Перед молдовенистским движением сегодня стоит ряд вызовов, без решения которых как минимум не удастся одолеть «румын» на следующих парламентских выборах, не говоря уже о дальнейшем обустройстве «молдавской» Молдавии.

Фото: news.qip.ru

28 июня 1940 года советские войска вошли в Бессарабию и Северную Буковину. Земли, 23 года находившиеся под властью королевской Румынии, вернули обратно. Правда, уже не в состав Российской империи, а в советские республики — Украинскую и новосозданную Молдавскую.

Вокруг этой даты в молдавском истеблишменте не прекращаются споры. Одни считают советский поход оккупацией: мол, бессарабцы счастливо жили под румынским батогом, а Советы пришли и разделили единый народ. Другие уверены, что Красная армия освободила молдаван и воссоздала многовековую молдавскую государственность, о которой в составе Румынии не могло быть и речи.

Две Молдавии

Если говорить о современной молдавской нации, то она почти поровну разделена на два противоположных лагеря.

Старт процессу разделения, в принципе, дал 1940-й год: с того момента и до конца 80-х торжествовала идея «молдавской» Молдавии. Затем, вплоть до 2001 года, страной безраздельно правили «румыны».

Потом мяч переходил от «молдаван» к «румынам» и обратно. Сейчас в Молдавии происходит очередной виток «румынизации».

Однако поединок за Молдавию вовсе не завершён: ни одна из сторон не утвердила своей версии окончательно и бесповоротно.

Ситуация, к слову, во многом схожа с украинской. Проведём параллели и просто заменим украинские наименования молдавскими. «Румыны» говорят на румынском, «молдаване» — на молдавском (кириллическая версия румынского, которая многими признаётся как отдельный язык) или русском. «Румыны» ходят в Бессарабскую митрополию Румынской церкви, «молдаване» — в Православную церковь Молдовы Московского патриархата. Есть даже своя крымская автономия — Гагаузия, которая ни к «румынам», ни к «молдаванам» себя не относит (хотя последние ей близки гораздо больше), а является государством в государстве. Наконец, «румыны» спят и видят себя частью Европы, а «молдаване» — Евразии.

Главное отличие — отсутствие географического фактора. Так, «молдавская» партия, допустим, коммунистическая, может получить в каком-нибудь Бричанском районе, граничащем с Румынией, на 10% больше, чем по стране в целом, а в сопредельных с Украиной Штефан Водах — на 10% меньше.

Это, в свою очередь, говорит о том, что победившей идеологической стороне будет легче перевоспитывать несогласное население: для этого не нужно будет разделяться на два государства или проводить ассимиляционную политику в отношении отдельных регионов.

Большинство в парламенте сегодня за «румынами», зато «молдаване» (и это важное отличие от Украины) более активны на улицах. Апологеты Таможенного союза, традиционных православных ценностей и молдавского языка регулярно пикетируют государственные органы, выдумывают креативные акции, не дают дремать прорумынской власти.

Основная оппозиционная «молдавская» сила — Партия коммунистов. Она представлена крупнейшей фракцией в парламенте и до сих пор, несмотря на неблагоприятную обстановку, остаётся самой мощной и структурированной политсилой в стране. Трудно сказать, стоит ли верить коммунистам: во время нахождения у власти сегодняшние ярые евразийцы выступали за интеграцию с Европейским союзом и попустительски относились к расширению идей унионизма.

Поэтому сегодня всё активнее голос подают другие «молдавские» партии — например, Партия социалистов, у которой имеются свои представители в парламенте. Есть ещё Социал-демократическая партия, которая инициировала массовый сбор подписей за референдум по вопросу присоединения к Таможенному союзу.

Уличными противостояниями с представителями румынских организаций занимаются «Патриоты Молдовы». К списку «молдавских» партий можно отнести и Христианско-демократическую народную партию Юрия Рошки, который раньше стоял на унионистских позициях, а сейчас он сторонник Евразийского союза.

Правда, кроме коммунистической, все эти партии в нынешнем их обличии сформировались лишь в последние несколько лет. Опыта серьёзных политических кампаний у них нет (за исключением Рошки), поэтому на выборах они могут набрать как ноль с хвостиком, так и перешагнуть через проходной барьер.

«Румыны» более пассивны: на улицах они представлены радикальными неонацистскими группировками, проводящими малочисленные мероприятия — вроде сжигания портрета спецпредставителя президента России в Приднестровье Дмитрия Рогозина.

Крупные политические силы, ориентированные на «румынскую» версию, на улицах появляются достаточно редко. Возможно, дело тут в том, что «румыны» решили сосредоточиться на парламенте, в котором существуют аж четыре фракции подобной направленности.

К «молдовенизму» через «Альянс за евразийскую интеграцию»

Перед молдовенистским движением сегодня стоит ряд вызовов, без решения которых как минимум не удастся одолеть «румын» на следующих парламентских выборах, не говоря уже о дальнейшем обустройстве «молдавской» Молдавии.

Прежде всего, это решение проблемы разобщённости. Проевразийские, промолдавские партии сегодня занимаются в большинстве своём не критикой режима и борьбой с ним, а ссорами между собой. Коммунисты ругают всех подряд как недостойную внимания столь большой партии «мелочь». Мелкие партии ругаются, обвиняя друг друга в безделии и пособничестве «румынам», а коммунисты для них — предатели, оппортунисты и нерукопожатные.

В итоге страдает общее дело. Необходимость координации действий можно осознать даже на примере «румын», которые, несмотря на многие разногласия, уже в третий раз смогли сформировать в парламенте свой «Альянс за европейскую интеграцию».

«Молдаванам» нужен свой альянс — «За евразийскую интеграцию». Склоки и выяснение отношений, политические разногласия следует оставить на потом. Главное договориться о сотрудничестве в базовых вещах: внешняя политика, защита молдавского и русского языков, противостояние имперской политики Румынии, отстаивание национальной истории. Партии должны пообещать друг другу и своим избирателям, что подобный набор пунктов станет определяющим для договора, остальное будет обсуждаться и выясняться уже отдельным образом.

***

28 июня для «молдовенистов» должно стать аналогом национального праздника Дня независимости, национальной гордостью. Идеи, заложенные в образование Молдавской Советской Социалистической Республики, — базисом для дальнейших действий.

Дело не в отношении к коммунизму, Советскому Союзу или красным флагам. В 1940 году молдаванам вернули их страну, их Молдавию. Сегодняшнему поколению молдовенистов предстоит повторить этот подвиг.

Или даже сверхподвиг: Румыния сегодня наглее и мощнее, Евразийский союз в отличие от Советского пока находится в зародыше и к Молдавии испытывает посредственный интерес, а румынская идея воспринимается позитивно едва ли не половиной населения.

Один лишь плюс — аналогия Молдавской Автономной ССР (существовала в составе Украинской ССР с 1924 по 1940 год) под названием Приднестровье успешно функционирует. Возможно, патриотам Молдавии следует брать с него пример. Но это уже тема другой статьи.

Артём Бузила

Источник: «Однако»