Предпосылки к военному конфликту в Крыму впервые за время независимости актуализировали вопрос оснащенности украинской армии и потенциала отечественного военно-промышленного комплекса.
Украине удалось сохранить мощь советского ВПК, но все эти годы он работал не на нужды украинской армии – до 97% новой продукции идет на экспорт. Хотя десятки видов вооружения, которые выпускаются в Украине, могли бы ликвидировать многие бреши в комплектации отечественных вооруженных сил. Способны ли мощности заводов произвести или ввести в строй стоящую на хранении технику оборонительных задач в условиях войны?
В глобальных рейтингах поставщиков вооружений на мировой рынок Украина традиционно занимает высокие места. По предварительным данным Центра исследования армии, конверсии и разоружений (CACDS), в 2013 году наша страна экспортировала продукции военно-промышленного комплекса на $1,8-1,9 млрд, включая продукцию двойного назначения.
Это около 3% украинского экспорта. Для сравнения: продукции АПК было экспортировано на $17,3 млрд, ГМК – на $14,3 млрд. Основания для того, чтобы гордиться отраслью, без преувеличения, есть. Она остается одной из немногих в стране, которая на постоянной основе ведет разработки новых видов продукции с применением передовых технологий. Правда, внедрять в жизнь удается далеко не все. Большинство конкурентов из других стран получают поддержку из госбюджета – либо прямую, либо в виде гособоронзаказа. Украинские предприятия ВПК фактически лишены и того, и другого.
«В последние годы объем гособоронзаказа только сокращался, в то время как потребность армии в новых вооружениях составляет минимум $300-500 млн в год», – констатирует эксперт CACDS Валентин Бадрак.
Доходы от оружейного экспорта позволяют предприятиям ВПК инвестировать в научные разработки, чтобы не совсем уж отставать от лидеров в высокотехнологичной отрасли, загружать мощности заводов широкого профиля, хотя и военное направление – не самое масштабное по объемам производства. Примером может быть частное ОАО «Мотор Сич». Завод выпускает моторы для целой линейки гражданских самолетов, но как минимум треть выручки получает от ремонта и поставки двигателей двойного назначения. Крупнейший танкостроительный завод Украины им. Малышева благодаря стабильным экспортным контрактам на поставку танков и БТР-ов может уделять внимание и таким «мирным» направлениям, как выпуск колесных тракторов, трамваев, троллейбусов.
Тем временем в арсеналах армии – масса техники, произведенной еще в СССР. Она боеспособна, но технически устарела, и ей будет сложно противостоять военному арсеналу даже четвертого поколения, хотя мировой ОПК уже оснащен техникой шестого поколения. Forbes попытался разобраться, что из продукции украинской «оборонки» могло бы ликвидировать пробелы в вооружении нашей армии?
Сухопутные войска
Пожалуй, наиболее сильный сегмент в контексте возможностей украинского ВПК. Танки и БТРы – единственная военная техника, которую мы можем выпускать без посторонней помощи. «Украина обладает замкнутым циклом производства бронетехники. Это почти уникальная ситуация, в мире всего несколько таких стран», – подчеркивает Виталий Немилостивый, в прошлом первый замминистра промышленной политики.
На вооружении украинской армии – 686 танков, по данным «Белой книги 2012». Основа танкового арсенала – советские танки Т-64, которых в 1991 году Украина получила около 2000. Сейчас их значительная часть выведена в резерв из-за дороговизны содержания. С 2005 года на вооружении находится 76 единиц Т-64БМ «Булат» – произведенная Харьковским заводом им. Малышева модернизация того же Т-64. Правда, эта модель – не лучшее, что сделал советский танкопром.
Другое дело – БМ «Оплот», который можно считать первой украинской разработкой (разработан Харьковским конструкторским бюро по машиностроению имени А. А. Морозова, ХКБМ, на базе Т-80 УД). Он выигрывает у российских и немецких конкурентов по эксплуатационным и боевым показателям. «Оплот» на вооружении армии с 2009 года, когда Минобороны заказало 10 единиц. На 2013-й заказ не был полностью выполнен, но по госпрограмме перевооружения у армии должно быть 50 «Оплотов» к 2018 году.
У харьковских конструкторов есть и перспективная разработка – машина Т-64Е, глубокая модернизация Т-64. И «Булаты», и «Оплоты» Украина успешно поставляет на экспорт. По оценкам отраслевых экспертов, на хранении в данный момент может находиться также более 1100 старых советских танков.
Бронетранспортеры в Украине разрабатывает Харьковский бронетанковый ремонтный завод, выпускает все тот же завод им. Малышева. Созданием новых моделей занимается и Николаевский ремонтно-механический завод. Среди перспективных разработок – боевые машины пехоты БМПТ-64, БМП-55, ЮТМП-84, бронетранспортер БТР-7. Николаевский завод поставляет свои БТР-ы в Таиланд, велись переговоры с Саудовской Аравией. На вооружении Украины – около 1000 советских БТР-60ПБ и БТР-70 (среди последних, правда, есть модернизированные до уровня БТР-70ДИ в Николаеве). Одна из технических новинок украинского оборонпрома в этой нише – бронеавтомобиль «Дозор-Б», созданный ХКБМ. Прошлым летом лицензию на выпуск этой машины у харьковчан купили польские военные.
Не все новые разработки так успешны: можно вспомнить претензии Ирака по контракту на поставку бронетранспортеров БТР-4, разработанных КБ им. Морозова. Предварительное принятие машины на вооружение Минобороны позволило бы выявить недостатки машины без ущерба для имиджа страны. Но этого, увы, не произошло.
