Несмотря на победу «революции гидности», в Украине практически ничего не изменилось.
В стране по-прежнему процветает чиновничий произвол, цель которого – «срубить бабло» везде, где это возможно. Очередной жертвой такой «политики» стал Ренийский порт, где в конце августа – начале сентября была полностью парализована перевалка зерна.
– Совершенно неожиданно, без всяких законных оснований таможня и фитосанитарная служба Украины изменили порядок оформления транзитных вагонов с зерном в порту Рени, – говорит директор ООО «Агро-Рени» Николай Кулиш. – В частности, это касается молдавского зерна, хотя зерновые грузы, которые поступают из Молдовы в Украину, уже имеют молдавский фитосанитарный сертификат. Насколько мне известно, между Украиной и Молдовой существует соглашение о признании фитосанитарных сертификатов друг друга.
Как было раньше? Мы получали груз и накапливали его на складе, а при отгрузке производился контрольный отбор зерна уже с судна. Эти пробы мы отправляли в лабораторию в Измаил, после чего получали украинский фитосанитарный сертификат. А теперь украинские чиновники хотят, чтобы фитосанитарный контроль осуществлялся более интенсивно. Соответственно, платить за эту услугу мы тоже будем намного больше. Но главная проблема даже не в этом. Лишняя бюрократия тормозит весь технологический процесс, что приводит к простою вагонов и флота. На сегодняшний момент (беседа состоялась 2 сентября – Прим. авт.) наши вагоны с зерном в порту Рени стоят уже четыре дня! Порт буквально забит вагонами!
Первого сентября в Одессе по этому поводу состоялось совещание с участием руководства областной фитосанитарной инспекции и представителей предприятий, которые работают с зерновыми грузами в Ренийском порту. Мы заявили, что некий «промежуточный» фитосанитарный контроль – между въездом и выездом зерна из Украины – это нарушение закона Украины о транзите. Тем более что в нормативной базе фитосанитарной службы даже нет такого понятия, как транзит! У них предусмотрены только импорт, экспорт и реэкспорт.
В настоящее время «Агро-Рени» перерабатывает через Ренийский порт 20 тысяч тонн зерна в месяц, и объёмы растут. Для увеличения грузооборота мы работаем по прямому варианту: вагон – судно. Однако при новых условиях фитосанитарного контроля рост объёмов перевалки становится невозможным. Хуже того – под угрозой работа как таковая. А ведь необходимо учитывать, что зерно в порту перегружают несколько компаний, а это – сотни тысяч тонн.
– Всё началось с какого-то письма из украинской таможни, – продолжает экспедитор «Агро-Рени» Максим Кокош. – Якобы автор письма – заместитель главы Государственной фискальной службы Украины Анатолий Макаренко, курирующий таможенное направление. Однако с этой бумагой даже не ознакомили экспедиторов! А между тем, как мы убеждены, письмо противоречит 319-ей статье Таможенного кодекса. В нём чётко прописана процедура. В данном случае мы должны иметь молдавский фитосанитарный сертификат и импортное карантинное разрешение. Все документы у нас есть. Возникает вопрос к таможне: на каком основании к нам придираются? Мы ничего не нарушаем. Почему же поменялись «правила игры»? На основании письма какого-то чиновника? А разве подобные письма выше Таможенного кодекса?
Возникшая ситуация касается только одного украинского порта – Рени. Почему? Дело в том, что железнодорожные грузы на ренийском направлении пересекают украинско-молдавскую границу через пункт пропуска Этулия – Фрикацей, где нет ни таможни, ни фитокарантина. Вагоны там даже не останавливаются – они прямиком идут в порт Рени. И получается, что груз, который приходит в порт для клиента, одновременно приходит в таможенный пункт назначения. То есть, груз надо декларировать прямо в порту. И вот украинские чиновники нашли лазейку, чтобы ужесточить контроль.
Самое возмутительное заключается в том, что украинская фитосанитарная служба – исполнитель новых требований – просто физически не может их выполнить. В Рени для этого нет ни сотрудников, ни технических средств: в штате местной фитосанитарной службы – начальник и две пожилые женщины. Кроме того, эта служба своеобразно трактует и свои, и наши обязанности. Например, она настаивает на том, что контроль за качеством груза должен осуществляться по нашей заявке. Но ведь нигде не сказано, что мы ОБЯЗАНЫ подавать такую заявку. В свою очередь фитосанитары говорят, что не могут отбирать пробы без нашей заявки… Я понимаю так: да, именно мы заинтересованы в том, чтобы качество зерна было подтверждено, и именно мы можем отказаться принять груз клиента, если там, допустим, обнаружена амброзия. Но это – наше дело. А фитосанитарная инспекция отвечает: нет, вот написано «по заявке» – значит, вы должны подавать заявку. Но, опять-таки, чем регулируется такая практика? Оказывается, приказом областной фитосанитарной инспекции об утверждении формы заявки. Согласитесь, это – всего лишь внутренний бюрократический вопрос инспекции, который нас ни к чему не обязывает. То есть, если НАМ НАДО подтвердить качество зерна – мы МОЖЕМ обратиться в инспекцию. А они считают, что мы ОБЯЗАНЫ. Но и это – ещё не самая большая трудность.
