Сегодня в Ренийской громаде нет более актуальной и болезненной темы, чем предстоящее реформирование местной сети учреждений среднего образования. Мы уже дважды освещали эту тему, но вопросов к ней по-прежнему больше, чем ответов.
Напомним, что в настоящее время Ренийский горсовет путём проведения конкурса определяет опорную школу из числа 13-ти городских и сельских школ, а в перспективе необходимо будет открыть лицей – учреждение профильного среднего образования. Это означает, что 12 школ громады потеряют 10-12 классы – они будут сосредоточены только в одном лицее. Соответственно, горсовету придётся решать вопрос доставки лицеистов к месту учёбы, в том числе из самых отдалённых сёл, расположенных на расстоянии 40-55 километров от административного центра общины. Эта ситуация является следствием действующего закона о среднем образовании, то есть органы местного самоуправления жёстко поставлены перед необходимостью переформатирования школ. И повлиять на такой сценарий развития событий не могут ни экспертные оценки педагогов, ни позиция родителей учеников, ни общественное мнение в целом, – закон, как известно, не обсуждают, а выполняют.
Учитывая повышенный запрос населения на информацию по данному вопросу, начальник отдела образования Ренийского горсовета Лилия Бондаренко дала интервью ютуб-каналу «Новости Рени». В первую очередь она отметила, что с 1 сентября 2024 года все школы громады, кроме опорной, станут гимназиями (девятилетками), то есть будут обеспечивать начальное и базовое среднее образование. В то же время Лилия Константиновна не исключила возможности открытия второй опорной школы специально для сельских населённых пунктов.
Что же касается будущего лицея, то к нему предъявляются очень высокие требования относительно материально-технической базы, профессионального уровня учителей и других стандартов. По словам начальника отдела образования, даже столовая лицея должна отвечать требованиям ХАССП – европейской системы качества и безопасности пищевой продукции по принципу «от фермы и поля до тарелки потребителя».
Комментируя «технические» моменты функционирования лицея, Лилия Бондаренко повторила то, что она уже заявила на девятой внеочередной сессии Ренийского горсовета. Существует два варианта обеспечения учёбы лицеистов, оторванных от места жительства – либо создавать для них пансион (общежитие) при учебном заведении, либо доставлять детей в лицей школьными автобусами. Лилия Константиновна ещё раз подчеркнула, что первый вариант – намного дороже, и местный бюджет вряд ли осилит такие расходы. Значит, остаётся только второй вариант.
Довольно странно прозвучали слова начальника отдела образования о том, что реформа будет в значительной степени способствовать здоровой конкуренции между педагогами и стимулировать их конкурентоспособность. Лилия Бондаренко не может не знать о том, что сегодня в большинстве школ существует дефицит учителей, причём по некоторым специальностям этот дефицит является критическим. Общеизвестно, что по всей Украине катастрофически не хватает преподавателей математики, есть огромная потребность в учителях физики, химии, биологии. Таким образом, совершенно непонятно, о какой конкуренции между специалистами тут вообще можно говорить? Более того, сегодня огромное число педагогов «редких» специальностей – это люди пенсионного возраста, и когда они рано или поздно уйдут на заслуженный отдых, в украинских школах произойдёт настоящий кадровый провал. Как решить эту проблему, не знает никто…
Лилия Бондаренко не стала отрицать, что реформа неминуемо приведёт к тому, что многие дети после окончания 9-ти классов не захотят или не смогут стать лицеистами и тем самым получить полное среднее образование. Вместе с тем Лилия Константиновна видит в этом и ряд положительных моментов, в том числе то обстоятельство, что дети получат возможность закончить среднее образование в профтехучилищах.
«Главная задача «Новой украинской школы» – выпустить конкурентного ребёнка, который будет конкурентным не только в получении высшего образования. У нас есть огромное количество профессий, где не хватает кадров. Даже если это простые профессии, они очень нужны, чтобы нормально функционировало государство. То есть ребёнку будет предоставлен выбор. Не хочешь получать высшее образование – идёшь в профессиональное образование. Ведь в ПТУ тоже будет реформа, и им тоже придётся повышать качество образования, чтобы модернизировать наиболее востребованные профессии. И я думаю, что надо не в штыки принимать реформирование, а понимать, что улучшение образования даст только позитивные ростки для будущего нашего общества», – заявила Лилия Бондаренко.
ЦИТАТА Валерий Бабэрэ, депутат Ренийского горсовета от села Новосельское: «Сёла окажутся на грани исчезновения. Полиции нет, медицины нет, образования не будет. Закрываем дома и уезжаем за границу…»