Коррупция, откаты, дерибан бюджетных денег… Казалось бы, эти понятия должны были уйти в прошлое вместе с представителями «злочинной влады» как признаки тоталитарного режима. В обновленной стране этого всего «добра» быть вроде и не должно. Но оказалось, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Все есть, никуда не делось, и часто за показательной борьбой с коррупцией угадываются хорошо отлаженные схемы.
Но есть и другие примеры, когда при наличии политической воли можно создать действенный заслон схемам по разбазариванию и откровенному воровству бюджетных денег. С одной из таких схем началась действенная борьба в Одесском областном совете по инициативе и непосредственном участии депутатов от партии «Наш край». Как говорит молодой депутат Иван Кюссе, представляющий в облсовете Тарутинский район, «кто-то делает вид, что борется с коррупцией, а мы вместо слов предлагаем конкретные решения».
До недавнего времени распорядителями средств, выделяемых из областного бюджета на инфраструктурные проекты в рамках межбюджетных трансферов, были главы районных государственных администраций. Когда речь шла о строительстве, ремонте и реконструкции дорог, объектов общего пользования и т.д. они практически единолично принимали решение о выборе подрядчика. Так строились современные стадионы в умирающих селах на миллионы гривен, устанавливались «золотые» крыши и окна в школах и домах культуры, осуществлялись ямочные ремонты дорог по цене строительства дорожного полотна евростандарта.
«Уже новые главы районов попытались продолжить практику своих предшественников и решили, что они так же будут распоряжаться бюджетными деньгами и самостоятельно выбирать подрядные организации, причем по критериям, которые известны только им. Проконтролировать эти процессы довольно трудно, ведь они носят массовый характер. И правоохранительные органы, даже имея желание нейтрализовать коррупционные схемы, могут физически не справиться с задачей. Вот и получается, что стадион в селе, которому красная цена максимум 500 тысяч грн. в результате обходится бюджету в два раза больше», – рассказывает лидер фракции «Наш край» в областном совете Александр Кащи.
Иван Кюссе продолжает поднятую тему: «Приведу еще такой пример: строительство ФАПа в селе Дивизия Татарбунарского района. В прошлом году была составлена смета в 920 000 тыс. грн., но мы, депутаты, выехали на место с экспертами в области строительства, и они дали заключение, что тот же объем работ с тем же качеством можно осуществить за … 420 000 грн. Как говорится, почувствуйте разницу! И такой контроль уже осуществляется и будет осуществляться депутатами фракции «Наш край» по всем объектам, расположенным в районах, от которых избраны мои коллеги по фракции. И еще хочу отметить, что контроль будет осуществляется на всех этапах, до момента введения в эксплуатацию».
Александр Кащи поддерживает коллегу: «Согласитесь, нельзя назвать правильной ситуацию, когда депутаты областного совета в тесном взаимодействии со своими избирателями определяют болевые точки, необходимый объем работ, после многочисленных дебатов и переговоров добиваются выделения средств, деньги выделяются, а в результате главными распорядителями средств являются райадминистрации. Деньги отправлялись на места, там они использовались без всяких признаков прозрачности, разворовывались, объекты не достраивались, и в конечном итоге виноват или народный депутат, или депутат областного совета. Настало время с этой порочной практикой покончить».
По словам депутатов от «Нашего края», на сегодняшний день в Одесской области большое количество недостроев, и причина тому не отсутствие финансирования. Все гораздо печальней: как минимум 50 процентов выделенных бюджетных средств на каждый конкретный объект разворованы. Но зато районные газеты и местные телеканалы пестреют хвалебными статьями о героях нашего дня – главах райгосадминистраций, которые героически устанавливают унитазы в детсадах и меняют окна в школах. Причем зачастую очень неплохо на этом зарабатывая.
Есть ли в такой трудно контролируемой ситуации реальные механизмы противостояния годами наработанным схемам по разворовыванию бюджетных средств? По словам депутатов от «Нашего края», они нашли выход.
«В структуре управления Одесского областного совета по имущественным вопросам уже много лет работает коммунальное предприятие «Облтрансбуд». После того, как мы проголосовали решение от 21.12.2015 г. «Об областном бюджете на 2016 год» и был утвержден перечень объектов, расходы на которые осуществляются за счет бюджета развития области, встал вопрос о контроле за расходованием этих средств. И вот тогда было решено, что в большинстве случаев главным распорядителем средств будет как раз это предприятие, полностью подконтрольное депутатскому корпусу», – рассказывает Иван Кюссе.
По словам лидера фракции «Нашего края» в облсовете Александра Кащи, далеко не все главы районов с пониманием восприняли это решение. Но такая реакция вполне предсказуема: не все шли на эти должности с низкой зарплатой и высокой степенью ответственности только для того, чтобы выводить страну из кризиса. Есть и такие, у кого цели прямо противоположные. Хотя и прикрыты красивой публичной историей о появлении новой политической генерации.
У депутатов облсовета есть четкие аргументы: проконтролировать действия руководителей районов в вопросе расходования областных бюджетных денег возможностей нет, но зато вполне под силу держать под постоянным прицелом коммунальное предприятие облсовета.
«Как депутат Одесского областного совета и заместитель председателя постоянной комиссии областного совета по вопросам строительства, регионального развития, культурного наследия, вместе со своими коллегами осуществляю непосредственный контроль за деятельностью КП «Облтрансбуд», мы не один раз заслушивали руководство предприятия, в адрес КП «Облтрансбуд» от строительной комиссии был послан не один запрос. И там уже сложилось понимание, что работать нужно исключительно прозрачно, честно и по закону. Иначе никто не уйдет от ответственности», – заявляет молодой депутат Иван Кюссе.
На то, чтобы оставить в прошлом преступные и безнаказанные схемы, мешающие стране развиваться и идти по цивилизованному пути, иногда не хватает только политической воли. На отдельном примере честного подхода к решению давней проблемы всего несколько человек показали, что просто нужно действовать. Действовать в интересах земляков, избирателей, своего края.
Республіка Молдова обирає президента країни. Різні соціологічні дослідження демонструють високі шанси діючого голови держави Майї Санду зберегти за собою президентське крісло, однак без другого туру голосування цього разу не обійдеться. Одночасно з президентськими виборами населення Молдови визначатиметься з геополітичним вектором на референдумі про приєднання до Європейського Союзу. На перший погляд Молдова пройде через черговий етап, який ще більше закріпить європейський вибір молдовського народу, однак Кремль не відмовляється від спроб повернути країну до своєї зони геополітичного впливу. Експерти Лабораторії досліджень та інформаційного аналізу розбирали можливі варіанти розвитку подій.
В Україні зібрано понад 66,7 млн тонн нового врожаю зернових та олійних культур на площі 18,6 млн га. За інформацією аграріїв, намолочено 47,9 млн тонн зернових та 18,8 млн тонн олійних.
Польська приватна залізнична компанія SKPL Cargo має намір запустити пасажирське сполучення між Варшавою та Ковелем (Волинська область) вже у грудні поточного року.