На дунайской паромной переправе Орловка (Украина) – Исакча (Румыния), которая официально начала работать 10 августа, состоялся пресс-тур для журналистов местных, региональных и центральных СМИ. Среди них был и корреспондент «Топора».
В роли экскурсовода по паромному комплексу «Орловка» выступил заместитель председателя Одесского областного совета Юрий Димчогло. Ему помогал руководитель пресс-службы Измаильского погранотряда Игорь Перегняк.
На момент пресс-тура действующий на переправе пограничный пункт пропуска был закрыт для пассажиров и пешеходов – он принимал только грузовой автотранспорт. И первая фура не заставила себя долго ждать – она прибыла на территорию паромного комплекса прямо на глазах журналистов. Пользуясь случаем, представители прессы буквально окружили водителя автомашины и забросали его вопросами. Как оказалось, фура направлялась в Болгарию и Турцию с грузом украинских конфет. Водитель перечислил журналистам те преимущества, которые он ждёт от нового маршрута благодаря паромной переправе Орловка – Исакча.
О возможностях и логистических достоинствах переправы более подробно рассказал Юрий Димчогло. Зампред облсовета напомнил долгую и непростую предысторию реализации этого проекта. По словам Юрия Дмитриевича, первый соответствующий протокол о намерениях был подписан ещё в 1994 году в рамках Еврорегиона «Нижний Дунай». В последующие годы руководство Одесской области дважды обращалось в Минфин с просьбой открыть финансирование строительства переправы, и дважды получило отказ. В 2003 году облгосадминистрация сделала первое технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта, однако его не удавалось сдвинуть с мёртвой точки. Между тем украинские и другие транспортные компании ежегодно платили Молдове за транзит по её территории около 12 миллионов евро. И эта цифра касается лишь двух пограничных пунктов пропуска: Рени – Джурджулешты и Болград – Вулканешты.
«К счастью, законодательство Украины позволяет осуществлять подобные проекты за счёт частных инвесторов. Такие примеры в нашей стране уже есть – это Черноморский (в прошлом Ильичёвский) рыбный порт и частный порт ТИС, – говорит Юрий Димчогло. – Мы начали с того, что в 2013 году зарегистрировали ООО «Паромный комплекс «Орловка».
В 2014 году предприятие защитило детальный план территории перед облсоветом, после чего получило эту землю в аренду на 49 лет. То есть земля – государственная. И все службы, работающие здесь, тоже государственные. Таким образом, наш проект – это классический пример государственно-частного партнёрства. Отмечу, что объём инвестиций с украинской стороны составил около 5,5 млн евро. Инвестиционные средства в проект также вложила английская компания. На заключительном этапе мы взяли кредит в «Укргазбанке» в размере 12 млн гривен.
После получения земли мы сделали рабочий проект, за который заплатили более 200 тысяч евро. Он успешно прошёл государственную экспертизу и был подан на согласование в восемь министерств и ведомств. Следующим шагом стало подписание Украиной и Румынией соглашения об открытии пограничного пункта пропуска на переправе. Это позволило нам в 2016 году начать строительство объекта. Мы, украинская сторона, закончили его в апреле 2019 года. Паромный комплекс приняла в эксплуатацию государственная комиссия, а затем распоряжением Кабинета министров Украины здесь был открыт пограничный пункт пропуска».
Тем не менее фактический старт работы переправы не раз откладывался – вплоть до августа 2020 года. Как отметил Юрий Димчогло, свою часть осуществления проекта затянула румынская сторона. Это было связано с тем, что Румыния была вынуждена соблюдать жёсткие финансовые и процедурные стандарты Евросоюза: в частности, каждый этап работ сопровождался тендерами по европейским правилам. Общий объём румынских инвестиций в данный проект – около 6 млн евро, из которых полтора миллиона компенсировал бюджет ЕС.
Отвечая на вопрос о характеристиках объекта, зампред облсовета сказал, что паромный комплекс «Орловка» рассчитан на 500 единиц автотранспорта в день, из которых не менее 40 процентов – это грузовые машины. На сегодняшний день на переправе задействован только один паром – с румынской стороны. Но и он позволяет перевозить через Дунай около 130 тысяч единиц автотранспорта в год. Рейсы парома предусмотрены каждый час, но на такую интенсивность переправа выйдет в сентябре т.г. В следующем году должен начать перевозки украинский паром, и рейсы будут происходить каждые полчаса.
Юрий Дмитриевич подчеркнул, что тарифы на услуги паромной переправы Орловка – Исакча установлены ниже, чем на аналогичных дунайских переправах между Румынией и Болгарией (а их насчитывается не менее шести). О транспортном значении этой переправы говорит в первую очередь тот факт, что до её открытия на 187-километровом дунайском участке украинско-румынской границы не было ни одного пункта пропуска! Вот почему весь транспортный поток, направлявшийся из Украины в Румынию, шёл через Молдову. Теперь это вопиющее логистическое недоразумение останется в прошлом.
«Наша переправа сокращает путь в Турцию и Грецию на 170 километров, – продолжает депутат Одесского облсовета, генеральный директор компании «ТИГОС», соучредитель паромного комплекса «Орловка» Олег Сулаков. – Кроме того, как уже было сказано, отпадает необходимость проходить две таможни – при въезде в Молдову и при выезде. Это позволяет автомобилистам сократить не только расстояние, но и время на пограничные формальности, а грузоперевозчики к тому же могут снизить и различные финансовые расходы, в том числе за счёт экономии топлива».
Особой гордостью паромного комплекса является причал – уникальное гидротехническое сооружение в масштабе всего бассейна Дуная. Оно находится на 27-ми сваях и обеспечивает приём паромов даже в условиях резких перепадов уровня воды в Дунае. При нормальном уровне воды работает так называемый нижний устой причала, а при значительном повышении уровня реки паром может использовать верхний устой. Он расположен на метр выше самого высокого уровня воды в Дунае, зафиксированного за всю историю наблюдений.
Остаётся добавить, что паромный комплекс «Орловка» прекрасно оборудован: здесь созданы все инфраструктурные и бытовые условия как для персонала, который осуществляет пограничный, таможенный и прочий контроль, так и для автомобилистов и пассажиров. В перспективе тут откроется даже магазин дьюти фри.
Один коментар до “На паромной переправе Орловка – Исакча состоялся пресс-тур: журналисты оценили готовность комплекса к работе (фото)”
Долго ждали! Слава богу , что при нашей жизни запустили. Однако, насчет цен, врут. Проезд Келераши-Силистра через Дунай для легкового авто стоит 7 евро . Эти хотят 15 евро. Получается выигрыш только во времени, да и то , неизвестно , сколько погранцы и таможня держать будут.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.
Долго ждали! Слава богу , что при нашей жизни запустили. Однако, насчет цен, врут. Проезд Келераши-Силистра через Дунай для легкового авто стоит 7 евро . Эти хотят 15 евро. Получается выигрыш только во времени, да и то , неизвестно , сколько погранцы и таможня держать будут.