Территория между Прутом и Днестром, названная позже Бессарабией, вошла в состав Российской империи в результате русско-турецкой войны 1806-1812 гг. согласно Бухарестскому мирному договору. По заключенному 16 мая 1812 г. (за 26 дней до вторжения Наполеона) и ратифицированному 11 июня императором Александром трактату «О мире между Россией и Оттоманской Портой», «река Прут со входа ее в Молдавию до соединения ее с Дунаем и левый берег Дуная с сего соединения до устья Килийского и до моря будут составлять границу обеих империй». Согласно ст. «Блистательная Порта Оттоманская уступает и отдает Российскому Императорскому двору земли, лежащие по левому берегу Прута, с крепостями, местечками, селениями и жилищами, тамо находящимися, средина же реки Прута будет границей между обеими высокими империями».
Ст.трактата позволяла в 18-месячный срок со дня ратификации этого документа «магометанским» жителям уступленных России земель и «природным» жителям других мест, оказавшихся во время войны на уступленных землях, перейти вместе с семействами и имуществом в турецкие земли. Аналогично христиане, имевшие владения в данных землях, и уроженцы этих мест, которые находились в Турции, могли вернуться в Пруто-Днестровское междуречье.
Также Россия настояла, чтобы Турция признала все «акты и постановления касательно привилегий Молдавии и Валахии», которые существовали до войны. Оттоманская Порта согласилась «не требовать никакого платежа за старые счеты, ни податей за все военное время, напротив того, жителей сих обеих провинций уволить от всяких налогов впредь на два года, считая со дня размена ратификаций; и дать срок жителям сих провинций, желающим оттуда переселиться в другие места» (ст. V).
Порта обещала «прощение и общую амнистию» сербам, принимавшим участие в войне, а также предоставление им внутреннего самоуправления, что, однако, Турцией впоследствии не было выполнено.
В то время Молдавское княжество, номинально владевшее Пруто-Днестровским междуречьем, было вассалом Османской империи. Под турецкое господство княжество окончательно попало в конце 30-х гг. XVI в. Часть его земель стала райями, отторгнутыми от Молдавии и управляемыми турецкими военными властями. Это Белгород (переименованный турками в Аккерман, с 1484 г.), Килия (с 1484 г.), Тигина (Бендеры, с 1538 г.), Измаил (с 1595 г.) и Хотин (с 1715 г.). Степную равнину между устьями Днестра и Дуная (Буджак) турецкий султан Сулейман II отдал в 1569 г. ногайцам (позже получившим название буджакские татары; резиденция мурзы была в Каушанах). Т.е. из 45 800 км территории, позже получившей название Бессарабия, 25,5 тыс. км2 входило в состав турецких рай и татарских владений (55,7% территории междуречья или 27,2% всего Молдавского княжества). Север княжества, регион компактного расселения русинов – Буковина (ныне Черновицкая область Украины и Сучавский уезд Румынии) с первыми столицами Молдавии – Сиретом и Сучавой – был оккупирован австрийскими войсками в июле 1774 г. и присоединен к Австрийской империи 7 мая 1775 г. по соглашению с Турцией. К Австрии отошла территория в 10438,8 кв. км с 70000 жителей.
Оставшаяся часть Молдавского княжества прекратила свое существование, объединившись с Валахией в1858 г. в единое государство Объединенные княжества (с 1861 г. – Румыния), ставшее независимым в 1877 г. в ходе русско-турецкой войны.
После войны с Турцией в 1828 г. мирный договор, подписанный 2 (14) сентября 1829 г. в Адрианополе (Эдирне), как и ранее заключенная 25 сентября 1826 г. в Аккермане Конвенция, подтвердили, что «границей между обеими империями по-прежнему будет река Прут от самого ее впадения в Молдавию до соединения с Дунаем». Также к России была присоединена дельта Дуная. В Отдельном акте Аккерманской конвенции Турция подтвердила «права и преимущества» Молдавского и Валашского княжеств, согласилась предоставить автономию Сербии и Греции.
