К своему стыду должен сообщить, что эту информацию я узнал лишь на днях, хотя она появилась ещё 29 мая т.г. Мне приходится следить за новостями, как говорится, по долгу службы, но именно эту новость я почему-то прозевал. Впрочем, нетрудно предположить, почему так произошло. Далеко не все новости в нашей стране получают соответствующий резонанс. И в первую очередь не афишируются, а порой и просто замалчиваются те новости, которые бросают тень на власть. Возможно, это как раз тот случай. В итоге очень важное для Украины событие не получило широкого освещения в информационном пространстве.
Этим событием стало обращение Пленума Верховного Суда в Конституционный Суд от 29 мая 2020 года с представлением относительно необходимости дать оценку конституционности ограничений прав и свобод граждан во время карантина, действующего в Украине в связи с угрозой коронавирусной инфекции. Верховный Суд попросил Конституционный Суд признать судебное производство по данному представлению неотложным и рассмотреть его в течение месяца.
Пленум Верховного Суда отметил, что с пониманием относится к ситуации в стране, которая сложилась из-за пандемии COVID-19, и в целом поддерживает мероприятия, направленные на защиту здоровья граждан, но не противоречащие Основному Закону. Вместе с тем Верховный Суд, осуществив анализ целого ряда нормативно-правовых актов, принятых Кабинетом министров и Верховной Радой для обеспечения режима карантина, пришёл к выводу, что их суть и практическая реализация не соответствуют Конституции Украины.
В частности, высшая судебная инстанция нашей страны считает, что утверждённые правительством требования самоизоляции ограничивают право личности на свободу передвижения. Кроме того, запрет на авиаперевозки пассажиров и закрытие пунктов пропуска через государственную границу напрямую нарушают конституционные гарантии прав граждан. Этим нарушается право граждан свободно покидать территорию Украины. Такое право может быть ограничено только законом, а не нормативными актами правительства. Право граждан на мирные собрания так же нельзя ограничивать решениями органов исполнительной власти.
Верховный Суд констатирует, что Конституция гарантирует всем гражданам равные права и свободы и равенство перед законом. Однако Кабмин нарушил эти гарантии, установив режим самоизоляции для граждан старше 60 лет, а также разрешив работать в период карантина одним субъектам хозяйствования и запретив другим. Действующая исполнительная власть ограничила и другие конституционные права граждан, хотя это допускается только в условиях чрезвычайного или военного положения. В частности, были нарушены права граждан на предпринимательскую деятельность и доступную медицинскую помощь.
По мнению Верховного Суда, неконституционными являются не только отдельные решения Кабмина, но и некоторые законодательные акты, принятые Верховной Радой. Таким образом, создаются прецеденты узаконенного беззакония. Например, законом №553-IX внесены изменения в статью 25 Бюджетного кодекса, согласно которым временно, до 1 января 2021 года Госказначейство может не списывать средства государственного и местных бюджетов на основании соответствующих судебных решений. Эти изменения позволяют не выполнять решения судов, что нарушает конституционную норму, гарантирующую обязательное исполнение судебных решений.
Справедливости ради необходимо отметить, что обращение Пленума Верховного Суда в Конституционный Суд содержит в себе и «шкурный» интерес. Он касается того факта, что в рамках карантинных мероприятий были ограничены зарплаты и другие виды материального вознаграждения государственных служащих, работников бюджетных учреждений, народных депутатов, судей, прокуроров и других лиц, оплата труда которых регулируется специальными законами. В итоге, как отметил Верховный Суд, «законом осуществлено непропорциональное уменьшение судейского вознаграждения относительно материального обеспечения других работников бюджетных учреждений, а это, в свою очередь, нарушает принципы независимости судей».
Тем не менее даже явный «шкурный» мотив Пленума Верховного Суда абсолютно не противоречит тому обстоятельству, что карантин в Украине сопровождался и сопровождается очевидными нарушениями конституционных прав и свобод граждан. И это, разумеется, далеко не первый подобный прецедент за годы независимости нашей страны. Более того, представление высшей судебной инстанции Украины в адрес Конституционного Суда лишний раз свидетельствует о том, с какой лёгкостью действующая власть (независимо от фамилий президентов, премьер-министров и названий фракций в парламенте) нарушает закон, даже не задумываясь о сущности и последствиях своей политики. Да и зачем задумываться? Наша власть уже давно привыкла к тому, что она никогда и ни за что не несёт ответственности – ни уголовной, ни политической. А, значит, чиновники всех уровней – от высшего до местного – действуют в стиле «что хочу, то и ворочу».
Ярким тому подтверждением как раз и служат всевозможные карантинные ограничения, о которых заявил Верховный Суд. Причём вопиющий цинизм ситуации заключается в том, что беззаконие сопровождалось не менее циничным враньём высокопоставленных представителей государства. Уж извините за выражение, но враньё – это самое адекватное слово в данном случае.
Напомним, что ещё 8 мая т.г. (то есть до обращения Верховного Суда в Конституционный Суд) главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко заявил: парки и скверы на время карантина закрывались не столько для противодействия эпидемии, сколько для психологического эффекта на людей. То есть, если перевести это признание на нормальный человеческий язык, то можно сделать следующий вывод: не было никакой реальной необходимости запрещать гражданам гулять в парковых зонах в период карантина. Власть просто обманула и запугала людей, чтобы любой ценой заставить их сидеть дома.
«Благодаря этому психологическому эффекту у людей появилось ощущение опасности и необходимости соблюдения карантинных мероприятий, которые внедряло правительство», – сказал Виктор Ляшко в эфире телеканала «Украина 24».
Прошу заметить: у главного санитарного врача страны, по всей видимости, не возникло даже мысли по поводу законности карантинных запретов! Как не возникло подобных мыслей и у высших должностных лиц правительства…
Ничего удивительного тут нет. В нашей политической культуре никогда не было стремления к верховенству права. Даже несмотря на бесконечное словоблудие по поводу «идеалов Майдана», «европейских ценностей» и «торжества свободы и демократии». На самом деле всё это – современная идеологическая мифология, сказки для взрослых про политического Деда Мороза, у которого всегда найдутся подарки «за хорошее поведение». Беда – лишь в одном: «хорошее поведение» требуется только от нас. А на них, «обитателей политического Олимпа», данное правило не распространяется…
К слову, 2 июля Конституционный Суд перешёл к закрытой части пленарного заседания относительно обращения Верховного Суда по поводу конституционности ограничений прав и свобод граждан Украины в рамках карантина. Судя по информационным сообщениям на момент подготовки этой публикации, окончательное решение по данному вопросу ещё не принято.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.