Порты на Дунае по праву могут считаться стратегическими воротами Украины в Центральную и Западную Европу.
Три украинских морских порта на р. Дунай в общей сложности занимают почти 5% от общего грузооборота в украинских портах. Хотя потенциал портов на Дунае использован далеко не полностью. Во многих странах ЕС речные водные пути обеспечивают большую долю внутренних и международных грузоперевозок. Устья рек также являются удобными гаванями для крупных портов (можно привести пример того же Гамбурга, который находится почти в 100 км от Северного моря в устье Эльбы).
По оперативным данным, на начало этого года украинские порты Дунайского бассейна по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
По данным за январь 2018 г., Измаильский порт увеличил грузооборот почти в пять раз – до 252,7 тыс. тонн, Ренийский порт – в три раза, до 63,5 тыс. тонн.
«Таких результатов в начале года Дунайским портам удалось достичь благодаря наличию стабильной грузовой базы, а также хорошим погодным условиям – отсутствие льда на реке позволяет осуществлять судоходство согласно потребностям», — говорится в сообщении АМПУ.
В общих цифрах показатели не такие радужные: по данным за прошлый год, Измаильский порт уменьшил объем грузооборота по сравнению с 2016 годом на 10,3% (до 5,097 млн. тонн), Ренийский порт увеличил грузооборот на 15,7% (до 1,124 млн. тонн), Усть-Дунайский порт также увеличил грузооборот, в 2,1 раза, правда, он составил всего 54,2 тыс. тонн.
АМПУ предпринимает определенные действия, чтобы активизировать работу портов. По мнению руководства, для малых портов Украины наиболее благоприятной будет приватизация или переход в концессию, тем более, что законодательно это уже решено с принятием соответствующего закона.
«В странах ЕС в 2016 г. заключено 69 соглашений о государственно-частном партнерстве на сумму около 12 млрд. евро. В Турции государство и бизнес вместе строят новый аэропорт в Стамбуле. Как видим, опыт стран с разным уровнем экономического развития свидетельствует, что бизнес готов инвестировать в инфраструктуру и эффективно взаимодействовать с государством. Разработанный нами законопроект будет этому способствовать. Он систематизирует четыре действующих закона Украины, которые регулируют осуществление концессионной деятельности, и позволит ввести лучший международный опыт в Украине», – считает первый вице-премьер Степан Кубив.
Среди нововведений относительно портов стоит назвать прошлогоднее сентябрьское постановление кабмина, которое предусматривает снижение ставки портовых сборов до 20% и сокращение доли отчисления чистой прибыли ГП «АМПУ» в государственный бюджет с 75% до 50%. Указанные изменения были введены с 1 января 2018 года. Казалось бы, что снижение ставки должно привлечь дополнительные инвестиции и стивидоров в порты. Но на депрессивные порты Дунайского региона это положение не распространяется.
Возможно, что спасением для ренийского порта станет специальная экономическая зона, которую планируют реанимировать путем внесения изменений в Закон Украины «О специальной экономической зоне «Рени». Сейчас она охватывает только треть от всей территории и потенциально может заинтересовать иностранного инвестора.
«Если законопроект будет поддержан, первые три года инвесторы в порту не будут платить налог на прибыль, потом три года налогообложение будет частичным — только половина общей суммы. После шести лет — налогообложение на общих основаниях. Это относительно крупных инвесторов. Мы также предлагаем продлить срок работы специальной экономической зоны до 2040 года, ведь в последние годы в порту Рени она существовала только на бумаге. Все это должно стать толчком для развития », — подчеркнул в своем выступлении на форуме Ukrainian Ports Forum-2018 руководитель Одесской ОГА Максим Степанов.
Украинские порты на Дунае страдают не только от недостатка внешних инвестиций и рыночных колебаний. Значительно снижает потенциал дунайских портов проблема с глубоководным каналом Дунай – Черное море через устье Быстрое. Он являлся альтернативой румынским каналам (Канал Дунай – Черное море, Сулинский канал) и составлял для них значительную конкуренцию, так как стоимость прохода по украинскому каналу ниже румынских на 40%. Однако, гидротехнические особенности и обмеление приводит к тому, что гарантированные глубины недостаточны для того, чтобы эксплуатировать его на полную мощность.
«Если на сегодняшний день грузоперевалка в год на Измаильском порту составляет 4,5-5 млн. тонн, то, в случае введения нового канала, грузооборот можно увеличиться в 2 раза. Если говорить об Усть-Дунайском порте, то сегодня – 25 тыс. тонн, а в перспективе – 3-4 млн. тонн грузов. Грузооборот Ренийского порта – почти 1 млн. тонн грузов, а еще в советское время порт переваливал 11-12 млн. тонн грузов. Простой пример: сегодня Бессарабия производит 1 млн. тонн зерна, который разбивает дороги на пути в порты «Южный» и «Черноморск»», – уверен депутат Одесского областного совета Юрия Маслов.
Напомним и важность решения о восстановлении железнодорожного сообщения по направлению «Березино» (Одесская область, Украина) – «Бассарабка» (Бессарабский район, Молдова). Эксперты позитивно оценивают эффект от восстановления сообщения на этом участке. Это снизит стоимость транзита через молдавскую территорию, так как путь сократится почти в два раза. Также украинские порты Дунайского бассейна смогут получить дополнительный грузовой поток из Молдовы. Нельзя сбрасывать со счетов и фактор железнодорожного сообщения для пассажиров. После восстановления этой ветки можно вести речь о прямых поездах в Софию и Варну из Одессы.
Кроме того, повысить грузооборот на украинском участке Дуная сможет и открытие паромной переправы Орловка-Исакча. Её строительство практически завершено, ожидается введение в эксплуатацию.
Нельзя обойти вниманием и туристический аспект функционирования Дуная. Многочисленные речные круизы, которые могли бы стать настоящим спасением для юга Одесской области, выполняются крайне нерегулярно. В летнюю навигацию 2017 года пассажирский теплоход «Принцесса Днепра» совершал рейсы с Днепра на Дунай, но о каком-либо крупном пассажиропотоке говорить не приходится.
Суда Дунайского пароходства, конечно, работают на круизных направлениях, правда, без заходов в порты украинской части Дуная. На апрель текущего года был анонсирован только один пробный круиз из Измаила в Вену.
Разумеется, что украинская сторона участвует в целом ряде совместных с ЕС проектов, направленных развитие Дунайского региона. Так в марте прошлого года Украина присоединилась к содружеству стран, нацеленных на развитие экономически выгодных регионов, с целью получения всеобщего развития судоходства реки. С другой стороны, украинская сторона не имеет четкой политики для развития морских портов в данном регионе.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.