Неспокойно нынче в Гагаузии… В начале января Комратский районный суд, по науськиванью Кишинёва, принял решение о незаконности проведения референдума 2 февраля в автономии. Напомню, что гагаузские власти планировали решить на всенародном голосовании следующие моменты – стоит ли Республике Молдова интегрироваться в Европейский или Таможенный Союз, а также вопрос независимости гагаузского государства в случае присоединения Молдавии к Румынии.
Впрочем, Кишинёв в своих стремлениях задушить волю гагаузов к самоопределению зашёл ещё дальше: 15 января решил вызвать всех депутатов Народного собрания (автономный парламент) на допрос в Генеральную прокуратуру, а уже 16 января против организаторов референдума возбудили уголовное дело по подозрению в… разжигании межнациональной розни. Депутаты, впрочем, на ковёр, судя по заявлениям, идти не собираются, да и незачем: по местному законодательству, гагаузские парламентарии обладают неприкосновенностью, наравне с их центральными коллегами. А всенародное голосование проведут при любом раскладе: опять же, по закону решение суда не вступает в силу до тех пор, пока не будет рассмотрена апелляция. Таковая рассматривается в течение 30 дней, то бишь, до 3 февраля. Следовательно, 2 февраля проведение референдума будет ещё целиком и полностью законным.
Впрочем, если правоохранители из Кишинёва попробуют как-то воспрепятствовать проведению референдума в Гагаузии, им явно несдобровать. Во-первых, власти обещают создать дружины самообороны, которые не позволят правоохранителям пойти на какие-либо провокации. Во-вторых, местное управление внутренних дел в целом гораздо больше лояльно властям автономии, нежели Центру и вряд ли пойдёт на исполнение каких-либо антигагаузских приказов.
Почему гагаузы против Евросоюза?
Отмечу сразу, что поддержка Таможенного Союза в целом в Молдове значительно выше, чем в Украине. Ситуация сложилась таким образом, что оппозиция, представители гражданского общества, с десяток политических партий выступают именно за евразийскую, а не европейскую интеграцию. За Евразию здесь устраивают митинги, собирают подписи за референдум. По сути, власть обязана оправдываться перед оппозиционной общественностью, почему она идёт в Европу, а не в обратном направлении. Например, после подписания договора об Ассоциации, оппозиция устроила в центре Кишинёва митинг против евоинтеграции – по различным оценкам, он собрал от 10 до 20 000 человек. Для крошечной Молдавии – это достаточное для проведения революции число людей.
В Гагаузии ситуация, скажем так, гораздо более радикальней. Поддержка евразийской интеграции тут приблизительно такая же, как у Рамзана Кадырова в Чечне – почти стопроцентная. Чтобы ситуация выглядела понятней, приведу пример. В центральном молдавском парламенте правящую проевропейскую коалицию составляют три партии – Либеральная, Либерально-реформаторская и Демократическая партии. Последняя, собственно, обладает также большинством и в гагаузском парламенте. Так вот, Демократическая партия в Гагаузии является… одним из инициаторов референдума о Таможенном Союзе. Это приблизительно то же самое, если бы, скажем, «Свобода» или «Батькивщина» в Донецке или Одессе выступали за Таможенный Союз, а в Киеве – за Европейский.
Грубо говоря, любой политик, выступающий за европейскую интеграцию, автоматически становится нерукопожатным для населения Гагаузии.
Причин столь большой популярности евразийских настроений в Гагаузии несколько. Для начала, интеграция в Европу тут воспринимается сквозь призму интеграции с Румынией. В 1990 году именно прорумынские власти спровоцировали так называемой «поход на Гагаузию», когда сотни добровольцев из националистического Народного фронта Молдовы, а также из уже некоммунистической Румынии попытались воспрепятствовать созданию гагаузской автономии. Кровопролитие, в отличие от Приднестровья, тогда удалось остановить благодаря вмешательству советских правоохранителей, однако на 4 года Гагаузия де-факто существовала в формате непризнанного государства. Следовательно, Россия и её интеграционные проекты населением однозначно воспринимаются, как направленные на защиту гагаузского суверенитета.
Второе – Европа на существование гагаузов как нации традиционно закрывает глаза. Нарушения прав гагаузов случаются из раза в раз, однако европейские чиновники гораздо больше обеспокоены, скажем, правами сексуальных меньшинств, чем дискриминацией, по сути, одной из государствообразующих наций. Посещение, например, миссией ОБСЕ Гагаузии не дало никаких результатов, кроме малозначащих деклараций, и отнюдь не уверило гагаузов в лояльности Европы. Тем более, на фоне закрывания глаз на достаточно агрессивные в отношении как молдаван, так и гагаузов заявления румынского руководства.
