Жители молдавского села Орловка Ренийского района провели уникальный рождественский обряд, аналогов которому нет ни в Одесской области, ни в соседней Молдове.
Во-первых, уникальность этого обычая заключается уже в том, что орловчане, будучи православными, отмечают Рождество по католическому церковному календарю, то есть 25 декабря. А, во-вторых, местный вариант праздника самым причудливым образом сочетает в себе христианские и языческие традиции, причём вторые, без сомнения, сохранились с глубокой древности (есть версия, что древний элемент связан с днём зимнего солнцестояния, когда отмечался языческий Новый год).
Орловский обряд является совершенно особенным ещё и потому, что это – тот редчайший случай, когда хранителями многовековой традиции выступают молодые люди. Именно они берут на себя роль организаторов и главных участников действа. В данном случае нет никаких сценариев, режиссёров или руководителей извне – обычай живёт на условиях самоорганизации, и потому его можно назвать подлинно народным праздником. Жители села проводят свой обряд не для туристов и не для властей, а для себя. Вот почему праздник каждый год получается живым, подлинным и в чём-то даже спонтанным. Орловский феномен – настоящая находка для этнографов и всех, кто интересуется народной культурой.
Вкратце необходимо отметить, что в ходе празднования Орловка условно делится на две части (это деление также обусловлено исторически). Накануне Рождества на каждой половине села собираются парни, в большинстве своём отслужившие в армии. Они облачаются в «дембельскую» военную форму, в том числе морскую. Никто уже не помнит, откуда пошёл этот «дресс-код», однако военная форма остаётся обязательным атрибутом обычая.
Каждая из двух «армий» делится на две группы – чата маре (большая группа) и чата Мошул (группа Мошула; в неё допускаются ребята, не служившие в армии). Именно Мошул, что в переводе с молдавского означает «дед», является центральным и наиболее колоритным персонажем обряда. Юноша, избранный на эту роль, одевается в маску, похожую на костюм доисторического шамана. Маска сделана из выделанных козьих и кроличьих шкур, она украшена разноцветными лентами и прочими аксессуарами. На поясе «Деда» укрепляются колокольчики, которые обычно висят на шеях овец и быков. Когда Мошул бежит или пляшет, то издаёт характерный звон.
Местные жители уверены, что главный герой праздника своим ужасным видом отпугивает злых духов. С этой же целью впереди каждой рождественской «армии» идут двое-трое молодых людей и неистово лупят о землю «мачуками» – полутораметровыми дубинами из туго связанного тростника.
Всю ночь с 24 на 25 декабря участники обряда бегают по селу и колядуют. Почему бегают? Потому что воинство «Деда» должно успеть зайти в каждый дом! Считается, что если хоть одно сельское подворье будет пропущено во время праздничного обхода, то в новом году там не будет удачи. Сначала во двор заходит чата маре, которая песнопениями сообщает радостную весть – родился Иисус Христос, а также даёт знать о скором прибытии Мошула. Вторая группа во главе с самим Мошулом исполняет хозяевам дома молдавские колядки. Хозяева одаривают колядующих, в том числе калачами, которые потом нанизываются на шесты. Но калачи могут дарить только те семьи, где есть незамужние девушки, поэтому «конкурирующие фирмы» соревнуются по количеству собранных калачей, – это своего рода признак престижа.
Утром, при большом стечении народа, участники обряда сходятся в центре села. Парни образуют хоровод, и начинается ритуальный танец (видимо, символизирующий солнцеворот, или коловорот). Затем обе рождественские «армии» поднимают своих Мошулов над толпой и те приветствуют друг друга, обмениваясь подарками. После окончания «дипломатического этикета» наступает кульминация праздника: два «воинства» начинают переталкиваться. Борьба идёт до тех пор, пока один из «Дедов» не окажется низвергнутым. Победившая сторона ликует! По обычаю, сельский голова (примар) должен наградить её. В прежние годы таким призом был барашек, но сегодня возможна импровизация.
Кстати, нынешний сельский голова Орловки Михаил Куванжи в детстве тоже участвовал в этом обряде. Он входил в чата куратэ – группу юношей, которые переодевались в овечьи безрукавки шерстью наружу, надевали традиционные пояса, головные уборы из овчины (кэчулы), и в таком виде колядовали.
«В советское время наш праздник жёстко не запрещали, но правление колхоза делало всё возможное, чтобы люди не приходили посмотреть на обряд. Считалось, что это – религиозный пережиток, – вспоминает Михаил Куванжи. – Однако мы, молодые люди, всегда понимали, что традиции предков должны жить и продолжаться».
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Усього буде три партнерські проєкти. США та Україна домовилися про реалізацію проєктів використання технології малих модульних реакторів, які допоможуть Україні стати лідером у сфері безпечної атомної енергетики та декарбонізації промисловості. Читати далі