Всего в каких-нибудь полусотне километров от Одессы, рядом с железнодорожной станцией Буялык, расположен объект повышенного интереса для экстремальных туристов – любителей индастриала, паркура и всяких заброшенных сооружений. Это бывший военный аэродром «Буялык – Благоево», покинутый украинскими ВВС ровно 10 лет назад – в 2002 году.
Сам посёлок Петровка ранее назывался Малый Буялык и был основан выходцами из болгарско-греческой колонии Большой Буялык (ныне – посёлок Благоево). Большой и Малый Буялыки располагались всего в 6 километрах друг от друга, что и определило «двойное» название аэродрома – «Буялык-Благоево».
Военный аэродром около станции Буялык построили в 1956 году. Помимо солидной взлетно-посадочной полосы и рулежных полос из монолитного железобетона, возвели также несколько десятков типовых капониров – укрытий для самолетов. «Холодная война» была в разгаре, и военные всерьёз ждали «ядрён батона» от НАТО. От ядерного взрыва и прямого попадания тяжёлой авиабомбы такие капониры, естественно, не спасали. Но небольшие бомбы, огонь авиационных пушек они выдерживали прекрасно.
В 1985 году на аэродроме капитально отремонтировали взлётную полосу и рулежную дорожку. Теперь они были выложены типовыми железобетонными плитами – так быстрее и удобнее ремонтировать.
Изначально на аэродроме Буялык базировались различные типы истребителей «МиГ», в том числе сверхзвуковые перехватчики «МиГ-25». В 1980 году на аэродроме случилась авария – во время взлета разбился учебный «МиГ-23», но лётчики удачно катапультировались и остались невредимыми.
После реконструкции аэродрома на нём стали базироваться бомбардировщики-разведчики «СУ-24» и вертолёты. Последние эскадрильи перелетели с Буялыка на авиабазу в Белой Церкви 3 сентября 2003 года. Ещё раньше с аэродрома ушли вертолёты. Тут базировался легендарный в узких кругах 511 отдельный разведывательный авиаполк (511 ОРАП).
Авиаторы называют начало 2000-х самым тяжёлым в истории ВВС Украины. «Самые тяжёлые года для ВВС Украины были 2002-2004 года. Прекратили существование такие гарнизоны: Лиманское в 2002 г., Буялык в 2003 г., Мартыновка в 2003 г., Канатово в 2004 г.. Сокращение каснулось не только частей 5 авиационного корпуса в Одессе, но и 14 во Львове.» – пишет на одном из авиафорумов инженер Александр Биденко, служивший в Буялыке с 1988 по 2002 годы.
Аэродром содержался в порядке и эксплуатировался до 2002 года. Хотя интенсивность полётов и не была такой высокой, как в советские времена, но самолёты летали, проводилась боевая подготовка.
После расформирования военных частей и перебазирования самолётов в Белую Церковь, аэродром Буялык забросили и перестали охранять. Этим немедленно воспользовались вандалы, утащившие в металлолом всё, что можно было снять. Подобная участь постигла даже многотонные металлические ворота капониров. После этого вандалы взялись за бетонные рулежки к капонирам – сейчас от этих дорожек остались лишь груды обломков бетонных плит. А в 2009-2010 гг. повывозили даже огромные плиты взлётной полосы и идущей параллельно с ней рулежки. На месте осталась лишь малая часть плит, уже непригодных для дальнейшего использования.
Почти все аэродромные сооружения стоят заброшенными или разрушенными. Огромные капониры превратились в туалеты и летние загоны для скота – в них от ужасающей жары спасаются целые стада коров. «Всё растащили, пару лет назад грузовиками и огромными автокранами вывозили плиты с взлётки, а раньше самолёты круглые сутки летали»,- говорит встреченный около капониров пастух Юрий Иванович.
Раньше при аэродроме было два склада горюче-смазочных материалов, к которым от станции Буялык шла трехкилометровая железнодорожная ветка. Лет пять назад эти склады выкупили в частную собственность, и теперь компания «Petrol» использует их для перевалки бензина и других нефтепродуктов с Мозырского нефтеперерабатывающего завода в Белоруссии. Ветку к нефтебакам разобрали, но зато сама станция Буялык «перепрофилировалась» с перевалки сельхозпродуктов в нефтеналивную.
Аэродром расположен на окраине ПГТ Петровка, буквально в 10-15 минутах пешего хода от железнодорожной станции Буялык. Добраться сюда можно только на пригородных электричках, идущих из Одессы в направлении Колосовки и Помошной. Электрички ходят только утром и вечером, поэтому выезжать надо как можно раньше, а возвращаться обратно – на одном из послеобеденных или вечерних рейсов. Автобусы в Петровку из Одессы не ходят: автодороги разбиты до невозможности. Но зато к расписанию электричек «привязаны» несколько рейсов маршруток в райцентр Ивановка, причём из-за отсутствия больших автобусов маршрутчики вынуждены одновременно отправлять два микроавтобуса «Мерседес». Поэтому вариант поездки на личном автомобиле можно рассматривать только в том случае, если у вас или внедорожник, или же не жалко подвеску и ходовую часть.
Многочисленные упоминания в Интернете о том, что Петровка – настоящее средоточие гопоты, куда лучше в одиночку не показываться,- совершенно устарели. Настоящая гопота 90-х и начала 2000-х или вымерла под воздействием алкоголя и наркотиков, или остепенилась, обзавелась семьями и живет теперь благопристойно, либо сидит в тюрьме. Поэтому сейчас поездка на заброшенный аэродром совершенно безопасна.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.