Сессия Ренийского горсовета одобрила участие Ренийской громады в проекте международной технической помощи BSB-817 «Развитие и продвижение зелёного туризма в Придунайском секторе бассейна Чёрного моря». В проекте, который осуществляется с декабря 2020 года по июнь 2023 года, также будут задействованы район Кагул (Молдова) и повит Галац (Румыния).
Более подробная информация на сей счёт размещена на официальном сайте Ренийского горсовета. Там сказано, что этот трансграничный проект реализует Институт развития и социальных инициатив (IDIS) «Вииторул» (Молдова). Суть проекта была озвучена на стартовой конференции его участников, которая прошла 8 апреля т.г.
«Мы ставим перед собой реалистичные цели и задачи. Мы очень надеемся, что нам удастся выполнить намеченные планы. В первую очередь мы хотим, чтобы Дунайский сектор бассейна Чёрного моря привлекал множество туристов и становился экономически выгодным для деятельности туроператоров», – заявил менеджер проекта, исполнительный директор Института «Вииторул» Любомир Кирияк.
Как заявил эксперт проекта BSB-817 Виталий Сочиркэ, в первую очередь данная инициатива нацелена на создание трансграничного туристического кластера в треугольнике Галац – Кагул – Рени. Такой кластер позволит стимулировать поток туристов в регион и улучшить качество туристических услуг.
Что касается технических моментов реализации инициативы, то, по словам Виталия Сочиркэ, планируется разработать справочник по трансграничному туризму с акцентом на экотуризм, карту соответствующих туристических маршрутов и информационную брошюру для гостей вышеупомянутого кластера. Для поставщиков туристических услуг, предпринимателей, профильных чиновников и других граждан, которые будут непосредственно задействованы в проекте, предусмотрены тренинги, «круглые столы», семинары, учебные визиты, тематические встречи и другие мероприятия. Кроме того, планируется провести исследование нынешнего уровня и перспектив добрососедских отношений между украинской, румынской и молдавской административными единицами, участвующими в общей туристической инициативе.
Координатор проекта Анна Значени была вынуждена признать, что на сегодняшний день уровень развития туристической инфраструктуры в Придунайском регионе Черноморского бассейна, к сожалению, остаётся низким. В то же время у него есть потенциал для роста. Именно к этому и стремится данный проект.
Необходимо добавить, что инициатива BSB-817 софинансируется Евросоюзом и объединяет ряд стран-участниц: Армению, Болгарию, Грузию, Грецию, Молдову, Румынию, Турцию и Украину.
Итак, перед нами – очередной грантовый проект, который целиком и полностью осуществляется организациями, чья деятельность спонсируется международными финансовыми донорами. В общем, всё как обычно: вышеперечисленные координаторы, менеджеры и эксперты не предложили своей целевой аудитории ничего принципиально нового и креативного. Напротив, подобные инициативы по-прежнему руководствуются одной «методичкой», разработанной на все случаи жизни. Таким образом, уже заранее известно, на что будут потрачены деньги. Как говорится, смотрите выше: тренинги, «круглые столы», семинары, издание туристического справочника, исследование добрососедских отношений между общинами… При этом самая важная, поистине фундаментальная тема – перспектива привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры туризма – не затрагивается даже вскользь.
Соответственно, возникает простой вопрос: какой туристический продукт смогут предложить сегодняшним и будущим «клиентам» Рени, Кагул и Галац? Ведь абсолютно очевидно, что любой, даже самый прекрасный потенциал туризма – это всего лишь «сырьё», из которого ещё предстоит произвести «продукцию» для конечного потребителя. Такой процесс требует времени, огромных усилий и значительных капиталовложений. А поскольку инвестиций, как мы уже поняли, не предвидится, то придётся исходить из существующих возможностей.
И тут вспомнилось, что в 2020 году многие региональные СМИ разрекламировали интересную новинку – «Интерактивную туристическую карту Западной Одесчины» («І-мапа»). Её разработал одесский режиссёр, основатель проекта OnykoFilms Юрий Онищенко. По замыслу автора карты, она представляет собой новый полезный ресурс, благодаря которому путешествующие по Одесской области смогут узнать о достопримечательностях Бессарабии. На «І-мапе» отмечены исторические, культурные, природоохранные и гастрономические локации этого региона. Каждому объекту посвящено описание на украинском и английском языках, информация сопровождается фотографиями и видеоматериалами.
