В последние несколько недель медийное пространство Украины было заполонено сообщениями о барже, которая везли груз арбузов из Херсонской области в Киев. Эта баржа с арбузами была не самой крупной представительницей своего племени – ее грузоподъемность составляет около 1 000 тонн.

Максимальная грузоподъемность сухогрузных барж составляет 4 тысячи тонн, но есть баржи, которые могут взять на борт более 10 тысяч тонн, однако возят они наливные грузы. Если посчитать, что на перевозку такого же веса понадобится около 200 грузовых машин или состав из 57 железнодорожных вагонов и невысокую стоимость такой перевозки, перспективы увеличить их объемы выглядят достаточно заманчиво.

В настоящее время на Днепре насчитывается 17 крупных грузовых портов и перегрузочных терминалов, причем все порты принадлежат акционерным обществам разного типа, а большая часть перегрузочных терминалов – частные и принадлежат ООО «Нибулон» и строились для перевозок сельскохозяйственной продукции. Еще четыре порта расположены на Дунае – в Измаиле, Килии, Рени и Усть-Дунайске.

Однако в целом, ситуация с перевозкой грузов речным транспортом в Украине выглядит удручающе: по сравнению с концом 1980-х и началом 1990-х годов, когда ежегодно по крупнейшим рекам Украины (преимущественно по Днепру и Дунаю) перевозили почти 70 млн. тонн груза. Пик падения перевозок на заре приватизации пришелся на 1996 г. Затем объемы начали медленно расти и к 2008 г. достигли максимума с начала нынешнего века – 15,1 млн. тонн за год. Но уже в следующем году снова упал более чем в два раза: до 7 млн. тонн в год.

С тех пор ситуация на реках только ухудшалась. В прошлом году реками Украины перевезли всего лишь 3,6 млн. тонн грузов, а в первом квартале этого года всего 366 000 тонн.

Політика