Зерно, выращенное в Ренийском районе в нынешнем году, активно уходит за границу, причём экспортёры в буквальном смысле скупают его на корню, непосредственно с полей.
Урожай направляется на причалы порта Рени, где накапливаются большие партии груза для дальнейшей отправки за рубеж. Посредником в этом процессе выступает ООО «РТС Украина», которое уже много лет приобретает зерно оптом.
«Наша компания покупает зерно у производителей на юге Одесской области – в Ренийском, Болградском, Измаильском и Килийском районах, – рассказывает менеджер ООО «РТС Украина» Юрий Плукчи. – Мы традиционно осуществляем перевалку зерновых грузов с помощью ООО «Рени-Лайн». Это наши постоянные партнёры по приёмке, хранению и отгрузке зерна, у них налажен весь производственный цикл».
«С первых дней жатвы мы принимаем около 500-600 тонн зерна в сутки, – говорит директор ООО «Рени-Лайн» Пётр Бушняк. – Работаем без выходных, не остановились даже на Троицу. Сначала пошёл ячмень, за ним – горох, теперь завозим и пшеницу. Сейчас (по состоянию на начало июля – Ред.) мы перерабатываем украинское зерно, а затем, думаю, начнём принимать и транзитный груз из Молдовы. Наше предприятие предназначено для перевалки зерновых грузов с автомобилей и железнодорожных вагонов на водный транспорт. Мы можем в сутки принимать 70-80 большегрузных машин и до 30 вагонов. Когда подходит судно, погрузка происходит со скоростью до 200 тонн в час».
«Урожаи в этом году неплохие, особенно в тех хозяйствах, которые применяли средства защиты растений и новые технологии для возделывания ранних зерновых, – продолжает Ю. Плукчи. – Объём зерна такой большой, что многие производители даже не успевают вывозить его своим транспортом. Кроме того, далеко не у всех есть хорошие складские помещения для хранения урожая. Мы предложили свой транспорт. Наши машины грузятся прямо в поле и сразу везут зерно в порт. Для аграрных предприятий это удобно, поскольку им не надо нести лишние затраты на перевозку зерна, его доработку и засыпку на склады».
Руководитель «Рени-Лайн» П. Бушняк отметил, что предприятие в качестве субъекта специальной экономической зоны «Рени» существует с 2002 года, и за это время в развитие производства вложено около 4,5 млн долларов инвестиций. В итоге был построен современный элеватор с ёмкостями хранения на 20 тысяч тонн, а годовой объём перевалки зерновых грузов может достигать 300 тысяч тонн. Несмотря на столь внушительные для маленького города цифры, П. Бушняк опровергает распространённое мнение о том, что субъекты СЭЗ фактически отнимают грузы у Ренийского порта как государственного предприятия и тем самым являются виновниками его экономического упадка.
«Во-первых, «Рени-Лайн» находится на общем налогообложении и оплачивает сегодня все налоги и сборы, – комментирует П. Бушняк. – Во-вторых, мы несём дополнительные затраты в порту. Начинаются они с оформления пропусков на автомобили с зерном – платим по 4 гривны за каждую тонну. Кроме того, около 15 тысяч гривен в год мы тратим только на то, чтобы наших работников пропускали на территорию порта. Также мы платим Ренийскому филиалу Администрации морских портов Украины за доступ к причалу – по 8 гривен за тонну. За пользование железнодорожными путями – 5,7 грн за тонну. Каждый судозаход на погрузку – 6-8 тысяч долларов, в зависимости от водоизмещения судна. Электроэнергия, которую мы берём в АМПУ, обходится на 50 копеек за киловатт дороже, чем в городе. Каждый кубометр воды – 52 гривны, канализации – 42 гривны. Это что касается АМПУ. Отдельные договорные отношения – с госпредприятием «Ренийский морской торговый порт». Мы используем сегодня его склад №5 и арендуем здание под офис, что обходится в общей сложности в 53 тысячи гривен в месяц (70% этой суммы идёт в Фонд госимущества, 30% – собственно порту). А ещё мы платим порту 300-400 долларов за каждую швартовку и отшвартовку судов. И, естественно, возмещаем налог на землю – 31 тысячу гривен ежемесячно. Вот почему я считаю, что в настоящее время порту выгодно иметь таких партнёров, как субъекты СЭЗ.
Другой вопрос – готов ли порт самостоятельно перегружать зерно и достойно конкурировать с частниками. В принципе, порт способен работать с зерновыми грузами. Но каким образом? Проблема в том, что у порта нет возможности накопления больших судовых партий. Эффективно перерабатывать зерно могут только специализированные предприятия».