Объясню разницу между старой и новой процедурой фитокарантина. Раньше вагоны приходили на станцию Рени-Наливная, и экспедиторы сразу декларировали груз, оформляли поручение на выгрузку и т.д. Затем в 2-3 часа ночи вагоны подавались в порт, и тут же перерабатывались, потому что у нас все документы к тому моменту уже были готовы. А как сейчас? Вагоны, опять же, приходят в порт глубокой ночью. Однако фитосанитарный инспектор не может взять пробы груза, поскольку ему необходимо получить в Измаиле, в таможне, разрешение на вскрытие вагонов. Соответствующее письмо инспектор направляет на следующий день, в 9 часов утра. Допустим, через 30-40 минут (берём по минимуму) приходит разрешение, и фитосанитары отбирают пробы. Затем мы должны отправить образцы в измаильскую лабораторию, причём за свой счёт. У инспекции, оказывается, нет таких возможностей. Начальник ренийской фитосанитарной службы даже кричал на меня: мол, если вам надо – открывайте лабораторию в Рени, выделяйте людей для отбора проб! А я слушаю всё это и думаю: если этим должны заниматься экспедиторы, то за что тогда мы платим деньги государственным ведомствам?
Как уже сказал наш директор, если раньше мы подавали заявку на фитосанитарную проверку после загрузки судна (к примеру, на 5 тыс. тонн) и платили за это 90 грн 8 копеек с одного трюма, то теперь чиновники хотят брать пробы с каждого вагона и по той же цене – 90,08 грн. Опять же, за каждый вагон. Плюс 24 грн с копейками за осмотр каждого вагона. И плюс 85 копеек с каждой тонны ещё за что-то – уже не помню, за что (в зерновом вагоне – 65 тонн). Мы должны успеть отправить образцы в Измаил в тот же день до обеда. Порт обрабатывает в сутки 80 вагонов, то есть, лаборатория должна изучить 80 образцов. А в штате лаборатории – 3-4 человека, и все – пожилые женщины.
Специалисты подсчитали, что в итоге стоимость перевалки одной тонны зерна увеличивается с 24 до 71 грн, а время оформления груза – с 15 до 42 часов! И это – только для одной ставки из 15-ти вагонов. Для полной загрузки судна необходимо от 60-90 вагонов, что потребует от 5 до 10 суток. Вполне естественно, что зерновые компании не хотят работать в Рени на таких условиях, и грузопотоки могут просто уйти в другие порты…
Когда материал уже был готов к печати, начальник отдела таможенного оформления №2 таможенного поста Измаил Александр Данилов сообщил в беседе со мной, что Киев «принял во внимание специфику порта Рени» и отменил скандальное решение по поводу зерновых грузов. Таким образом, проблема благополучно решилась.
* * *
В свою очередь отметим: положительный итог стал возможен только потому, что ситуация в Ренийском порту спровоцировала громкий скандал, докатившийся до высших органов власти. Руководители экспедиторских компаний молчать не стали: 3 сентября они направили коллективное обращение на имя вышеупомянутого заместителя главы Госфискальной службы Украины А. Макаренко с просьбой отменить новый порядок фитосанитарного контроля (копии были направлены руководителям Госслужбы Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, ГП «АМПУ», ГП «Укрзалiзниця», Минюста, Мининфраструктуры, сектора противодействия коррупции Минагрополитики). Это письмо попало в ряд СМИ, и резонанс получился столь неприятным для «постреволюционного имиджа» Киева, что там решили: лучше уж быстренько устранить источник возмущения, чем долго оправдываться.
Слава Богу, конфликт удалось погасить, но сам факт такого конфликта – очень тревожный сигнал. Сегодня, в условиях экономического кризиса, отягощённого войной на востоке страны, каждое успешно работающее в Украине производство, каждый источник пополнения бюджета – на вес золота. И задача государственных органов в сложившихся обстоятельствах – всячески содействовать экономической активности бизнеса. Если же чиновники действуют наоборот, то это можно сравнить только с диверсиями (так сказать, в ответ на «революцию гидности» – «контрреволюция гадости»). И остановка перевалки зерна в порту Рени на целую неделю – лишнее подтверждение такого сравнения.
К слову, нынешний прецедент – далеко не первый в Ренийском порту. Достаточно напомнить печальную судьбу паромного комплекса для судов типа Ро-Ро. Я уже писал об этом, но тут не грех повториться.
Не так давно, в середине 90-х годов прошлого века, паромная линия Рени – Русе (Болгария) была одним из самых успешных транспортных проектов на нижнем Дунае. Услугами паромного комплекса пользовались в основном болгарские фуры, которые таким образом значительно сокращали себе маршрут, минуя часть сухопутного пути.
Транспортный поток на паромной линии Рени – Русе был очень значительным. Рекордным для паромного комплекса стал 1995 год, когда было перевезено 17 тыс. 467 автомобилей TIR. Но затем, как это часто бывает в нашей стране, к доходному делу «присосались» государственные органы, обложив его всевозможными сборами и поборами. В итоге эта логистическая схема стала невыгодной для транзитного большегрузного автотранспорта, и фуры перестали пользоваться возможностями порта Рени. Если в 2002 году, например, на паромном комплексе было зарегистрировано 136 судозаходов, то в 2007 году – лишь 5. Сегодня Ренийский паромный комплекс Ро-Ро (где, кстати, есть возможность ввести в эксплуатацию морской причал) практически бездействует.
Вот к чему приводит стремление отдельных ведомств и чиновников «поучаствовать» в успешных экономических проектах и пополнить казну (а заодно и собственные карманы) любой ценой. Так неужели подобные прецеденты нас ничему не научили?