Ещё один пример «эффективного» сотрудничества Ренийского горсовета с грантовыми организациями – это разработанный в сентябре 2020 года «Паспорт безопасности Ренийской громады». Этой теме мы посвятили отдельную публикацию, поэтому не будем повторяться.
Напомним лишь, что упомянутый документ подготовили эксперты двух общественных грантовых организаций – «Регионального аналитического центра» и «Комитета избирателей Украины». Они, как и в случае с Планом действий по устойчивому энергетическому развитию Рени (смотрите первую часть публикации), провели настоящее исследование, собрав огромный массив информации из самых разных источников. В итоге появился аналитический документ, который обобщил и резюмировал все факторы, так или иначе влияющие на безопасность жителей города. Конечной целью данной работы было определение комплекса приоритетных мероприятий, призванных в перспективе повысить уровень безопасности местного населения и гостей Рени.
Никто не отрицает информационно-аналитическое значение «Паспорта безопасности». Но, опять же, в очередной раз возникает вопрос: а что дальше? Как уже отмечал автор этих строк, документ является достаточно глубоким и развёрнутым «диагнозом» существующей ситуации, однако проведённое исследование почти не содержит методов «лечения». То есть «паспорт» не является конкретным механизмом решения перечисленных проблем безопасности общины. И даже если подобные механизмы очевидны, они требуют огромных средств, материально-технических и людских ресурсов, политических усилий и т.д. Откуда всё это возьмётся? Разумеется, «грантоеды» никогда не отвечают на такие вопросы. И никогда не ответят. У них своя задача: получить грант, отработать его, отчитаться перед финансовым донором – и начать новый грантовый проект. А что будет с предыдущим проектом, никого не волнует. Пусть теперь у громады голова болит. У неё же теперь есть путь к светлому будущему в виде «стратегии», «плана», «паспорта», «программы» или «концепции реформ». Вот и пусть отправляются в путешествие к далёким горизонтам, где будет «всё как в Европе». Ну, а не дойдут – так не дойдут…
Вернёмся, однако, к вопросу разработки Стратегии развития Ренийской ОТГ до 2027 года. В данном случае смущает не только сам факт участия грантовых организаций в этом проекте, но и состав экспертов, которые непосредственно занимаются его осуществлением. Мне бы очень не хотелось акцентировать внимание читателей на конкретных фамилиях (иначе меня обвинят в том, что я перехожу на личности), а посему я ограничусь тем, что отмечу: в числе авторов стратегии оказался ведущий эксперт довольно известной грантовой организации – «Офиса реформ по вопросам децентрализации в Одесской области».
Почему меня смущает присутствие в проекте именно этого человека? Дело в том, что «Офис реформ» на протяжении нескольких лет самым активным образом продвигал в нашем регионе административно-территориальную реформу, в том числе идею добровольного объединения территориальных громад. Все мы хорошо помним, что на определённом этапе реформы центральная власть фактически отказалась от принципа добровольности при создании ОТГ. Когда стало понятно, что жители большинства сёл Бессарабии не желают объединяться, органы местной власти начали испытывать на себе откровенное давление «сверху». И одним из инструментов такого давления стал «Офис реформ» в Одесской области.
Естественно, «грантоеды» действовали методом «пряника», то есть убеждения «неразумных» и «заблудших» противников реформы. Не обращая никакого внимания на результаты общественных слушаний в населённых пунктах Бессарабии (а на этих слушаниях люди, как правило, выступали против укрупнения громад), эксперты «соблазняли» граждан сладкими речами о преимуществах децентрализации, и прежде всего в бюджетной политике. Представители «Офиса реформ» настойчиво доказывали, что реформа позволит громадам обрести финансовую самодостаточность, а это в свою очередь станет основой для развития объединённых общин.
Мне тоже довелось пообщаться с вышеупомянутым ведущим экспертом «Офиса реформ». Во время одного из совещаний, на котором специалисты этой организации встретились с руководителями органов местного самоуправления Ренийского района (теперь уже бывшего), я позволил себе усомниться в экономической состоятельности будущих укрупнённых громад, и попросил более подробно раскрыть эту тему. Однако мои замечания вызвали лишь раздражение со стороны ведущего эксперта, а озвученные вопросы остались без внятных ответов. Нам, скептикам (в их числе оказались и некоторые сельские головы), дали понять, что мы просто не понимаем своего предстоящего счастья. Именно в тот момент я лишний раз убедился, что «грантоеды» не желают никого слушать и слышать. Им нужно одно – чтобы слушали их…
И вот децентрализация власти в Украине почти завершилась – осталось закрепить её несколькими законами и внести соответствующие изменения в Конституцию. Мечта «Офиса реформ» осуществилась – часть общин Одесской области объединилась добровольно, а остальные громады (к слову, большинство) были реорганизованы в ОТГ принудительно. Причём окончательные решения о конфигурации новых общин принимались на уровне Киева, без учёта позиции местного населения.
Что же мы получили в конечном итоге? Как уже неоднократно писал автор этих строк, в реальности реформа породила бессмысленное укрупнение районов, создание райсоветов без полномочий и бюджетов, а также модель райгосадминистраций, предполагающую тотальный контроль исполнительной власти над всеми нормативными решениями органов местного самоуправления. Но самое печальное состоит в том, что ОТГ были попросту обмануты: бюджеты громад не справляются с нагрузкой в виде содержания социальной сферы и инфраструктуры, а многие общины вообще остались без бюджетов развития – средств хватает в лучшем случае для физического выживания городов и сёл. И это сейчас, на старте «свободного плавания» ОТГ. А что будет с ними в случае дальнейшего ухудшения социально-экономической ситуации в стране?
