразделений РФ «по поддержанию мира и борьбы с террористическими и экстремистскими организациями».
Таким образом, помимо чисто военных преимуществ и экономии средств, руководство РФ такими мерами страхует себя от уголовной ответственности за решение вооруженной агрессии и использования незаконных сил и средств ведения войны против Украины
Существенными являются и изменения в порядке привлечения и прохождения военной службы по контракту в ВС РФ лицами без гражданства и иностранцами. В частности, 2 января 2015 указом президента РФ № 3 (действует с момента обнародования) были внесены изменения в документ «Положение о порядке прохождения военной службы» от 16 сентября 1999 года, в результате которых значительно расширены возможности для привлечения лиц без гражданства и граждан других стран к прохождению военной службы по контракту в ВС РФ (привлечение к службе в других силовых структурах РФ запрещено).

Соответствующие изменения вносятся и к значительному количеству подзаконных актов, регламентирующих прохождение военной службы в РФ. Среди главных «изобретений» в рамках изменений новой редакции — возможность военной службы по контракту иностранцев в возрасте от 18 до 30 лет, которые «не нарушали закон», без приобретения гражданства РФ вообще, а также их участие в боевых действиях, в т.ч. за рубежом, во время «международных конфликтов».

Причиной такого внимания к этой категории потенциальных контрактников ВС РФ является попытка высшего руководства РФ компенсировать растущую нехватку военнослужащих контрактной службы для выполнения масштабных скрытых и обычных военных операций, ведущихся или планируемых на территории Украины, Сирии и в других кризисных регионах мира, в том числе и на территориях «стран-партнеров» СНГ и ОДКБ.

Мероприятия РФ в военной сфере требуют значительного количества подготовленных и мотивированных военнослужащих, в то время как демографическая ситуация в России имеет тенденцию к дальнейшему ухудшению в контексте численности потенциально призывного и военнообязанного контингента населения. В то же время, общая база русскоязычных в зарубежных странах, как основа для потенциального привлечения на военную службу в РФ по контракту, оценивается российскими экспертами в почти 25 млн. Человек, главным образом в странах СНГ.

Другим фактором является распространение среди местного населения различных регионов РФ, несмотря на интенсивную милитаристскую пропаганду, кроме недовольство ухудшением социально-экономической ситуации и снижением жизненного уровня, недовольство значительными человеческими потерями среди граждан РФ — военнослужащих и «добровольцев» в результате авантюр российского руководства в Украине.

По мнению иностранных экспертов, количество русскоязычных с гражданством стран Западной Европы, Ближнего Востока и Америки не будет значительной вследствие низких стандартов денежного и социально-бытового обеспечения контрактников по сравнению с мировыми стандартами. Учитывая эти обстоятельства, а также на несколько другие морально-психологические взгляды русскоязычного населения этих регионов мира, местные потенциальные кандидаты в российской военной службы по контракту будут относиться к маргинальным группам населения, в том числе представителей радикально-экстремистских группировок националистического и религиозного направления.

По мнению военных экспертов, нововведения в военной службе по контракту в РФ имеет целью не создание военных отдельных подразделений по примеру элитного «Иностранного легиона» ВС Франции с его высокими стандартами оплаты и социальных льгот и преимуществ для иностранных граждан (хотя по форме и использует подобные обещания по получению гражданства РФ в будущем и возможность занимать должности рядового и сержантского состава), а только расширение базы комплектования на первичные должности низкого уровня с минимальной оплатой и без получения кандидатами должностей, требующих доступа к государственной тайне. Причем, в ВС РФ не планируется создание отдельных «иностранных» подразделений, а предлагается распределение контрактников с разным гражданством среди обычных штатных подразделений ВС

Возможные правовые меры с целью противодействия агрессии РФ против Украины

Учитывая ускорение процесса изменений в законодательстве РФ по военной службы по контракту в РФ возможно провести ряд правовых мер по противодействию и осуждения агрессии РФ.

Несмотря на то, что внутренняя ситуация в РФ характеризуется практически полным подавлением реальной оппозиционной прессы и правозащитных организаций и фондов и их тотальная замена суррогатными организациями по «защите прав человека», «защиты прав военнослужащих», действующих под контролем спецслужб РФ, не имеет смысла апеллировать к представителям подставных российских «оппозиционных» и «правозащитных организаций» с целью прекращения агрессии РФ против Украины.

В этих условиях целесообразно привлекать к документированию военных преступлений РФ на территории Украины представителей авторитетных международных официальных и неправительственных организаций, в том числе организаций ООН, ОБСЕ, «Хьюман Райтс Вотч» ( «HumanRightsWatch»), «Трансперенси Интернешнл» ( «TransparencyInternational»), «Врачи без границ »(« Medecinssansfrontiers ») и других авторитетных организаций, использование механизмов международных судов различной компетенции.

Привлечение российских свидетелей военных преступлений возможно при условии реализации их программы защиты и поощрения. Их показания могут приобрести большое значение в ходе организации и проведения в будущем международных судебных процессов против российских военных преступников по образцу Нюрнбергского и по военным преступлениям в бывшей Югославии.

