Национальное собрание Гагаузии решением большинства депутатов проголосовало за закрепление статуса молдавского языка на территории автономии. Следовательно, отныне в Гагаузии государственный язык будет зваться молдавским и только молдавским, как это записано в Конституции.
Решение парламентариев автономии прогремело на всю страну. Дело в том, что, несмотря на нормы действующего законодательства, в Кишинёве сегодня доминируют «антимолдавские» тенденции – власть называет молдавский язык румынским, не разделяя их. Причём если часть провластных политиков высшего ранга призывает относиться к этой проблеме умеренно, то другие радикально настроены против любых проявлений «молдовенизации».
В принципе, с приходом к власти «Альянса за европейскую интеграцию» по итогам революции 2009-ого года, условная проблема «молдаване-румыны» стала чуть ли не центральной в постулатах большинства политических партий Молдовы. Оно и неудивительно. Власти, к примеру, нечего надеяться на обильную финансовую, политическую, геополитическую помощь соседней Румынии, в случае если те вдруг начнут позиционировать себя «молдаванами». У оппозиции в то же время появился мощный идеологический стержень, тогда как одной критикой экономической, социальной политики сложно было бы удерживать рядом верный электорат.
Однако это в «коренной» Молдове. С Гагаузией мы имеем случай без малого вопиющий.
С 1990 по 1994 год Гагаузия имела свою независимую непризнанную государственность по типу Приднестровья. Причины отсоединения были теми же – румынизация, отказ от СССР (или реинтеграции с Россией), построение национального унитарного государства. Вследствие сговорчивости гагаузского руководства, отсутствия способной прокормить население экономики, игнорирования проблемы Москвой гагаузы всё же решили вернуться в состав единой Молдовы, получив в подарок собственный флаг, герб, гимн, конституцию, парламент, кабмин, президента и другие признаки государственности.
Но проблемы между автономией и Центром не прекращались. Гагаузия, положа руку на сердце, так и не научилась воспринимать себя частью молдавской политической нации, не хотела учить молдавский язык и оставалась, по сути, государством в государстве, пересекаясь с остальной Молдовой только в плоскости противоречий и конфликтов. После прихода коммунистов Центру удалось «приструнить» Гагаузию посредством договорённостей с башканом (так именуется гагаузский президент) Георгием Табунщиком. Однако в 2006 году тот проиграл выборы молодому и амбициозному независимому кандидату Михаилу Формузалу, который за 2 башканских срока стал чуть ли не местным национальным героем.
Но стоило «Альянсу» прийти к власти, как Гагаузия постепенно становилась очагом молдавской государственности. Тогда как Центр обратил свои взоры на Румынию и стал проводить соответствующую внутреннюю политику, имеющие иммунитет к румынизации гагаузы забили тревогу. Причём, наученные горьким опытом начала 90-ых, в Комрате поступили хитро: в конфликте с Кишинёвом гагаузы стали выступать не с сепаратистских, а с государственнических позиций. Гагаузы резко трансформировались в молдавских патриотов, осуждали унионистские марши, стали заботиться и судьбе государственного языка и даже принялись советовать Кишинёву более правильный, с их точки зрения, внешний вектор – вступление в Таможенный Союз.
Инициатива по молдавскому языку, к слову, многими была расценена как «запрет румынского». И доля правды в этом есть. Сегодня Гагаузия выступает против румынского языка, но уже не против молдавского, как это было раньше. Она выступает против проевропейского внешнего вектора, но не против существования независимого молдавского государства. Она предлагает инициативы по развитию страны и имеет последовательную позицию. Тем самым, отстаивая своё лобби в молдавской политике. Возможно, это и раскачивает и без того не самую стабильную ситуацию в Республике Молдова. Однако это как минимум говорит о том, что гагаузы уже точно ощущают себя частью одной страны и одной политической нации. Пускай она видит эту страну и эту нацию в кардинально ином свете, чем действующая кишинёвская власть.