Напрашивается закономерный вопрос: готовы ли грантовые организации, и в первую очередь эксперты «Офиса реформ», нести персональную ответственность за такой результат децентрализации? Наивный вопрос! Они никогда и ни за что не отвечают – они отчитываются только перед заграничными финансовыми донорами. Как уже было сказано выше, схема их «ответственности» всегда одинакова: гранты «эффективно» освоены, отчёты красиво написаны и направлены в Брюссель (Берлин, Стокгольм, Вашингтон и т.д.), – и можно приступать к очередным грантовым программам «на благо» Украины.
Тем не менее всеобщее благо в нашей стране почему-то никак не наступает, и теперь эти же люди (не просто какие-то «грантоеды», а именно эти люди!) взялись за сочинение Стратегии развития Ренийской громады. На сей раз – в рамках проекта «U-LEAD з Європою». Ничего удивительного: подобных проектов в Украине много, на всех хватит. Так происходит круговорот «грантоедов» в природе. Правда, почему-то всегда – по замкнутому кругу. Замкнутому для нас. А для них, – ну, вы уже поняли…
Да, да, да: читатели могут тысячу раз упрекнуть автора этих строк в том, что стратегия ещё не написана, а уже в неё летят ядовитые критические стрелы. Формально такой упрёк звучит справедливо, но фактически проблема заключается, конечно же, не в данной конкретной инициативе. У меня нет ни малейших сомнений в том, что ренийская стратегия станет очередным «грантоедским» шедевром в лучших традициях украинской евроинтеграции. И тут я совершенно не иронизирую. Эксперты хорошо знают своё дело, и документ (как и сотни ему подобных) будет подготовлен на высшем профессиональном уровне. Вопрос – в другом: можно ли реализовать такую стратегию на практике, в условиях современной Украины? Ответ ясен заранее: НЕТ.
Любой образованный человек понимает, что всё в этом мире подчиняется закономерностям. И если некое явление регулярно повторяется в русле определённого алгоритма и с одинаковым результатом, то легко прогнозировать, что следующее аналогичное явление даст такой же результат. Я ведь не случайно привёл примеры предыдущего сотрудничества Ренийского горсовета с грантовыми организациями. Результат всегда был одинаков. Делайте выводы, уважаемые читатели.
Впрочем, эти выводы рождаются сами собой. Стратегия развития Ренийской общины на ближайшие годы – это очередная попытка создать островок благополучия в океане неблагополучия. Попытка осуществить утопию. Такая утопия уже была в истории Рени. Называлась она «специальная экономическая зона». В своё время эта идея позволила городскому голове Сергею Колевичу дважды выиграть выборы мэра. Проект СЭЗ преподносился как настоящее спасение для города. И хотя в 2000 году соответствующий закон был принят, радость ренийцев была недолгой. Вскоре центральная власть изменила «правила игры» относительно украинских «свободных зон», и СЭЗ «Рени» превратилась в пустой звук. Юридически она существует уже 20 лет, но за эти годы в ней удалось реализовать лишь несколько небольших частных портовых проектов. Да, они работают, но существенного значения для экономики громады не имеют. Ренийское экономическое чудо так и не состоялось. Островок благополучия остался только рисунком на карте…
Вот и сейчас положение дел на местах слишком зависит от центральной власти, – сколько бы ни звучали победные рапорты о достижениях децентрализации. Громады были и остаются заложниками экономической политики государства. А эта политика, мягко говоря, не способствует притоку инвестиций, строительству современных производств, созданию новых рабочих мест и т.д. Напротив, экономические и финансовые возможности общин сокращаются. Вот почему, как уже было отмечено, у многих громад нет бюджета развития. Да и о каком развитии может идти речь, если украинская провинция медленно умирает: население мигрирует в мегаполисы и за границу, работы нет, база налогообложения уменьшается, инфраструктура деградирует. Список фактов «покращення» можно продолжать. Ну, и чем здесь поможет стратегия «грантоедов»?
Кстати, тут напрашивается очередной наивный вопрос: а почему бы грантовым организациям не заняться непосредственным привлечением иностранных инвестиций в регионы и громады Украины? И в самом деле: почему бы и нет? Вот тебе и готовая стратегия развития. Прямые инвестиции позволят оживить экономику, открыть рабочие места, остановить трудовую миграцию, наполнить местные бюджеты. Но нет! Украинские «грантоеды» такой ерундой не занимаются. Они у нас – стратеги…
* * *
Напоследок меня осенила, а потом ужаснула крамольная мысль. Если внимательно присмотреться к грантовым проектам и программам, то мы обнаружим, что их подготовка всякий раз сопровождается колоссальным сбором информации на той территории, где планируется осуществление того или иного проекта. А поскольку подобных проектов – тысячи, и «грантоеды» действуют практически на всей территории Украины, то страшно даже представить, какой объём самой разнообразной информации получают грантовые организации. И вся эта информация в виде отчётов свободно направляется финансовым донорам, то есть западным странам. Украина предельно открыта – вдоль и поперёк. Буквально насквозь!
Может ли кто-то гарантировать, что вся эта информация используется в интересах Украины? Ещё один наивный вопрос, не так ли?
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Усього буде три партнерські проєкти. США та Україна домовилися про реалізацію проєктів використання технології малих модульних реакторів, які допоможуть Україні стати лідером у сфері безпечної атомної енергетики та декарбонізації промисловості. Читати далі