Пятьдесят четвёртая сессия Ренийского горсовета приняла обращение в адрес президента Украины, премьер-министра Украины, министра инфраструктуры и руководителя «Укрзализныци» с просьбой восстановить железнодорожную ветку Бессарабская (Молдова) – Березино (Украина).
С инициативой этого обращения выступил депутат горсовета Виктор Метель. По его мнению, восстановление упомянутой железной дороги позволит увеличить грузопоток в Ренийский порт, который в настоящее время буквально погибает.
«Сегодня наш порт существует только благодаря зерну – других грузов практически нет. Если Украина не обеспечит предприятию нормальное железнодорожное сообщение, то через пять лет порта Рени не будет вообще», – сказал Виктор Метель.
В своём обращении к высшему руководству Украины Ренийский горсовет отмечает, что госпредприятие «Ренийский морской торговый порт» потеряло грузы вследствие изоляции, в которой ГП «РМТП» оказалось в том числе из-за демонтажа железнодорожной ветки Бессарабская – Березино (около 21 км). Возобновление движения поездов на данном участке будет способствовать увеличению грузооборота не только в порту, но и на железнодорожной станции Рени. Кроме того, как подчёркивает горсовет, порт и ж/д узел всегда были градообразующими и бюджетообразующими предприятиями для города Рени, обеспечивали местных жителей рабочими местами. Сегодня транспортная отрасль переживает глубокий кризис, что отрицательно влияет на все стороны жизни территориальной общины.
Резюмируя обращение, городская власть выражает уверенность в том, что рост грузопотока даст возможность улучшить социально-экономическое положение Рени и обеспечить бюджетную стабильность.
«…Просим Вас предусмотреть необходимый финансовый ресурс для… возобновления движения на железнодорожном участке Бессарабская (Молдова) – Березино (Украина), тем более что молдавская сторона на протяжении последних пяти лет заявляет о готовности реконструкции своего отрезка данного пути с дальнейшим принятием для перевозчиков минимальных тарифных ставок», – говорится в заключительной части обращения Ренийского горсовета.
Любопытно, что текст документа заканчивается словами: «Украинскому порту – украинскую железную дорогу!». Видимо, составляя проект обращения, его авторы не удосужились изучить географию вопроса. А география такова, что речь не идёт о «чисто» украинской железной дороге. Ветка Бессарабская – Березино является международной, поскольку частично проходит по территории Молдовы. То есть транспортная зависимость порта Рени от соседней республики всё равно не исчезнет.
Напомним, что проект восстановления железнодорожного участка Бессарабская – Березино обсуждается между Украиной и Молдовой уже несколько лет, причём на уровне межправительственных контактов. В частности, реализации этой идеи активно добивается народный депутат Украины Антон Киссе.
В ноябре 2016 года в Кишинёве состоялось заседание украинско-молдавской межправительственной комиссии. Встреча украинской и молдавской делегаций проходила под председательством министра экономики Молдовы Октавиана Калмыка и министра экономического развития и торговли Украины Степана Кубива. В рамках обсуждения вышеупомянутого вопроса молдавская сторона подтвердила готовность отремонтировать свой железнодорожный участок до конца 2017 года. Украинская сторона в целом согласилась с необходимостью осуществления проекта, однако отметила, что восстановительные работы обойдутся украинскому бюджету в 830 млн грн (на тот момент – 27 млн евро).
Тем не менее реальных действий со стороны Украины не последовало, и в феврале 2017 года депутаты Ренийского райсовета вновь призвали центральную власть нашей страны вернуться к теме возобновления железнодорожного сообщения на отрезке Бессарабская – Березино. В данном случае инициативу проявила фракция партии «Наш край».
«Реконструкция железнодорожного участка Бессарабская – Березино позволит Ренийскому порту быть более конкурентоспособным и привлекательным для грузоперевозчиков не только украинского происхождения, но и из других государств», – отметил в феврале 2017 года председатель фракции партии «Наш край» в Ренийском райсовете Виталий Никула.
Напомним также, что против восстановления этой ж/д ветки активно выступает руководство Измаильского порта. Как утверждают специалисты предприятия, возобновление движения на участке Бессарабская – Березино изменит существующую схему логистики, а это в свою очередь приведёт к тому, что порт Измаил потеряет значительную часть своих грузов – эти грузы прямиком уйдут в румынский Галац.
В июне 2017 года заместитель директора по эксплуатации ГП «Измаильский морской торговый порт» Юрий Власенко заявил следующее: «Возможно, какую-то выгоду получит «Укрзализныця», но основными бенефициарами проекта будут всё же Молдова и Румыния».
В марте 2018 года исполком Измаильского горсовета обратился к руководству страны и губернатору Одесской области с просьбой отказаться от восстановления железной дороги Бессарабская – Березино.
На українські рахунки надійшов шостий транш від Міжнародного валютного фонду (МВФ) у розмірі $1,1 млрд за програмою розширеного фінансування Extended Fund Facility.