Моряк из Измаила: «Меня заставили пить морскую воду, а на грудь поставили печать!»

morjak

Город Одесса, возник и развивался как портовый город, и не в последнюю очередь, как город моряков и их семей. Такую же тенденцию можно проследить и в каждом припортовом городе Придунавья: Килии, Рени, и, конечно же, во втором городе областного значения – Измаиле, где, так же как и в Одессе, жизнь людей неразрывно связана с рекой Дунай, морями и океанами.

В каждой семье Придунавья есть моряк, или теперешний или из прошлых поколений, а есть такие семьи, где искусство быть моряком и жить как на море, так и на суше по морским законам передают из поколения в поколение. Практически все семьи моряков чтут и празднуют морские праздники и соблюдают морские традиции.

Пожалуй, каждый знает выражение “7 футов под килем”, именно с таким пожеланием моряков отправляют в рейс, а также посвящают в моряки выпускников морских вузов. Большинство людей знают, что 7 футов под килем это запас глубины, чтоб судно не село на мель, не налетело на камни или рифы, что может привести к пробоине в корпусе и затоплению. Отчасти правильно думают. Но почему именно «семь футов»? (Для справки: 1 фут = 0.305см. следовательно, 7 футов = 2.13см. Для современных крупнотоннажных судов такая глубина под килем считается опасной для мореплавания. Киль — крайняя нижняя точка судна, дальше уже глубина).

История этого пожелания идёт со времён Петра I. Дело в том, что раньше в России моряков хоронили в море. Старались хоронить в прибрежных зонах (если была возможность) чтоб душа могла выходить на берег. Процесс похорон выглядел так: перед утоплением, тело погибшего моряка закутывали в белую простыню, к ногам привязывали пушечное ядро, плотно заматывали рот и нос, чтоб вода не попала в лёгкие. Тело выбрасывали за борт и когда оно достигало дна, то оставалось в вертикальном положении, то есть трупы на дне стояли как свечки. Считалось, что если судно килем дотронется до головы утопленного покойника, то осквернит его душу и будет проклято. Согласитесь приятного мало. Вот теперь смотрим на цифры. Средний рост человека будет примерно 1.80 см. Оставшихся 30 см запаса должно хватить, чтоб пройти над трупами и не потревожить их. Отсюда и цифра 7 футов, то есть 2.13 см является условно безопасной глубиной для судов того времени.

Однако есть и другое объяснение этого обычая. Вспомним, что на Руси с древних времен число семь было особо почитаемо. Заглянем в «Толковый словарь» живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля — моряка, русского писателя, лексикографа и этнографа. В этом словаре числу «семь» отведено значительное место. Оказывается, десятки русских поговорок и пословиц так или иначе связаны с этим числом: «Семь раз отмерь, один отрежь», «За семь верст киселя хлебать», «Как семеро пойдут, Сибирь возьмут! Такие все молодцы», «Рубить семерым, а топор один», «Двoе пашут, а семеро стоя руками машут», «Делай дело за семерых, а слушайся одного», «Чем семерых посылать, тaк самому побывать», «Семь пядей во лбу», «Семь пятниц на неделе» и так далее. Вполне возможно, что пожелание «Семь футов под килем!» произошло на Руси из-за особого расположения к этому числу.

Все мы знаем что моряки и их семьи, соблюдают одну старую и всем известную традицию. Всегда и везде, третий тост «За тех, кто в море» уже давно стал неотъемлемой частью застолья. Когда поднимают этот тост, то в памяти у каждого присутствующего всплывает образ моряка, мужа, отца, брата, сына, знакомого, ну, в общем, любого моряка который сейчас в море или на берегу. Этот тост символически подразумевает пожелание морякам спокойного моря.

Тост говорит о том, что их помнят, любят и ждут. Традиция хорошая, но только мало кто знает, откуда растут корни у этого тоста и что на самом деле имеется ввиду. История этого тоста начинается также со времён Петра I. Всем известно, что именно Пётр I был основателем русского флота как такового. Именно он поднял и спонсировал Русский военный и торговый флот и довёл его до небывалого могущества. Русские моряки наладили торговые морские пути на всю Европу и участвовали в широкомасштабных морских баталиях. Вот тогда, среди моряков и появился тост «За тех, кто в море». Впервые этот тост прозвучал на борту 58 пушечного корабля «Крепость» из уст русского адмирала Ф.А. Головина после очередного морского сражения, в котором российский флот понёс потери. Звучал тост так: — «За тех, кто остался в море». Позже среди моряков распространился сокращённый вариант «За тех, кто в море». Почему тост именно третий тост по очереди? В России было принято выпивать третий тост «За упокой», поэтому морской вариант этого тоста по праву занял третье место.

