Европейский Союз претерпевает ряд трансформаций и стоит перед серьезными вызовами. Проблемы, связанные с притоком мигрантов и террористической угрозой накладываются на неблагоприятные экономические показатели и усиливают вес «евроскептиков». Ряд референдумов, которые прошли в разных странах ЕС за истекший год демонстрируют именно эту тенденцию.

4

Новая конфигурация в ЕС

После референдума в Великобритании, по результатам которого 51,9 % избирателей проголосовало за выход из состава Европейского союза, можно говорить о новой конфигурации Европейского Союза. Сразу же после объявления итогов референдума в Великобритании биржевой курс фунта стерлингов упал до 30-летнего минимума, европейские фондовые индексы показали крупнейшее падение внутри дня за все время наблюдений (в моменте — до 10%). Косвенно результаты референдума ударили не только по Великобритании и ЕС, но и по иным странам, а также привели к снижению мировых цен на нефть.

3

«Рациональные аргументы, кажется, значили не так много в голосовании с беспрецедентной явкой в 72,2%. Социальный разлом между сторонниками и противниками Brexit прошел по возрасту, образованию и национальности», – подчеркивает Егор Васильев в своей статье для «Европейской правды».

В целом можно подвести черту, что за выход голосовали в основном пожилые люди и люди с низким уровнем образования, в то время, как молодежь и люди с высшим образованием высказывались за сохранения членства в ЕС. Также за сохранение членства высказались Лондон, Шотландия и Северная Ирландия, а позицию «против» заняли, как наиболее благополучные земли (Англия), так и самые бедные (Уэльс).
2

Процесс выхода Великобритании из ЕС может затянуться на долгие годы, но конфигурация в политическом плане изменится значительно стремительнее. Очевидно, что теперь ещё больше возрастет роль Германии. Об этом говорит и министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер в недавней программной статье для «Foreign Affairs», правда в контексте «вынужденного лидерства».

Усиления влияния Брюсселя опасаются самые разные политические группы внутри стран-членов ЕС, и даже региональные объединения стран, такие как «Вышеградская четверка» (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия). Однако альтернатива мощной интеграционной схеме Европейского Союза – это разделенные и изолированные в политическом плане небольшие страны, которые скорее потеряют, чем выиграют от ослабления ЕС.

Референдум как способ построения новой политики внутри ЕС

1

Референдум, который прошел в Великобритании по поводу выхода из ЕС, а также граждан волеизъявление в Голландии по теме Ассоциации Украины и ЕС являются важными вехами в принятии решений в рамках ЕС. До этого формат референдума не был часто применим в практике стран-членов ЕС.

Можно вспомнить референдумы по вопросам связанным с одобрением ряда договоренностей в рамках ЕС, которые проходили в Ирландии (2001 и 2008 гг.), Дании (1992). Также можно вспомнить 2005 год и два референдума, которые проходили во Франции и Нидерландах, где население этих стран высказалось против ратификации Конституции ЕС. В последнем случае это привело к отказу от проекта Конституции в целом, она была заменена более «мягкой» версией – Лиссабонским договором.

В настоящее время во многих странах ЕС бытует мнение, что процедура референдума поможет избежать отчуждения евробюрократов из Брюсселя от избирателей в национальных государствах. Фактически же легитимирующим органом является Европейский парламент, в который избираются по сложной процедуре со всех стран, которые входят в ЕС.

С другой стороны референдумы представляют собой способ облечения сложной проблемы в простой вопрос, требующий однозначного ответа: «да» или «нет». Также референдумы связывают со сложившейся политической ситуацией, их результат зависит от экономического положения и популярности правительства конкретной страны в момент проведения референдума.

«Это означает, что часто избиратели считают референдумы в рамках вопросов ЕС решением местных политических и экономических проблем. Например, многие, кто голосовал против Конституции ЕС, голосовали против президента Франции Жака Ширака. Тоже касается выборов в Европарламент: политические партии проводят кампанию по местным проблемам, вместо того, чтобы затронуть проблемы европейские. Поэтому выборы в Европейский парламент являются барометром популярности национальных правительств», – считают аналитики «Stratfor».

Отметим и тот факт, что необходимость ратификации многих решений в рамках ЕС абсолютным большинством его членов приводит к тому, что один «несогласный» референдум в какой-либо стране-члене может привести к значительному торможению самого процесса, безотносительно к его сути, и требует большого количество времени для реализации принятых решений.

Применительно к Украине практика референдумов уже показала свои возможности. Голландцы, которые голосовали «против» Ассоциации ЕС и Украины в значительной степени голосовали, руководствуясь мифами и страхами, которые не были обоснованы, но которые были вовремя актуализированы местными евроскептиками. Результаты референдума (почти 50% на 50%) при явке чуть выше минимально необходимой (пороговая явка установлена в размере 30%) также показывают, что этот инструмент демократии может действовать избирательно.

Аналитики «Stratfor» считают, что в будущем референдум (угроза проведения референдума) может быть использован национальными правительствами и/или политическими силами внутри этих стран для определенного торга с ЕС. Об этом уже заявили отдельные политические силы в Австрии и Венгрии, потенциально подобную практику готовы использовать правые политические силы в Италии и Франции.

Вызовы для ЕС и всей Европы (что изменится для Украины)?

Вызовы, которые возникли перед Европейским Союзом, косвенно отразятся и на Украине. Правые политические силы в ряде стран ЕС выступают за нормализацию отношений с Российской Федерацией. Снятие ограничений в торговли, установленных после агрессии РФ в отношении Украины также входит в планы некоторых политических сил. Акцентуация на внутренних проблемах: миграция, экономический кризис могут отодвинуть на второй план ситуацию в Украине, а непоследовательность украинских властей в имплементации ряда важных реформ охладить европейских партнеров, и потенциально сократить объем финансовой помощи Украине.

Стоит подчеркнуть, что редакция главного проевропейского Интернет-ресурса «Европейская правда» во второй декаде августа выступила со статьей-обращением, в которой призвала европейских партнеров Украины отказать в финансовой помощи и безвизовом режиме в ответ на «имитацию реформ».

Таким образом, новая ситуация внутри ЕС может привести к ослаблению позиции политиков настроенных благосклонно к Украине за счет того, что к власти придут политики правого толка, которые будут настроены на решении внутренних проблем, в том числе за счет стремления к изоляционизму (что противоречит основным постулатам ЕС).

Неприятным симптомом может служить для Украины ухудшение отношений с Польшей, давним и последовательным союзником во всех евроинтеграционных устремлениях Украины. Польский случай показал, насколько существенными могут быть исторические проблемы между двумя государствами.

Однако, несмотря на новые вызовы в рамках ЕС, политика безопасности, которая в основном возлагается на НАТО, очевидно, не претерпит особых изменений. Главным действующим лицом Североатлантического альянса являются США, которые наоборот наращивают свое присутствие в местах, которые потенциально могут стать горячими точками. Так в странах Балтии и в Польше создаются многонациональные батальонные группы, причем в Польше и Латвии они будут с участием военных из США и Канады, что снижает нагрузку на иные страны-члены ЕС.