Измаил выглядит как любой другой небольшой провинциальный город. Огромная площадь частного сектора контрастирует с относительно компактным центром, в котором есть многоквартирные дома. Тем не менее, Измаил куда интереснее, чем просто райцентр где-то в глухомани.
Согласно официальной версии, город основан в 1590 году. Некоторые исследователи пытаются идентифицировать Измаил в качестве древнеславянского города Смил, входившего в состав Галицко-Волынского княжества. Сам Смил, по их мнению, стоял на месте римской пограничной крепости Сморнис. Впрочем, данные археологических раскопок, находки монет и документальные свидетельства напрочь опровергают версию с городом Смилом, который следует признать выдумкой граждан, считающих Украину родиной слонов.
Уже в XVII веке турки построили крепость, которую трижды брали русские войска – в 1770 (под командованием Николая Репнина), 1790 (Александр Суворов) и 1809 (Андрей Засс). Были и неудачные осады – в 1789 году, когда русской армией командовал все тот же Репнин, 1806 (неудачником оказался одесский градоначальник Ришелье) и 1807 (Иван Михельсон).
Дважды Россия после выигранных войн возвращала Измаил Османской империи. А в 1856 году была вынуждена передать город Объединенному княжеству Молдавии и Валахии. Именно тогда уничтожили все крепостные сооружения. И только в 1877 г. русские войска без боя заняли город. С 1878 по 1918 гг. Измаил вновь был русским городом – центром Измаильского уезда. Во время Первой мировой Измаил на некоторое время стал прифронтовым городом, когда немецко-австрийские войска заняли правый берег дельты Дуная.
С 1918 по 1940 год Измаил был под властью Румынии. Примечательно, что ни Российская империя, ни Румыния не удосужились проложить железную дорогу в крупнейший город Нижнего Дуная. Видимо, считали, что для доступа к Дунаю вполне достаточно линии Бендеры – Болград – Рени – Галац. Этот недостаток исправила уже советская власть. Сразу после того, как летом 1940 года Бессарабия, Молдавия и Буковина вошли в состав СССР, началось строительство железной дороги Арциз – Измаил. Уже к весне 1941-го в Измаил пошли поезда. Город стал базой военной Дунайской флотилии, для которой создавалась мощная промышленная база – и без железной дороги в таком деле никак. Кроме того, Измаил перехватил у Аккермана статус областного центра.
С 1941 по 1944 гг. Измаил вновь оккупировала Румыния, полностью восстановившая здесь административную и государственную структуру периода до 1940 года.
А после освобождения целых десять лет Измаил был областным центром. В это время центр города активно застраивался внушительными ампирными «сталинками» и имел все перспективы «навырост» – до областного центра средней руки, вроде Сум, Тернополя или Хмельницкого. Естественно, с соответствующим финансированием и статусом.
В 1954 году Измаильскую область упразднили, присоединив к Одесской. Измаил же стал городом областного подчинения и центром Измаильского района – не входя в сам район.
Будучи, после Одессы, крупнейшим городом Одесской области, Измаил стал важнейшим портом на Дунае, центром сельскохозяйственной и рыбной промышленности. Работали судоремонтно-механический и судоремонтный заводы, обеспечивая деятельность военной флотилии и Дунайского пароходства. Население Измаила к концу 80-х гг. достигло 90 тысяч человек.
Развал СССР и, в первую очередь, нарушение нормального судоходства на Дунае подкосили экономическую основу Измаила. Падение грузопотоков из-за прекращения судоходства на Среднем Дунае (из-за войны и американских бомбежек Югославии) и в устье (когда перестали использовать украинский фарватер в канале Прорва) привел к застою в работе порта и, как следствие, всех остальных связанных с ним предприятий. Все это немедленно сказалось на общем состоянии города, перешедшего в разряд депрессивных. Даже население уменьшилось – до 73 тысяч человек, почти на 20%.
Несмотря на это, Измаил находится в более выгодном положении, чем основной украинский порт на Дунае Рени – благодаря железной дороге. Именно поэтому, с точки зрения государственных интересов, измаильский порт сейчас может обслуживать все грузопотоки страны на Дунае. Интерес к измаильскому порту имеет и Молдова, которая хочет восстановить железную дорогу от Березино до Бессарабской – и получить, таким образом, прямую связь с украинскими портами, минуя Приднестровье.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, внешне Измаил совсем не похож на депрессивный город с загибающейся промышленностью, бедным безработным населением и отсутствием перспектив. Улицы в центре города достаточно пристойно выглядят, по ним едут не самые дешевые машины и достаточно много автобусов.
Правда, среди них можно встретить совсем старые ПАЗики и самые убогие из малых бусиков современного производства марки «РУТА», на которых гордо красуется надпись «Городская программа обновления транспорта».
В относительно неплохом состоянии старые дома и «сталинки» на центральном проспекте. Тут же – модные ныне фреш-бары. В городе проводятся рок-фестивали и прочие культурные мероприятия. А местное пиво «Fest» пользуется популярностью не только в Измаиле, но и среди одесских журналистов.
Если же мы отойдем на пару кварталов от центра – то сразу погрузимся в патриархальный мир старого Измаила. Узкие улочки, одноэтажные кирпичные дома, булыжные и известняковые мостовые, море зелени и тишина. Вместо привычных нашим глазам кошек по улицам разгуливают маленькие собачки. И прямо на тротуаре можно полакомиться спелой вишней – для этого достаточно ее просто сорвать.
Хорошее впечатление оставляют старые храмы Измаила, особенно – Покровский собор, копирующий Казанский собор в Петербурге. А на самом берегу Дуная возрождается после периода советского забвения комплекс Свято-Николаевского монастыря.
Нельзя не остановиться на проблемах связи Измаила с внешним миром. Уже три года как закрыт международный аэропорт, из которого ранее были рейсы в Киев, Одессу, Турцию. Единственный пассажирский поезд Измаил-Одесса ходит всего трижды в неделю (зимой – всего дважды), хотя стоит во много раз дешевле маршруток – 16 гривен в общем вагоне. Для сравнения – в маршрутке проезд стоит 90 грн. При безработице и низких зарплатах попасть в областной центр для простых измаильчан уже не всегда по карману.
Для того, чтобы решить проблемы Измаила, нужно вернуть в город судоходство. Все же Украинское Дунайское пароходство – единственная реально работающая судоходная компания страны, обладающая мощными ресурсами. Восстановление базовой отрасли неминуемо повлечет за собой рост и во всех остальных сферах жизни города. А в остальном – государству лучше не мешать людям заниматься своим делом.