вход в Одесский порт

В 2019 году была объявлена приватизация малых портов Украины. В списке два порта, находящихся на территории Одесской области: морской порт Белгорода-Днестровского с портопунктом «Бугаз» и Усть-Дунайский морской порт с портопунктом в Килие.

9 декабря в Одессе прошла конференция, на которой представители фонда государственного имущества и представители различных государственных структур обсуждали успехи, неудачи и вызовы, которые на пути к успешной приватизации государственного имущества.

Начнем с Белгород-Днестровского порта. Его новый директор Оксана Киктенко рассказала о том, что предприятие, которое она приняла было по факту неспособно проводить какую-либо деятельность. Достаточно сказать, что на предприятии не велся должным образом даже бухгалтерский учет, 90% предприятия было отключено от электроэнергии. Тем не менее за которое время были реанимированы три из 16 портовых кранов (всего исправных на сегодня насчитывается шесть кранов).

Большая работа была проделана и в плане контактов с Администрацией морских портов Украины. На баланс порта было передано 252 объекта. Что касается будущего порта, то сейчас к нему проявляют внимание в основном украинские инвесторы, но потенциально Белгород-Днестровский интересен для турецкого бизнеса.

Порт Белгорода-Днестровского
Фото 1. Порт Белгорода-Днестровского

После долгого простоя начал работу портопункт «Бугаз» в Затоке. Уже есть переговоры о судозаходах, но дурную славу порта Белгород-Днестровского не так-то просто перебороть. Среди самых насущных проблем: отсутствие гарантированных глубин в Днестровском лимане и необходимость постоянного дноуглубления на лимане, что требует дополнительных затрат. Сейчас глубины ок. 2.4 м не позволяют использовать порт на полную мощность; дирекция ожидает, что после работы АМПУ глубины увеличатся до 3.5 м.

Портопункт «Бугаз»
Фото 2. Портопункт «Бугаз»

Перспективными грузами для порта в Белгороде-Днестровском видятся тарно-штучные грузы, зерновые, а также использование порта под локальные товары из Одесской области. У порта есть сильные конкуренты в виде соседних портов Большой Одессы и максимальный объем перевалки в порту Белгорода-Днестровского эксперты видят не более 1 млн. тонн.

В прошлом году грузооборот порта составил всего 75,3 тыс. тонн., в последние годы он существенно уменьшился. Пик по грузообороту был достигнут в 1980 году — 2,7 млн. тонн.

Фото 3. Перевалка грузов в порту Белгород-Днестровского за последние годы

Первоочередные меры дирекции: продажа части активов (в частности четыре плав средства уже проданы), чтобы погасить задолженность по заработной плате перед трудовым коллективом. Подготовка всех документов к приватизации должна закончиться в течении ближайшего месяца.

Порт Усть-Дунайск в отличие от Белгород-Днестровского порта не имеет долгов по зарплатам, но и перспектив у него немного. В нынешнем виде это локальный порт с одним причалом и тремя стивидорами, который обслуживает в основном следующие номенклатуры грузов: удобрения, зерновые, стройматериалы. Из минусов: порт расположен почти в центре Килии, что накладывает ограничения на его использование, также тут отсутствует железная дорога, подъезд возможен только по железной дороге.

Порт Усть-Дунайск
Фото 4. Порт Усть-Дунайск

Далеко идущая перспектива для Украины: это строительство нового устьевого порта на Дунае, с тем, чтобы вклиниться в грузопотоки, которые почти монопольно контролирует румынская сторона. К порту проявляет интерес голландская сторона. В настоящее время в странах ЕС активно развивают речные перевозки, что необходимо использовать украинской стороне.

Перспективы: использование технического и трудового ресурса Усть-Дунайского порта для строительства транзитного устьевого порта. Использование порта для лихтерных перевозок ушло в прошлое и вряд ли возродится в будущем. Рабочие глубины у якорных стоянок уже утрачены.

Подготовка документов для приватизации, по словам директора порта Юрия Мартынюка, займет до трех месяцев.

Таким образом, мы видим, что малые порты первыми будут приватизированы. Перейдет ли государство после этого к реализации более крупных активов остается открытым, по крайне мере сейчас крупные порты включены в число стратегически важных объектов инфраструктуры и приватизация им не грозит.

Что будет с трудовыми коллективами малых портов не ясно. Если в условиях приватизации будут добавлены пункты о сохранении (в каком объеме и на какой срок?) рабочих мест, то насколько выгодным станет такое приобретение для частных инвесторов? В любом случае, малые порты юга Одесской области ждет перезагрузка, а вот смогут ли они выйти из зоны турбулентности с стать конкурентоспособными покажет время. Ждать осталось не так и долго: уже в первые месяцы 2022 года пакеты документов будут переданы для аукциона.

Доходы фонда госимущества в сфере приватизации
Фото 5. Доходы фонда госимущества в сфере приватизации

автор: Станислав Кинка

Політика