О возможности этого развития событий свидетельствует недавняя активизация деятельности Гаагского международного уголовного суд и официального признания 14 ноября текущего года им фактов агрессии РФ против Украины.

Таким образом, в соответствии с национальными и международными правовыми нормами:
Агрессия РФ против Украины является незаконной и преступной как в пределах норм международного права, так и национального законодательства Украины. Все участники агрессии будут выявлены публично;
Даже в рамках «редактируемого» в 2015 и в 2016 году законодательства РФ участие граждан РФ, лиц без гражданства и иностранцев в составе военной контрактной службы в ВС РФ в преступных операциях на территории Украины является военным преступлением, не имеющим срока давности;
Участие любых военнослужащих РФ в боевых действиях на территории Украины является преступлением даже по нормам законодательства РФ, особенно до декабря 2015 года. После смены власти в РФ эти участники военных преступлений будут осуждены. Выезд в страны ЕС, в США, Канаду и большинства цивилизованных стран мира будет их запрещен пожизненно;
Представители «власти» в АРК, так называемых «ДНР» и «ЛНР», участники НПФ являются уголовными преступниками по нормам законодательства Украины и международного права, являются марионетками руководства РФ и ничего самостоятельно не решают. Их ожидает уголовная ответственность. Вся реальная власть и ответственность за преступления и общую ситуацию на оккупированной территории Украины состоит в руководстве РФ, в том числе на «командированных» генералах и офицерах, а также других военнослужащих силовых структур РФ;
В будущем будет обязательно проведен международный суд (аналог суда в м. Нюрнберг и по военным преступлениям в бывшей Югославии), на котором будут осуждены все руководители, другие военнослужащие ВС РФ, в т.ч. контрактники иностранного происхождения, которые принимали участие в оккупации Украины;

Все обнаруженные военнослужащие РФ и другие граждане РФ и других стран в составе НВФ, незаконно находящихся на территории Украины, подлежат привлечению к ответственности в соответствии с положениями Международной конвенции «О борьбе с вербовкой, использованием финансированием и обучением наемников»;
Все военнослужащие РФ, отказались выполнять преступные распоряжения своего командования могут рассчитывать на амнистию и правовую помощь в случае необходимости. Украина в этом вопросе тесно сотрудничает с оппозиционными демократическими силами РФ, общественными организациями, в т.ч. с региональными отделами организации «Солдатские матери» в РФ, а также прогрессивными российскими деятелями культуры, искусства и науки (А.Макаревич, Б.Акунин, Войновича и другие);
Военнослужащие РФ, отказались участвовать в боевых действиях против Украины являются настоящими героями, выполнили свой конституционный долг и не выполнили преступный приказ, являются образцами для действий других военнослужащих РФ;
Все российские и иностранные деятели искусства и культуры, общественных организаций, незаконно находящихся на оккупированной территории Украины являются нарушителями закона, те из них, что пропагандируют войну против Украины и рекламируют преступные действия наемников и военнослужащих силовых структур РФ в Украине являются преступниками и будут преследоваться с международным и национальным законодательством Украины (организация судебных процессов, санкций и запрета въезда на территорию Украины и большинства стран мира);

С целью перехвата инициативы, Украина приглашает всех этнических украинских, русских и граждан стран СНГ и других стран мира, не участвовать в преступной войне против Украины, отстаивать демократический выбор украинского народа в ходе акций в своих странах. В случае распространения практики контрактной службы для иностранцев в ВС Украины — предлагать лучшие условия для прохождения службы чем в РФ, в т.ч. на основе нравственного, социально-психологического и материального фактора;
Украина последовательно выступает за прекращение конфликта, отвод всех оккупационных сил с территории включая АРК, поздравит с этой целью развертывания миротворческих международных сил, проведение честных выборов по законодательству Украины.

Предложенные меры по противодействию агрессии РФ на уровне международного и национального права не являются исчерпывающими, и будут обязательно постоянно обновляться в соответствии с выявленными государственными структурами Украины фактов, а также результатов расследований международных официальных и негосударственных организаций.
Противостоять российской информационной агрессии возможно только в тесном взаимодействии с информационными ресурсами и специальными структурами НАТО, в том числе с «Центром передового опыта в области стратегических коммуникаций НАТО» (NATOStrategicCommunicationsCentreofExcellence») в г.. Рига, Латвия, а также других стран демократического мира , направляя и координируя совместную работу не только в плане разъяснения текущих российских информационных акций, но и на их предупреждение и активное противодействие.

Существенную роль играет также объединение усилий официальных государственных структур по информационной борьбы с усилиями общественных организаций Украины и других стран, например, такими как Международное общественное объединение «Международный информационный консорциум« Бастион », которое было создано в июне текущего года и тесно координирует свои усилия с соответствующими структурами Совета национальной безопасности и обороны Украины и другими силовыми структурами Украины. Цель деятельности этой организации — противодействовать пропаганде России, объединение усилий для мониторинга информационного пространства, выявление и противодействия распространению пропаганды России.

Куницький С.В., ЦВППБ

Политика