Поднимая тему морских традиций, невозможно не упомянуть о старой доброй морской традиции, когда при пересечении экватора на борту судна устраивают праздник Нептуна, а морякам, которые впервые пересекают экватор, устраивают церемонию посвящения. Экватор, как известно – это такая воображаемая, но вполне определенная линия, разделяющая нашу планету на два полушария: северное и южное. Согласно установившимся традициям на морских кораблях, будь то торговое судно или военный крейсер, всем впервые пересекающим экватор по морю, необходимо пройти посвящение. Это одно из самых ярких и красочных событий в судовой жизни. Морской бог Нептун является на судно и после непродолжительной беседы с капитаном, тут же на палубе крестит моряков, впервые посетивших его владения.

Сначала разберемся, откуда пришел к нам такой замечательный ритуал. В эпоху парусного флота, как не трудно догадаться, двигателей внутреннего сгорания в природе не существовало – ветер был движителем всех кораблей. Вот только в некоторых районах на широте экватора с попутным ветром было частые перебои. Мореплаватели тогда еще не знали условий, при которых следовало проходить такие безветренные места, где суда дрейфовали довольно продолжительное время. От бездействия и неопределенности на судах начинался разброд и шатание: моряки медленно и уверенно сходили с ума, параллельно доедая запасы провизии и допивая пресную воду. Многие из них, не выдержав пытку бездельем, а чаще от голода так и не дождавшись попутного ветра, отправлялись на встречу к праотцам. Перспектива сгинуть за тридевять земель от родного дома, естественно, никоим образом не устраивала морских скитальцев, и выход был найден. Суеверные моряки обратили свой взор в сторону владыки моря – Нептуна. Они придумали свой собственный праздник, целью которого было ублажить морского царя и попросить о его благосклонности и снисходительности. Так и появился этот чудесный праздник. Особенно почетным всегда считалось пересечение экватора в точке начала отсчета широты и долготы – в нулевом градусе, то есть в месте, которое у моряков называется «пупом Земли» или «золотой точкой».

Сегодня, много лет спустя, когда моря бороздят технически продвинутые шедевры судостроительной мысли, праздник Нептуна не утратил своей актуальности. На всех кораблях, идущих под флагами различных государств, как простые моряки, так и их командиры продолжают следовать древнему обряду. Опасность пересечения экватора миновала, но праздник остался.

Современный обряд посвящения новичков представляет собой чисто театральное представление. И сотни лет назад и в настоящее время при пересечении экватора на палубах торговых судов и военных кораблей появляется морской владыка Нептун. И так же неукоснительно выполняется обряд крещения всех, кто переходит экватор впервые. Правда, на разных судах этот праздник дополняется различными деталями в зависимости от морального облика экипажа судна. На пассажирских лайнерах и военных судах, где членов экипажа очень много, действующих лиц импровизированного судового театра можно придумать несколько десятков – Нептуна, его супругу Амфитриту, их сына Тритона, ветра, Пассаты, Муссоны, Штиль, Шторм, брадобреи, песенники, черти, русалки и прочие и прочие. А на торговых судах, где сокращенные экипажи и особо не разгуляешься. Поэтому и сценарий посвящения в рыцари моря слегка простоват, играются только основные роли.

