Одесса вошла в тройку городов Украины с самым загрязненным воздухом. Об этом свидетельствуют данные мониторинга Центральной геофизической обсерватории Украины.
По итогам прошлого года Одесса опустилась с четвертой позиции на третью и стремительно догоняет такие промышленные центры, как Днепродзержинск и Донецк, Киев же при этом даже не вошел в десятку. При этом в первом полугодии 2014 года Одесса даже заняла сомнительное второе место. С учетом того, что целый ряд предприятий Донбасса приостановили работу либо работали вполсилы, статистика угрожающая, отмечается в сообщении.
Всего в воздухе в Одессе отмечено 19 загрязняющих примесей и 8 тяжелых металлов. Пик их концентрации наблюдался преимущественно именно в теплый период – с апреля по сентябрь. При этом по некоторым опасным примесям предельно допустимая концентрация в воздухе существенно выше нормы. Так, концентрация формальдегида (обладает токсичностью, негативно воздействует на репродуктивные органы, дыхательные пути, глаза, кожный покров, центральную нервную систему) превышена почти в 5 раз; сажа, фтористый водород (разъедает стенки дыхательных путей) и диоксид азота (в небольших концентрациях раздражает дыхательные пути, в больших – вызывает отек легких) – в 1,5 раза.
Среди основных возможных источников выбросов эксперты называют крупные предприятия, транспорт и порт. “Настораживает тот факт, что наибольший уровень загрязнения фиксируется в районе транспортных развязок. Это наводит на мысль о том, проходят ли автомобили тесты на выброс вредных веществ в атмосферу. Ведь не секрет, что автотранспорт является основным источником загрязнений наряду с Одесским НПЗ”, – считает эколог Валерий Осипов.
“Очень большой уровень загрязнений дает порт – выход или заход в гавань одного большого судна сопоставим по выбросам с выхлопом автомобилей всей Одессы, – утверждает ученый секретарь Черноморского отделения Украинской экологической академии наук Олег Рубель. – Говорить об отсутствии проблемы можно сколько угодно, но жилмассивы 70-х годов постройки и позже уже не отвечают изначальной идее продуваемого со всех сторон города. И положительной динамики в очищении одесского воздуха пока я не вижу”.
В то же время в мэрии считают, что основная проблема опубликованных данных – система сбора подобной информации. “По валовому выбросу загрязняющих веществ в атмосферу Одесса не входит даже в первую двадцатку. И очень сложно поверить, что курортный город будет находиться в тройке грязных городов. Однако это так… по индексу загрязнения атмосферы”, – говорит первый замдиректора департамента экологии горсовета Валентина Дацюк. К тому же чиновники напоминают: “В Одессе в 70-х были установлены семь станций мониторинга уровня загрязнений в промышленных районах и транспортных развязках и только одна – в курортной зоне”. “Не может курортный город с валовым выбросом загрязняющих веществ в 69 тыс. т стоять по уровню загрязнения атмосферы перед Мариуполем с 400 тыс. т или Кривым Рогом с 425 тыс. т”, – отмечает В.Дацюк.
Согласен с такой точкой зрения и ректор Одесского экологического университета Сергей Степаненко: “Система станций замеров уровня загрязнения создавалась для точечного анализа промышленных районов. И потому представленные цифры отражают ситуацию лишь в этих районах, а не всего одесского воздуха. С одной стороны, да, мы не имеем общегородской системы контроля за состоянием воздуха, хоть и не единожды мэрии предлагались подобные идеи. Но в целом – не думаю, что ситуация настолько критична”.
При этом врачи подмечают в последние годы положительные тенденции: “Как бы это не прозвучало, но чем серьезней кризис, тем здоровее население. Причиной тому – стоящие заводы и уменьшение числа автотранспорта из-за подорожания топлива. Поэтому за последнее время наблюдается уменьшение количества людей, обращающихся с болезнями легких”, – рассказала первый замдиректора городского департамента здравоохранения Ирина Соколова.