Состоялась последняя, 61-я сессия Ренийского горсовета VII созыва. Она было очень короткой – депутаты рассмотрели лишь один вопрос повестки дня, утвердив изменения в городской бюджет на 2020 год в связи с получением государственной субвенции на проведение местных выборов.
В кулуарах прощальной сессии местные журналисты поинтересовались, известна ли уже дата проведения первой сессии горсовета (совета ОТГ) нового созыва. Ранее сообщалось, что Ренийская территориальная избирательная комиссия намерена назначить первое пленарное заседание новоизбранного депутатского корпуса громады на 8 декабря.
По предварительной информации, этот срок пока остаётся наиболее вероятным. Однако на сегодняшний день существует более серьёзный вопрос: сможет ли Ренийская община своевременно и легитимно принять местный бюджет на 2021 год?
Из неофициального общения со специалистами стало понятно, что бюджетный процесс тормозится не только транзитом власти от «старых» районных органов к совету ОТГ, но и пробелами в законодательстве, которые остаются до сих пор. Как уже не раз отмечалось, Верховная Рада чрезвычайно затянула принятие законов, необходимых для нормального функционирования общин в условиях нового административно-территориального устройства государства. В частности, Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упорядочения отдельных вопросов организации и деятельности органов местного самоуправления и районных государственных администраций» был принят лишь 17 ноября т.г. По состоянию на 26 ноября этот закон ещё ожидал подписи Президента, то есть не был опубликован. Тем не менее, как услышали журналисты, есть опасения, что окончательная редакция закона появится с правками, которых не было в первоначальном законопроекте. Если это произойдёт, местным советам придётся буквально на ходу изучать новые правовые нормы и применять их на практике.
Но времени на это практически нет. Если многие процедурные моменты могут подождать, то бюджетный процесс ждать не может. Городской бюджет необходимо принять до 25 декабря, а его проект должен быть опубликован за 10 дней до этого, то есть не позднее 14 декабря. Однако парламент по сей день не урегулировал бюджетное законодательство. Несмотря на то, что Верховная Рада в сентябре 2020 года внесла изменения в Бюджетный кодекс (Закон № 907-IX), на стадии принятия парламентом остаются другие изменения в Бюджетный кодекс, предусмотренные законопроектом № 4100. Народные депутаты приняли его 5 ноября, но лишь в первом чтении. Таким образом, правовая неопределённость бюджетного процесса не даёт громадам в полной мере вступить в свои финансовые полномочия.
Между тем Ренийскому горсовету предстоит создать собственное финансовое управление и решить ряд других структурных задач. К этому прибавляются вопросы реорганизации различных подразделений районных органов власти (например, планируется ликвидация методических кабинетов в составе отделов образования и т.д.). И всё это также связано с бюджетными процедурами, которые должны учитывать законодательные перспективы следующего финансового года.
Успеет ли совет ОТГ сформировать местный бюджет на 2021 год в новом правовом поле? Вопрос остаётся открытым. Если не успеет, то после 1 января все расходы городской казны будут осуществляться в рамках расходов 2020 года.
Добавим, что недавно заместитель министра развития громад и территорий Вячеслав Негода рекомендовал всем органам местного самоуправления Украины пользоваться предварительной информацией относительно налоговых возможностей общин и новых районов. По словам В. Негоды, это позволит местным органам власти «ориентироваться, какие у них будут ресурсы в следующем году».
И всё же не вполне понятно, можно ли считать предварительную информацию основанием для полноценного бюджетного процесса на местах?
На українські рахунки надійшов шостий транш від Міжнародного валютного фонду (МВФ) у розмірі $1,1 млрд за програмою розширеного фінансування Extended Fund Facility.