Ее называют железнодорожными воротами города. 14 марта 1845 комитет по железным дорогам при императоре Николае I рассматривал сообщение генерал-губернатора Новороссийска, князя Воронцова, о необходимости строительства конной железной дороги.
В 2017 году железнодорожной станции Чадыр-Лунга исполнится 140 лет.
Николай I подписал Указ, согласно которому «…конную железную дорогу необходимо строить с таким расчетом, чтобы она могла впоследствии служить для паровозного сообщения, ибо иначе все издержки на сию дорогу были бы временными и брошены без пользы».
В августе 1871 года было открыто движение между Кишиневом и Тирасполем. С этого начинается история железных дорог в Молдавии. В 1872 году были планы изыскать средства для открытия железнодорожной линии от Бендер (город в Приднестровье, главный порт на реке Днестр, крупнейший железнодорожный узел Приднестровской железной дороги) до Болграда (город районного значения в Одесской области Украины, находится в нескольких километрах от границы с Молдавией). И хотя министр путей сообщения того времени, граф Бобринский, докладывал об этой дороге как одной из важнейших, вопрос так и остался «без движения».
К строительству дороги приступили лишь в период русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В транспортном отношении Россия была не готова к этой войне. Пришлось срочно строить новую линию от Бендер к Рени (город районного значения в Одесской области Украины) и далее к городу Галац (город и порт на востоке Румынии, в устье Дуная). В начале войны император Александр II признал строительство этой дороги «не терпящего малейшего отлагательства». Работы велись в таком поспешном режиме, что уже через 3 мес. и 12 дней движение было открыто, и 7 ноября 1877 по ней прошел первый поезд.
Технический уровень дороги был чрезвычайно низким, состояние путей не позволяло развивать хоть сколь-нибудь большую скорость. Паровозы, работавшие на дровах, могли двигаться на скорости всего 20 км/ч и были в состоянии тащить не более 27 вагонов. В пассажирских вагонах было всего по 18 мест, там были низкие потолки и печное отопление. Освещение было свечное или ламповое (керосинками).
В 1879 году Бендерско-Галацкая дорога перестала считаться военной и была передана в управление обществу юго-западных железных дорог. С тех пор она стала основным фактором, влиявшем в этих краях на развитие торговли, сельского хозяйства, промышленности.
А это, очевидно, уже достроенная станция. Фото из музея при ЦДТ Чадыр-Лунги:
Чадыр-Лунгская «железка» — безмолвный свидетель всех значимых исторических событий начала прошлого века.
В период русских революций железнодорожники были пионерами революционного движения в крае. В годы румынского правления объемы перевозок резко сократились, станции были расформированы, работники – массово уволены. Антирумынские настроения железнодорожников не давали покоя властям и даже систематические репрессии и гонения не давали результатов. Станция Чадыр-Лунга практически перестала существовать, а некоторые участки пути были даже разобраны диверсантами.
Великая Отечественная война для жителей города началась со зловещего гула самолетов, летящих на восток, и страшного зарева горящей станции Бессарабская (Басарабяска), которая в числе станций Табаки (село, относится к Болградскому району Одесской области Украины) и Рени подверглись жестоким бомбовым ударам с воздуха. Движение поездов в юго-западном направлении Бендерской дороги было прервано на долгие 4 года, и лишь в 1944 году началось постепенное восстановление путей. Для этих целей на ежедневные восстановительные работы направлялось до 500 колхозников.
Станция Чадыр-Лунга стала свидетельницей страшных событий голодомора 1946-47 годов. Здесь, под открытым небом, на виду у обезумевших от голода людей, гнило зерно, которое отбирали из личных хозяйств крестьян в счет госпоставок. Вывезти его по каким-то причинам не могли, но и людям не отдавали.
9 июня 1958 года села Чадыр и Тришполи (Тирасполь), разделенные железной дорогой, как своеобразной границей, были объединены в один населенный пункт районного подчинений – Чадыр-Лунга. Наличие железной дороги и станции обеспечило успешное развитие народного хозяйства; город стал вторым по величине и экономической значимости на юге Молдавии.
Станция работала в круглосуточном режиме, отгружая овощи, фрукты, продукцию фабрик и заводов на нужды тогда еще большой общей Родины. А полотно асфальтовой дороги, ведущей к станции, не успевали вовремя латать и ремонтировать, потому что нескончаемый поток грузовых машин, везущих продукцию на станцию, невозможно было остановить ни на минуту ни днем, ни ночью.
Примерно так это выглядело в реальности. Длинные вереницы машин выстраивались в огромные очереди, а стук колес, разносившийся эхом далеко за пределы центра, был слышен в каждом микрорайоне города.
У каждой железной дороги есть свой фирменный поезд. Есть такой и у Чадыр-Лунгской «железки»: это пригородный поезд Бессарабка-Болград, который на местном диалекте называют «курса», видимо, от слова «курсировать».
Этот красно-желтый поезд привычно связывает между собой Чадыр-Лунгу и села района, а заодно и везет всех желающих на рынок украинского города Болград. А когда-то раньше он отвозил наших предков к месту паломничества – Болградскому собору и месту захоронения попечителя гагаузов и болгар – генерала Инзова.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.