Важнейшим аспектом обеспечения демократических выборов является соблюдение прав избирателя – одного из субъектов избирательного процесса.
Какие документы необходимы для голосования?
Как правило, избиратель встречается с представителями избирательной комиссии непосредственно при получении избирательного бюллетеня. Его, возможно, получить при наличии следующих документов:
Паспорт гражданина Украины.
Временное удостоверение гражданина Украины (для лиц, которые недавно приняли гражданствоУкраины).
Бюллетень избиратель получает на основании списка избирателей у члена избирательной комиссии. Избиратель обязательно расписывается в получении избирательного документа два раза: в контрольном талоне избирательного бюллетеня и в списки избирателей. Подчеркнем, что член избирательной комиссии в свою очередь должен вписать свою фамилию и инициалы, поставить подпись в обозначенном месте на избирательном бюллетене и контрольном листе.
Голосование тайное, а видеосъемка в кабинке для голосования запрещена
Голосование является тайным и любой контроль над волеизъявлением избирателей запрещен. Это относится и к наиболее распространенной ошибке (нарушению) на избирательных участках, когда члены избирательной комиссии (по просьбе или без неё) заходят в кабинку для тайного голосования, чтобы помочь сделать отметку людям, которые в силу физического состояния не могут это сделать самостоятельно. С ведома избирательной комиссии посторонние (не члены избирательной комиссии могут помочь опустить бюллетень в урну для голосования, но не в коем случае не делать отметку за избирателя).
Кроме того, видеосъемка, фотографирование в любой способ волеизъявления в кабине для голосования запрещен законом Украины, так как это нарушает тайну голосования.
Любой гражданин Украины может проголосовать только один раз на одном избирательном участке. Он не имеет права передавать свой бюллетень посторонним лицам. Бюллетень считается действительным, если на нем есть отметка «+» или любая другая, которая стоит напротив фамилии одного кандидата (партии, блока). Делать какие-либо другие пометки на бюллетене возбраняется.
В случае непреднамеренной порчи бюллетеня избирателем он может обратиться к члену избирательной комиссии с просьбой выдать ему новый бюллетень. Данная процедура основана на письменном заявлении избирателя, которое он должен написать, находясь на избирательном участке.
Голосование на дому
Законодательно закреплена норма, согласно которой ряд категорий граждан могут проголосовать на дому.
Если по состоянию здоровья избиратель не может прибыть на избирательный участок, где он включен в список избирателей, то он имеете правоне менее как за двадцать часов до начала голосования обратиться с письменным заявлением к главе избирательной комиссии с просьбой обеспечить ему голосование за пределами избирательного участка.
Голосования избирателей вне избирательного участка организовывается таким образом, чтобы оно завершилось не позднее, чем за час до окончания голосования на основном участке. При проведении голосования на дому наблюдатели имеют право присутствовать на таких же условиях, как и на избирательном участке.
При организации голосования избирателя за пределами помещения для голосования, член участковой избирательной комиссии на основании выдержки из списка избирателей при условии предъявления избирателем одного из документов, что удостоверяет его лицо и гражданство, выдает избирателю один избирательный бюллетень. Член участковой избирательной комиссии вписывает свои фамилия и инициалы и расписывается в определенных местах на избирательных бюллетенях и контрольных талонах. Избиратель расписывается в контрольном талоне избирательного бюллетеня и в выдержке из списка избирателей, заполняет избирательный бюллетень в общем порядке и опускает его в избирательную урну.
Защита прав избирателей
В случае нарушения прав избирателей следует правильно заполнить жалобу или обращение, примерные текст которых, как правило, имеются у наблюдателей на избирательных участках. Стоит помнить, что субъектом обращения с жалобой могут быть, согласно Закону:
– партия – субъект избирательного процесса;
– избирательная комиссия;
– избиратель, избирательные права которого относительно участия в избирательном процессе нарушены решением, действием или бездеятельностью субъекта обжалования.
