Очередное празднование Дня соборности Украины заставило меня вернуться к теме, которую я планировал поднять давно, но постоянно откладывал «на потом» в бесконечном водовороте более актуальных и злободневных вопросов. Однако на сей раз моё журналистское и гражданское терпение лопнуло.
Думаю, люди моего поколения, то есть те, кто успел родиться, провести детство и закончить школу в Советском Союзе, прекрасно помнят, какую колоссальную роль играла в то время коммунистическая идеология. Этой идеологией были насквозь пропитаны все сферы общества, но особенно сильно она ощущалась во время государственных праздников. В принципе, советские люди любили праздники (в первую очередь майские), однако они сопровождались таким чудовищным официозом, что дело нередко доходило до маразма. Граждане СССР подвергались настоящему идеологическому насилию в самых разных формах, одна из которых стала ярким символом Советской власти: трудящихся и учащихся (а других категорий населения тогда просто не было, если не считать младенцев и пенсионеров) буквально заставляли выходить на массовые праздничные демонстрации. Участники подобных шествий должны были изображать всеобщую радость (ведь они жили в лучшей стране на земном шаре) и незыблемую солидарность с политикой партии и правительства, а для подтверждения своей высокой коммунистической сознательности демонстранты несли портреты членов Политбюро ЦК КПСС, плакаты с лозунгом «Слава КПСС!» и прочие атрибуты советской идеологии.
Конечно же, многих это откровенно раздражало и угнетало. Хотя бы по той банальной причине, что штампы типа «Планы партии – планы народа!» никак не стыковались с досадным дефицитом в магазинах (по «плакатной» логике получалось, что народ в лице партии сам запланировал, к примеру, отсутствие свободной продажи мяса и сливочного масла). Однако открыто выражать своё недовольство было нельзя: за активную критику «развитого социализма» власть могла «пришить» антисоветскую агитацию, которая считалась тяжким уголовным преступлением. Со всеми вытекающими, как говорится… И хотя та ушедшая в небытие страна в целом заботилась о своих гражданах, обеспечивая их работой, бесплатной медициной, бесплатным образованием и бесплатными квартирами, идеологическое насилие всегда оставалось ложкой дёгтя в бочке мёда…
Той страны уже давно нет. За десятилетия независимости Украины нам миллион раз прожужжали уши о том, что теперь мы строим демократическое социальное государство, где главное – человек, его права и свободы. Ещё десять миллионов раз нас убеждали (и продолжают убеждать) в абсолютном приоритете «европейских ценностей». Апофеозом данной парадигмы стал Майдан, после которого официальный идейно-политический курс нашей страны был сформулирован предельно чётко и кратко: «Україна – це Європа». Кстати, именно для обеспечения и закрепления этого курса мы три миллиона раз осудили «кровавый советский режим», а также переписали историю, разоблачили многочисленные «мифы СССР» и осуществили широкомасштабную декоммунизацию. Всё! Отныне ничто не должно мешать вхождению Украины в «свободную и цивилизованную семью европейских народов».
Замечательно. Изумительно. Прелестно. А теперь я вам расскажу, какая у нас Европа. На простом примере из реальной повседневной жизни «царства свободы и достоинства».
Итак, вернёмся к празднованию Дня соборности Украины. В начале текста, как вы понимаете, я не случайно вспомнил идеологический официоз, сопровождавший государственные праздники в Советском Союзе. Казалось бы, тотальное отречение от коммунистического наследия в современной Украине должно навсегда избавить нас от повторения ошибок «проклятого прошлого». Однако ничего подобного! В действительности «проклятое прошлое», выражаясь его же языком, по-прежнему живёт и побеждает. Более того, оно живее всех живых! Правда, оно перекрасилось в цвета украинского флага и изменило содержание лозунгов, и тем не менее ФОРМЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ идеологического насилия над людьми остались великолепной советской «ксерокопией»!
В рамках данной преемственности любой официальный праздник требует массовки (ибо отсутствие таковой создаёт впечатление, что народ не верит в свои идеалы, а, значит, не доверяет и руководству страны). В условиях советской административно-командной системы, как мы уже отметили, создать массовку было несложно. Но как быть в условиях «свободы и гидности»? Очень просто: «нагнуть» самых зависимых от государства граждан. Кто же у нас самые зависимые? Ясен пень – бюджетники. А кто из них – самая многочисленная категория? Ну, да – учителя! Именно они – самый подходящий человеческий материал для «оформления» всех идеологически важных мероприятий.
В этом смысле великая ценность учителей заключается ещё и в том, что у них есть ученики. А они – просто неисчерпаемый источник массовки. Схема – безупречна: педагоги полностью зависимы от государства, а школьники – от педагогов. Ведь медиков, при всём желании, не заставишь выгнать на митинг своих пациентов. А с учителями и учениками можно делать всё, что угодно. Таким образом, идеологи «европейского будущего» Украины получают подлинных государственных крепостных. Крепостных ХХI века. Вот вам – бесплатная и безропотная рабсила для проведения всевозможных официальных массовых акций.