Крещение состоит из намыливания головы жертвы с помощью большой мочалки или малярной кисти, бритья громадным тесаком, любезно предоставленным для такого дела судовым поваром. А затем бросания в бочку с морской экваториальной водой. Эта бочка называется «купель», куда новичка погружали непременно до макушки, чтобы тот «испил соленой водицы» дабы ощутить всю серьезность мероприятия. Избежать крещения было невозможно. Прыткие черти всегда отыскивали спрятавшихся и под общий смех насильно крестили тех водой экватора. После того как новичок стойко перенес все экзекуции, он получает печать Нептуна на пятую точку и удостоверение о прохождении ритуала, где указывается широта, долгота, время, месяц, число, год, национальность, название судна и имя которым нарекли новоиспеченного «рыцаря моря». Подпись Нептуна скреплялась судовой печатью или иной, специально приготовленной для данного случая. Любопытно, что бывалые советуют возить сей важный документ всегда с собой в рейс, ибо моряк вновь может быть подвергнут крещению, если он не предъявил своего «удостоверения». Разговоры типа «у меня есть, я его дома забыл» на Нептуна и его свиту не действуют абсолютно и моряку вновь придется испытать все радости праздничной церемонии. После праздника обычно на судне устраиваются барбекю, застолье и посиделки – праздник ведь!

О том, как прошло его крещение и о первом пересечении экватора, я поинтересовалась у измаильского моряка, судового повара в третьем поколении Василия Шияна. Стоит отметить, что Василий, можно сказать потомственный судовой повар – кок, ведь его дед, также Василий Шиян, был шефом на пассажирских судах во время процветания Украинского Дунайского пароходства. Мать Василия также много лет отдала морям, работая поваром на судах, она даже принимала участие в спасательной операции судна “Речица”.

“Когда мы должны были пересечь экватор, я уже догадывался, что меня будут крестить и поздравлять с тем, что я побывал на двух полушариях. Однако я не знал, что меня ожидает (улыбается). Помню, что это был один из моих первых рейсов, я тогда совершил свой первый переход в Атлантическом океане, до этого мне приходилось ходить только по морям. Первый раз океан и сразу пересечение экватора, помню, что у меня было тогда много разных эмоций. Меня не окунали в купель, а несколько человек облили морской водой из ведер прямо на камбузе. При чем сделали это неожиданно, а я так и остался стоять ошарашенный. И тут по общесудовой связи капитан попросил меня подняться на мостик, ну мне и пришлось так и идти, мокрым и обалдевшим от того, что происходит.

На мосту мне пришлось выпить огромный стакан морской воды и запить ее таким же стаканом рома. После всего этого мне на грудь влепили печать, хотя по обычаям должны были ее поставить на тазобедренную часть. Вот так мне запомнилось прохождение экватора”.

Отвечая на вопрос о том, какие еще традиции чтут моряки, Василий ответил, что помимо посвящения при прохождении экватора, существует также ряд других обычаев. Например, моряков, которые первый раз проходят Босфор, Бискайский залив, Гибралтар, пролив Дрейка, или кругосветку, также, ожидают крещения и посвящения. Также, на море не принято плевать за борт и кидать туда сигаретные окурки, ведь тем самым оскверняется память тех моряков, которые погибли в море. А также еще он упомянул обо всем известной традиции разбивания бутылки шампанского об борт судна, который спускают на воду.

Откуда пошел обычай разбивать бутылку шампанского? Обряд освящения кораблей всегда имел религиозный характер, его цель – заслужить милость богов. Одно время даже считалось, что этой цели можно достичь, принося в жертву людей. Например: викинги, спуская суда на воду, укладывали под кили невольников. Финикийцы и народы Востока кропили борта нового судна кровью только что заколотых красивейших девушек – рабынь, римляне при спуске судов приносили в жертву пленных пиратов. В средневековье непременным атрибутом освящения сделалось вино. Им перед выходом в первый рейс щедро кропилась палуба судна. Обряд освящения судна обставлялся всегда весьма пышно – королевский сановник, которому подносили вино в золотом кубке, произносил тост за благополучие корабля, а затем этот кубок выбрасывали за борт. В конце VII века выбрасывать драгоценные кубки за борт прекратили, но установился обычай разбивать о форштевень спускаемого судна бутылку с вином. Вот эта церемония и сохранилась до наших дней, а по примеру Франции для нее стали использовать шампанское. Но не везде разбивают о борт бутылку шампанского, по индийскому обычаю это – кокосовый орех.

Сколько будет на Земле существовать океаны, моря и реки, столько будут существовать и моряки, бороздящие водную гладь, и их семьи, в которых всегда найдется место морским обычаям и традициям, которые так неразрывно связаны с каждой морской семьей.