Жалоба рассматривается соответствующей избирательной комиссией или судом согласно законам Украины. Избиратель лично подает жалобу в избирательную комиссию. Жалоба по форме, определенной законом, поданная в избирательную комиссию, рассматривается на заседании комиссии, как правило, в присутствии заявителя.
Жалоба, поданная не позднее, чем за день до дня выборов, рассматривается в трехдневный срок на ближайшем заседании комиссии, но не позже дня, который предшествует дню выборов, а поданная накануне дня выборов или в территориальную избирательную комиссию в день выборов – безотлагательно.
По итогу рассмотрения заявления избирательная комиссия обязана принять решение о внесении изменения в списке избирателей или мотивированном решении об отклонении жалобы. Копия решения об отклонении жалобы выдается заявителю не позже следующего дня после его принятия, а накануне дня выборов или в день выборов – безотлагательно.
Участники судебного разбирательства имеют право обжаловать решение в апелляционном порядке. Апелляционная жалоба также может быть подана третьим лицом – субъектом избирательного процесса, который не принимал участия в судебном разбирательстве дела, если решение суда первой инстанции нарушает его права и свободы. Решения апелляционных судов, принятые ими в первой инстанции, пересматриваются в апелляционном порядке Верховным Судом Украины. Апелляционные жалобы на решение суда первой инстанции могут быть поданы в течение двух дней со дня, следующего после дня получения копии решения.
Ответственность за нарушение избирательных прав
За нарушение избирательных прав граждан в Украине предусмотренная ответственность, которая определена такими нормативными актами как Кодекс Украины об административных правонарушениях и Криминальный кодекс Украины.
В случае если избиратель высказывает публичные призывы или проводит агитацию за бойкотирование выборов, публикует или распространяет иным способом неправдивые сведений о кандидатах в народные депутаты Украины, а так же проводит агитацию за или против в день выборов, то такие действия влекут за собой наложение штрафа от трех до шести необлагаемых минимумов доходов граждан.
Нарушением закона является и вмешательство в работу избирательных комиссии, которая препятствует выполнению ими обязанностей, связанных с регистрацией кандидатов в народные депутаты, подсчетом голосов или определением результатов или подведением общих итогов выборов. Данное правонарушение влечет за собой наложение штрафа от трех до шести необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, – согласно части второй Ст. 186. Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Наиболее суровые наказания предусмотрены тремя статьями Уголовного Кодекса. Первая из них (Ст. 157) предусматривает ответственность, помимо прочего, «за ограничение свободного осуществления избирательного права». Наказанием в таком случае выступает штраф от трехсот до пятисот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничение свободы сроком до двух лет, или лишение свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного до трех лет. Данное положение касается в первую очередь членов избирательных комиссий.
Ст. 158 в пункте пятом предусматривает ответственность за вынесенный бюллетень с территории избирательного участка. Так что любителям оставить «сувенир» с выборов стоит хорошо подумать, прежде чем решиться на такой шаг. Действия, предусмотренные этим пунктом «караются штрафом от двухсот до четырехсот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничением воли сроком до двух лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».
Карается и голосование более, чем один раз. В случае одиночного проступка данное правонарушение «карается штрафом от ста до трехсот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами сроком до двух лет, или ограничением свободы сроком до трех лет».
В случае если будет доказан сговор, с членами избирательной комиссии, то наказание увеличивается и достигает максимальной санкции ограничением свободы до четырех лет.
В свою очередь нарушение тайна голосования карается законом. «Преднамеренное нарушение тайны голосования во время проведения выборов… карается штрафом от ста до трехсот необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами сроком до двух лет, или ограничением воли сроком до трех лет». Ещё строже будет наказан член избирательной комиссии, в случае если нарушение совершено им.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Усього буде три партнерські проєкти. США та Україна домовилися про реалізацію проєктів використання технології малих модульних реакторів, які допоможуть Україні стати лідером у сфері безпечної атомної енергетики та декарбонізації промисловості. Читати далі