Ее называют железнодорожными воротами города. 14 марта 1845 комитет по железным дорогам при императоре Николае I рассматривал сообщение генерал-губернатора Новороссийска, князя Воронцова, о необходимости строительства конной железной дороги.
В 2017 году железнодорожной станции Чадыр-Лунга исполнится 140 лет.
Николай I подписал Указ, согласно которому «…конную железную дорогу необходимо строить с таким расчетом, чтобы она могла впоследствии служить для паровозного сообщения, ибо иначе все издержки на сию дорогу были бы временными и брошены без пользы».
В августе 1871 года было открыто движение между Кишиневом и Тирасполем. С этого начинается история железных дорог в Молдавии. В 1872 году были планы изыскать средства для открытия железнодорожной линии от Бендер (город в Приднестровье, главный порт на реке Днестр, крупнейший железнодорожный узел Приднестровской железной дороги) до Болграда (город районного значения в Одесской области Украины, находится в нескольких километрах от границы с Молдавией). И хотя министр путей сообщения того времени, граф Бобринский, докладывал об этой дороге как одной из важнейших, вопрос так и остался «без движения».
К строительству дороги приступили лишь в период русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В транспортном отношении Россия была не готова к этой войне. Пришлось срочно строить новую линию от Бендер к Рени (город районного значения в Одесской области Украины) и далее к городу Галац (город и порт на востоке Румынии, в устье Дуная). В начале войны император Александр II признал строительство этой дороги «не терпящего малейшего отлагательства». Работы велись в таком поспешном режиме, что уже через 3 мес. и 12 дней движение было открыто, и 7 ноября 1877 по ней прошел первый поезд.
Технический уровень дороги был чрезвычайно низким, состояние путей не позволяло развивать хоть сколь-нибудь большую скорость. Паровозы, работавшие на дровах, могли двигаться на скорости всего 20 км/ч и были в состоянии тащить не более 27 вагонов. В пассажирских вагонах было всего по 18 мест, там были низкие потолки и печное отопление. Освещение было свечное или ламповое (керосинками).
В 1879 году Бендерско-Галацкая дорога перестала считаться военной и была передана в управление обществу юго-западных железных дорог. С тех пор она стала основным фактором, влиявшем в этих краях на развитие торговли, сельского хозяйства, промышленности.
А это, очевидно, уже достроенная станция. Фото из музея при ЦДТ Чадыр-Лунги:
Чадыр-Лунгская «железка» — безмолвный свидетель всех значимых исторических событий начала прошлого века.
В период русских революций железнодорожники были пионерами революционного движения в крае. В годы румынского правления объемы перевозок резко сократились, станции были расформированы, работники – массово уволены. Антирумынские настроения железнодорожников не давали покоя властям и даже систематические репрессии и гонения не давали результатов. Станция Чадыр-Лунга практически перестала существовать, а некоторые участки пути были даже разобраны диверсантами.
Великая Отечественная война для жителей города началась со зловещего гула самолетов, летящих на восток, и страшного зарева горящей станции Бессарабская (Басарабяска), которая в числе станций Табаки (село, относится к Болградскому району Одесской области Украины) и Рени подверглись жестоким бомбовым ударам с воздуха. Движение поездов в юго-западном направлении Бендерской дороги было прервано на долгие 4 года, и лишь в 1944 году началось постепенное восстановление путей. Для этих целей на ежедневные восстановительные работы направлялось до 500 колхозников.
Станция Чадыр-Лунга стала свидетельницей страшных событий голодомора 1946-47 годов. Здесь, под открытым небом, на виду у обезумевших от голода людей, гнило зерно, которое отбирали из личных хозяйств крестьян в счет госпоставок. Вывезти его по каким-то причинам не могли, но и людям не отдавали.
9 июня 1958 года села Чадыр и Тришполи (Тирасполь), разделенные железной дорогой, как своеобразной границей, были объединены в один населенный пункт районного подчинений – Чадыр-Лунга. Наличие железной дороги и станции обеспечило успешное развитие народного хозяйства; город стал вторым по величине и экономической значимости на юге Молдавии.
Станция работала в круглосуточном режиме, отгружая овощи, фрукты, продукцию фабрик и заводов на нужды тогда еще большой общей Родины. А полотно асфальтовой дороги, ведущей к станции, не успевали вовремя латать и ремонтировать, потому что нескончаемый поток грузовых машин, везущих продукцию на станцию, невозможно было остановить ни на минуту ни днем, ни ночью.
Примерно так это выглядело в реальности. Длинные вереницы машин выстраивались в огромные очереди, а стук колес, разносившийся эхом далеко за пределы центра, был слышен в каждом микрорайоне города.
У каждой железной дороги есть свой фирменный поезд. Есть такой и у Чадыр-Лунгской «железки»: это пригородный поезд Бессарабка-Болград, который на местном диалекте называют «курса», видимо, от слова «курсировать».
Этот красно-желтый поезд привычно связывает между собой Чадыр-Лунгу и села района, а заодно и везет всех желающих на рынок украинского города Болград. А когда-то раньше он отвозил наших предков к месту паломничества – Болградскому собору и месту захоронения попечителя гагаузов и болгар – генерала Инзова.