Разумеется, создание этого туристического продукта также не обошлось без зарубежных грантов. Интерактивная карта Бессарабии была разработана в рамках партнёрской программы «Культура. Туризм. Регионы» Украинского культурного фонда, Программы USAID «Конкурентоспособная экономика Украины» и Офиса развития малого и среднего предпринимательства (SME.DO) при Министерстве экономики, торговли и сельского хозяйства Украины.
Но вернёмся к содержанию карты. Приведём несколько примеров, в том числе касающихся Ренийской громады. Начнём с села Новосельское. Цитирую языком оригинала: «Переправа – монумент в Новосельському на місці історичної переправи через Дунай, 1888 р. Саме тут в 1828 році отаман Задунайського козацького війська Йосип Гладкий на власному човні переправив через Дунай російського імператора Миколу І».
И всё! То есть вся информация для туристов об этом знаменитом объекте, весь поход русской Дунайской армии во время войны с Османской империей 1828-1829 гг. сводится к тому, что казачий атаман «покатал» на лодке российского императора. Что ж, любопытная туристическая «версия» масштабного исторического события.
Перенесёмся в другой конец Бессарабии – на ещё более знаменитый Траянов вал. Опять же, цитирую языком оригинала: «Троянів вал був своєрідним південно-східним кордоном Римської імперії за часів її розквіту в ІІ столітті н.е. Між селами Борисівка та Глибоке, які знаходяться на березі озера Сасик, встановлено пам’ятний знак цього стародавнього кордону. Сам вал, перетинаючи сучасні магістралі, тягнеться до села Табаки і далі до села Вулканешти, що знаходиться в Молдові. Досі збереглися ділянки вала, де сучасний турист може відчути себе давньоримським легіонером».
Этот текст содержит грубейшую географическую ошибку, вызванную тем, что авторы карты перепутали юг и север! Траяновы валы были не юго-восточной, а северо-восточной границей Римской империи. Её юго-восточными границами были границы Сирии, Палестины и Египта. Впрочем, какие мелочи! Туристы всё «схавают». Даже то, что молдавский город Вулканешты назван селом. Подумаешь! Хотя не будет ничего удивительного, если жители Вулканешт обидятся на такое «понижение статуса»…
Возможно, кто-то решит, что автор этих строк действительно придирается к мелочам. Однако подобных ляпов и ошибок на карте – великое множество. Их настолько много, что читать сие непотребство просто стыдно. Вот ещё один пример: «Річка Малий Котлабух. Між селами Голиця та Виноградне знаходиться заплава річки Малий Катлобух – прекрасне місце для риболовлі та відпочинку з наметами».
Как видим, «лёгким движением руки» река Котлабух превращается в Катлобух. А как правильно? Да какая разница для неискушённого туриста!
Но настоящим «десертом» карты можно назвать туристическую локацию «Дунай у Рени». О ней сказано буквально следующее: «Дунай – найвідоміша річка Європи, 150 кілометрів якої знаходяться в Україні. Вигин українського берега Дунаю дає можливість побачити портові крани румунського Галаца і молдавського порту Джурджулешти».
Ей-Богу, это истинный шедевр информационного продукта для туристов! Вот, оказывается, чем интересен Дунай у города Рени! Здесь можно увидеть краны румынского и молдавского портов. Вместе с тем Ренийский порт даже не упоминается!! И вообще создаётся впечатление, что туристам больше нечего делать на Дунае: ни тебе круизов, ни рыбалки, ни экскурсий, – ничего. Можно просто стоять на берегу, смотреть на Джурджулешты и медитировать. Ну, а что? Тоже отдых.
В завершение надо отметить: интерактивная туристическая карта Бессарабии – это замечательная идея. Но только не в таком исполнении. Подобная халтура способна разве что распугать туристов, а не привлечь их. И тут уж никакие грантовые проекты не помогут…