На днях финишировал четырехлетний Всеукраинский эксперимент «Формирование многоязычия детей и школьников: прогрессивные европейские идеи в украинском контексте», в котором брал участие коллектив общеобразовательной школы села Городнее Болградского района.
Результаты проделанной работы были подведены в ходе онлайн-конференции с участием и. о. министра образования и науки Украины Сергея Шкарлета, директора офиса Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств Кристофа Кампа, международных экспертов, а также представителей посольств Германии, Польши, Венгрии, Румынии, Офиса Совета Европы в Украине, научных и педагогических работников.
Представители Городненской общеобразовательной школы Болградского района также взяли участие в конференции, где был рассмотрен и их опыт.
Напомним, что в эксперименте, который реализовывался в Украине под эгидой ОБСЕ в рамках сотрудничества Министерства образования и науки Украины и офиса ОБСЕ по делам национальных меньшинств, брали участие десять учебных заведений Одесской, Закарпатской и Черновицкой областей. В ходе учебного процесса были на практике рассмотрены и опробованы формы внедрения многоязычного образования как инструмента подготовки молодого поколения к жизни в новых условиях международного взаимодействия и сотрудничества.
Участники итоговой конференции обобщили полученный опыт, также были даны предложения по дальнейшим шагам на пути реализации как государственной политики в сфере образования национальных меньшинств Украины, так и научных исследований и внедрения идей многоязычного образования в практику обучения.
В ходе дискуссии «Многоязычное образование в Украине: обзор и презентация достижений эксперимента» научный консультант эксперимента, ректор Одесской академии непрерывного образования Любовь Задорожная представила достижения эксперимента в Одесской области. В частности, речь шла и об опыте педагогов школы села Городнее, большинство жителей которого – этнические болгары.
По словам директора Городненской общеобразовательной школы Марии Пинти, которая осуществляла руководство исследовательско-экспериментальной работой в учебном заведении, суть эксперимента состоит в постепенной адаптации учащихся к языку преподавания. Для этого в их школе с первого класса занятия по математике, естествознанию, изобразительному и музыкальному искусству ведутся на трех языках: болгарском, украинском и русском.
Во втором, третьем, четвертом классах постепенно увеличивается время преподавания этих предметов на украинском языке. Параллельно с третьего по одиннадцатый класс родной болгарский язык изучается как предмет.
В ходе участия в эксперименте учителя начальных классов школы составили программы «Болгарский язык. 1, 2 классы» и «Украинский язык. 1 – 4 классы», которые были одобрены Министерством образования и науки Украины для использования в экспериментальном учебном заведении «Городненская общеобразовательная школа I – III ступеней».
Отметим, что эти программы позволяют создать благоприятные условия для усвоения и улучшения знаний государственного языка и других предметов через родной (болгарский) язык.
В соответствии с программами учителя разработали календарно – тематическое планирование для учащихся 1, 2-х классов по болгарскому языку и чтению, математике, естествознанию и искусству, а для учеников 1 – 4 классов: по украинскому языку и чтению.
В результате, в начальных классах используются три языка обучения: болгарский, украинский и русский на всех предметах (кроме изучения языков), но интенсивность использования каждого языка ежегодно меняется:
Болгарский Украинский Русский
1 класс 58% 29% 13%
2 класс 46% 42% 12%
3 класс 29% 61% 10%
4 класс 10% 85% 5%
В рамках эксперимента учителя начальных классов провели достаточно много открытых уроков по математике, естествознанию, изобразительному и музыкальному искусству и воспитательных мероприятий. Не остался без внимания и вопрос адаптации учащихся первых классов к образовательному процессу: администрация школы, психолог ежегодно проводили ее диагностику и в ходе коррекционных занятий давали рекомендации учителям по работе с первоклассниками.
Эксперимент показал, что применение данных форм работы дает возможность детям усваивать учебный материал, не испытывая языкового барьера, свободно высказываться на уроках и чувствовать себя комфортно в ученической среде.
Добавим, что участие во Всеукраинском эксперименте стало, по сути, продолжением работы, начатой в Городненской школе еще в 2005 году. Тогда на базе школы, по согласованию с областным управлением образования, проводился эксперимент «Родной язык как средство осуществления целенаправленной адаптации учащихся к условиям обучения и ее использование для перехода на украинский язык обучения». Его суть заключалась в том, что обучение начиналось на болгарском языке с постепенным переходом на украинский язык обучения, что показало свою результативность.
Таким образом, городненские учителя и школьники еще раз подтвердили, что выбрали правильное направление и на практике показали, что новые формы обучения могут рождаться в сельской школе. Эксперимент продемонстрировал эффективность подобной модели многоязычного образования для улучшения уровня владения государственным языком и поддержки языков национальных меньшинств, а также выработки заведениями образования собственных моделей осуществления образовательного процесса.