Еще один наш «конек» – ракеты и высокоточные системы поражения. В арсенале армии – советские ОТРК 9К79, реактивные системы залпового огня «Град», «Ураган» и «Луч» (суммарно более 550 единиц). Харьковский автомобильный ремонтный завод совместно с КБ им. Морозова на основе «Града» создали свою украинскую «Катюшу» – БМ-21К (модернизация на шасси КрАЗа). Главная гордость разработчиков – увеличенная дальность точного поражения цели (с 20 до 40 км) и спутниковая система наведения и наблюдения.
Киевское КБ «Луч» известно своими высокоточными противотанковыми комплексами – вооружение используется для танков, БТР-ов, вертолетов и пехотных подразделений. В 2013 году предприятие поставляло их для военных Европы и Израиля. В 2010 году 10 противотанковых ракетных комплексов заказало Минобороны Украины.
Также предмет гордости военных – станция радиотехнической разведки «Кольчуга». Это тоже советское наследие, у армии сейчас 19 «Кольчуг», выпущенных еще в 80-х годах. Донецкий завод «Топаз», который получил конструкторскую документацию на комплекс, продолжает разработку обновленных «Кольчуг М». Украина их пока не покупает, в отличие, например, от Эфиопии, которая в 2000-м купила три таких комплекса.
В Украине налажено и серийное производство стрелкового оружия. Винницкое НПО «Форт» разработало пистолет для замены ПММ «Макарова» – «Форт-12», серийный выпуск ведется с 1998 года. Киевский Научно-технический центр точного машиностроения создал автомат «Вепрь», украинскую модификацию Ак-47 – автомата Калашникова. Но в арсенале украинской армии этого оружия нет.
Воздушные силы
По данным «Белой книги-2012», украинская армейская авиация насчитывает 160 боевых и 25 транспортных самолетов. Все они – наследие советских времен, незначительная доля прошла модернизацию. Среди боевых машин – многоцелевые истребители Су-27, фронтовые истребители МиГ-29 – часть модернизирована до МиГ-29МУ1, фронтовые бомбардировщики Су-24М, разведчики Су-24МР и штурмовики Су-25, около половины которых модернизировано до уровня Су-25М1. Модернизацию техники проводят Львовский, Одесский, Луцкий авиаремонтные заводы.
Украина до сих пор считается одной из сильнейших стран мира в нише разработки транспортных самолетов. Несмотря на это, у украинской армии современных образцов такой техники тоже нет. На вооружении находятся старые Ан-24Б, Ан-26, Ту-134АК, Ил-76МД. Из вертолетов – также советские многоцелевые Ми-8МТ. «Перспективными для армии являются самолеты Ан-140, Ан-178 и в особенности – Ан-70», – перечисляет Валентин Бадрак. Все это – техника, созданная уже в современной Украине. Но до закупок ее руки Министерства обороны все никак не дойдут.
Самое распространенное средство ПВО в арсенале воздушных сил – ЗРК С-200В и С-300В1, которые в 2012-2013 годах были сняты с вооружения из-за технического и морального устаревания. Минобороны называет перспективными ЗРК С-300ПС и «Бук-М1». Предприятия «Укроборонпрома» занимаются ремонтом и модернизацией этих комплексов.
В военной авиации Украина не самодостаточна. Мы всегда были сильнейшими в СНГ в разработке и производстве двигателей для военных самолетов и вертолетов (ЗКМБ «Прогресс» и «Мотор Сич»). Но школы выпуска вертолетов у нас нет, да и произвести транспортный самолет собственными силами Украина не в состоянии. Это красноречиво подтверждают примеры самолетов Ан-70 и Ан-124, где наша страна сильно зависит от кооперации с Россией.
Военно-морские силы
Здесь украинская самостоятельность куда выше, чем в авиации. В стране могут производиться все основные составляющие для военного флота – от двигателей и корпусов до вооружений боевых кораблей. «Долгое время завязка на кооперацию с Россией в этой отрасли тоже была сильной, до 50%. Но сейчас по ряду позиций Украине удалось замкнуть производство на себя, поскольку появились дублеры на внутреннем рынке», – отмечает он, приводя в пример малый десантный корабль «Зубр».
В арсенале ВМС сегодня – 26 боевых кораблей и катеров, 8 противолодочных вертолетов и 4 противолодочных самолета. В частях береговой обороны – 41 танк, 177 боевых бронированных машин, 52 артсистемы калибром свыше 100 мм. Среди боевых кораблей – 1 фрегат, 4 корвета, 2 ракетных корвета, корабли управления, морские тральщики, разведывательные, десантные, спасательные, буксирные и другие специализированные суда, а также 1 подводная лодка.
Флот сокращается: в прошлом году из состава ВМС был исключен 1 боевой корабль и 8 катеров. Тем временем почти полный цикл производства военных кораблей налажен на ФСК «Море». Предприятие специализируется на выпуске противолодочных кораблей на подводных крыльях, быстроходных патрульных катеров, кораблей на воздушной подушке разного назначения. Есть надежда, что к 2017-2018 годам на вооружение армии поступят корветы, производством которых по госзаказу занимается сейчас Черноморский судостроительный завод.
В сухом остатке состояние украинской армии сегодня не позволяет ей эффективно вести боевые действия. Армия вооружена технически и морально устаревшим арсеналом. Несмотря даже на слабо загруженные мощности ВПК, восполнить потребности в экстренном режиме военного времени невозможно.
Например, полный цикл изготовления боевого танка «Оплот» – 14,5 месяца, высокоточной системы дальних ракет – 24 месяца. Поэтому в условиях военной угрозы Украине остается надеяться разве что на помощь извне или закупки в экстренном порядке импортных вооружений. Как это пришлось делать, например, Грузии во время российской интервенции в 2008 году.