Возможные последствия референдума
Нужно отметить, что референдум в отношении внешнего вектора является лишь совещательным, тогда как голосование по поводу независимости – законодательным. Это значит, что юридическая ценность в кого волеизъявления равна практически нулю. По сути, в случае позитивного ответа Гагаузия в сторону евразийской интеграции отдельно от остальной Молдовы не двинется, а независимость в случае утраты Молдавией суверенитета уже и так прописана в Законе об особом правовом статусе Гагаузии (аналог автономной конституции).
Но организаторам референдума конкретных политических последствий и не надо. Гораздо важнее внутриполитический и внешнеполитический эффект. Во-первых, молдавская власть получит настоящую оплеуху в виде показного нехотения гагаузских властей подчиняться политической воли Кишинёва. Комрат таким образом продемонстирует, что общесоюзная столица ему не указ, и у себя в юрисдикции гагаузы могут делать всё, что заблагодорится. Во-вторых, серьёзным ударом по европейскому имиджу Молдовы будет голосование гагаузов в поддержку евразийского вектора – в условиях «триумфа» «Альянса» в связи с успешным саммитом в Вильнюсе, демократические волеизъявление против евроинтеграции станет ещё одним серьёзным ударом по позициям власти.
Не исключено, что подобные голосования захотят провести и других регионах Молдовы, где проевразийские настроения также сильны. В частности, Тараклийский район, где в основном проживают болгары, уже принял решение провести консультации с населением по внешнеполитическому вектору в один день с гагаузами. Наверняка, то же самое захотят организовать и власти Бельц, где этнические украинцы и русские составляют около половины населения.
Но самый большой эффект голосование в Гагаузии, конечно же, получит на внешней арене. По сути, это будет первый референдум по поводу евразийской интеграции – до этого, казалось, что демократическое волеизлияние может привести только в Европу, а постсоветская интеграция – удел дремучих, отсталых, недемократических общество. Гагаузский инцидент наверняка будет поднят на знамёна в Москве, которая будет требовать провести голосования по внешнему вектору по всей Молдове в целом, а также, например, в Украине, Азербайджане и других странах.
Другое дело, что «гагаузский инцидент» однозначно будет иметь и негативный эффект, в частности, что касается потенциального конфликта с Кишинёвом, который с каждым днём всё больше и больше приближается к накалу, который был в 1990 году. Однако преимущество теперь явно на стороне Комрата: действующие власти слабо контролируют ситуацию в самой Молдове, коммунистическая оппозиция, сочувствующая Гагаузии, обладает поддержкой приблизительно половины населения страны, в том числе подавляющей – в Кишинёве. Кроме того, под боком, в Приднестровье расположилась 14-ая российская армия, которой стоить лишь бряцнуть, дабы навсегда отбить у Молдовы желание решать какие-то либо вопросы военным путём – память об августе 2008 года ещё свежа. Как бы там ни было, любые попытки свести счёты с гагаузами выйдут для молдавской государственности боком и лишь приблизят создание независимого национального государства гагаузского народа. Хотя пока об этом говорить рано: хотя бы на уровне деклараций, гагазуские власти пока что заявляют, что являются пламенными патриотами Молдовы, в её молдовенистской, а не унионистской версии.
***
О том, что евразийская интеграция станет для Гагаузии в ближайшее время основным трендом внутренней политики не стоит сомневаться ещё и потому, что автономию ожидает острая борьба за должность башкана. Главу Гагаузии должны переизбрать зимой, причём действующий лидер, Михаил Формузал, обладающий абсолютной популярностью, не сможет выставить свою кандидатуру в третий раз подряд. Собственно, внешняя политика наверняка станет темой номер один для основных кандидатов, как от власти, так и от оппозиции.
И преемник Формузала, и выдвигаемый местной Демпартией мэр Комрата Николай Дудогло непременно будут доказывать, что это именно он ведёт Гагаузию по пути евразийской интеграции, именно ему стоит быть благодарными жителям Гагаузии за российские вливания и инвестиции, именно он защищает интересы автономии перед жуткими клешнями Кишинёва и не менее жуткими клещами Бухареста.
А это значит, что интеграция в Таможенный Союз станет для Гагаузии чем-то вроде национальной идеи, объединяющей всех, вне зависимости от политической и партийной принадлежности. Подобное развитие событий в крошечной автономии может иметь огромные последствия не только для Молдовы, и даже Бессарабии, но и для всего восточноевропейского региона в целом.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.