Нет, я не преувеличиваю. Накануне очередного Дня соборности Украины каждый директор школы в городе Рени составил список учителей, которые были ОБЯЗАНЫ явиться на торжественные мероприятия в честь одного из главных государственных праздников. Подчёркиваю: педагогов ЗАСТАВИЛИ стать идеологической массовкой.
Естественно, руководители школ не занимаются самодеятельностью. Они получают «разнарядку» от райотдела образования, а тот подчиняется прямым указаниям из райгосадминистрации. Которая, соответственно, действует в русле общегосударственной политики. То есть такое происходит по всей стране.
К слову, общаясь с некоторыми ренийскими учителями на сей счёт, я спросил у них, могут ли они отказаться от этой обязаловки. Они ответили, что теоретически могут. Но не хотят неприятностей…
И это – далеко не единичный случай. Это – систематическая целенаправленная практика, существующая в Украине на протяжении многих лет. Посмотрите, кто у нас в обязательном порядке присутствует на официальных торжествах и митингах. На мероприятиях, посвящённых памяти жертв голодомора и политических репрессий. На юбилейных годовщинах событий, которые отмечаются государством. На возложениях цветов. На акциях в честь Майдана и Небесной сотни. На флешмобах и перформансах. И так далее, и так далее, и так далее… ВСЕГДА И ВЕЗДЕ туда сгоняют (именно сгоняют, как скот) учителей и школьников. Их ЭКСПЛУАТИРУЮТ в самом прямом смысле этого слова. Причём учащихся зачастую отрывают от уроков, а их наставникам ничего не доплачивают за участие в официальных мероприятиях. А зачем что-то доплачивать? Крепостные должны смиренно отработать свою барщину.
Подобный произвол уже настолько «достал» педагогическую общественность, что возмущаться начали даже некоторые представители государства. В частности, несколько лет назад тогдашний заместитель министра образования Украины Павел Полянский, выступая на выездном заседании комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования, призвал власть прекратить принудительное использование школ в качестве массовки для официоза.
«Школа сегодня тонет в постоянных принудительных акциях и мероприятиях различных направлений. Мы стремимся это прекратить и предоставить право голоса самим учебным заведениям. Подчёркиваю, не районным или областным отделам образования, а школам, чтобы они сами решали, принимать ли им участие в том или ином мероприятии, акции и так далее», – заявил Павел Полянский.
С тех пор прошли годы, но абсолютно ничего не изменилось. Если уж крик души заместителя министра утонул в идеологическом болоте, то о чём можно говорить дальше?..
Интересно, кто-нибудь из наших читателей может себе представить такую картину: мэрия Парижа заставляет местных учителей участвовать в торжествах по случаю Дня взятия Бастилии? Или структуры управления образованием федеральных земель Германии выгоняют немецких школьников на траурные акции по поводу очередной годовщины Холокоста? Или руководители нью-йоркских школ принуждают педагогов организовывать патриотические форумы к празднованию Дня независимости США? Лично я не могу себе такое даже вообразить. Но в Украине возможно всё.
Ни одна другая профессия в нашей стране не подвергается таким издевательствам со стороны государственных чиновников, каким подвергаются учителя. Чиновники понимают: педагоги никуда не денутся. Они – крепостные. Они никогда не посмеют пойти против «барина». И дело тут далеко не только в идеологическом насилии. Мало кто знает, что государство постоянно придумывает для учителей всевозможные варианты сертификации, аттестации, переаттестации, курсы повышения квалификации, дистанционные электронные курсы… Не успеет педагог пройти одну сертификацию, а от него уже требуют проходить другую – модернизированную, дополненную и «суперпрогрессивную». Украинское преподавательское сообщество уже буквально воет от «креативной» изобретательности обитателей высоких бюрократических кабинетов, но какой же помещик обращает внимание на жалобы своих холопов?
Ладно, если бы от бесконечной сертификации и аттестации был бы хоть какой-то толк, то это можно было бы понять и принять. Однако толку не было и нет. И чем ниже падает наше школьное образование, тем изощрённее становятся государственные требования к педагогам. Никто «наверху» не желает признавать, что учителя (к слову, уже давно совершенно бесправные в учебном процессе, доведённые до уровня обучающих биороботов) – лишь инструмент в руках Министерства образования, чья политика в последние годы откровенно граничит с шизофренией. Педагоги в школах делают лишь то, что от них требуют программы, концепции и стандарты, утверждённые чиновниками. Без вариантов. Но вместо того, чтобы разбираться с провальной образовательной политикой, министры и молодые «министерки» упорно продолжают испытывать кадровый инструмент на прочность. Всё это напоминает неумелого хирурга, который в 58-й раз заказывает себе новую модификацию скальпеля. Вот только пациенты (какие негодяи!) по-прежнему регулярно умирают на его операционном столе…
Отож-бо. «Україна – це Європа». А вы сомневались?
Андрей ПОТЫЛИКО
НА ФОТО: Фрагмент одного из официозных школьных фестивалей в честь выездного областного семинара внешкольных учреждений, город Рени, 2019 год. Фото автора
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции и посетителей сайта.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.