Последние семьи ногайцев в количестве 6353 чел. были переселены из Буджака в 1807 г. в Таврическую, Екатеринославскую и Херсонскую губернии и на территории, включая бывшие Бендерскую, Аккерманскую, Измаильскую и Килийскую райи, получившей название Казенная Бессарабия. Осталось 12 400 семей молдаван, болгар, гагаузов, сербов и русских раскольников.
В результате Крымской войны 1853-1856 гг. согласно условиям Парижского мирного договора от 16 марта 1856 г. Россия уступала Молдавии южную часть Бессарабии, территории Измаильского, части Аккерманского и Кагульского уездов с населением свыше 127 тыс. чел. Ухудшение экономического положения в отошедшей территории привело к переселению части населения в Россию. В свою очередь на территорию, отошедшую к Молдавии, началась эмиграция раскольников-старообрядцев.
После русско-турецкой войны 1877-1878 гг., в результате которой Румыния получила независимость, Россия согласно Берлинскому трактату 1878 г. возвратила себе южную часть Бессарабии без дельты Дуная. После вхождения Пруто-Днестровского междуречья в состав России молдавские бояре потребовали себе земли Хотинской райи, которыми владели ранее их предки. Несмотря на спорность прав, российское правительство передало большую часть Хотинского цинута (уезда) Стурдзе, Кантакузену, Россету, Гике, Бальше и др. С этого времени цинут занял первое место в Бессарабии по удельному весу дворянского землевладения. Несколько молдавских бояр и офицеров русской армии (Гика, Епурян, Казимир, Кодрян и др.) самовольно захватили в Буджаке после ухода татар в 1807 г. 117 201 (1 714 097 у В.С. Зеленчука) десятин земли Долгое время государство не признавало этот захват, в течение 30 лет называя эти земли «владения, спорные с казной». Подобный захват происходил и в других уездах Бессарабии.
Молдавские бояре получали от русского правительства значительные земельные владения и до присоединения края к России. В конце 1790-х гг., после заключения Ясского договора, 27 бояр и чиновников Молдавского княжества (Стурдзы, Кантакузены, Макареско, Филодоры, Катаржи, Эскапориты, Кесоглу и др.), перейдя в российское подданство, получили до 250 тыс. десятин земли в Очаковской области. Скарлат Стурдза (впоследствии первый гражданский губернатор Бессарабии в 1812-1813 гг.) получил в 1792 г. 12 тыс. десятин земли в Херсонской губернии.
Меткую характеристику местным помещикам дал И.С. Аксаков: «Если и возможно восстание в Бессарабии, так не против правительства, а против помещиков, которые здесь большей частью величайшие скоты».
Присоединенное к России Пруто-Днестровское междуречье представляло собой малонаселенный, разоренный турками и татарами край. По сведениям дореволюционных этнографов, население здесь составляло от 200 до 334 тыс. чел. Незаселенность вновь присоединенных земель отмечали П.И. Сумароков, А.И. Михайловский-Данилевский, А.И. Демидов и др.
До присоединения к России население Бессарабии (как и всего Молдавского княжества) подразделялось на сословия: бояре (великие и малые, признанные впоследствии в России потомственными дворянами), боярнышы (были признаны в правах личного дворянства), мазылы (отставные бояре), рупташи (дети духовенства, неудостоенные сана), царане (земельные люди). Владевшие собственной землей царане, рупташи и даже боярнаши назывались резешами (свободные крестьяне-землевладельцы, в большинстве своем общинники). В 1817 г. царане и резеши составляли 90% населения. Они проживали главным образом в Оргеевском, Хотинском, Сороксом, Ясском (Бельцком) цинутах (уездах).
Позже появились государственные крестьяне, колонисты, казаки, крепостные из Велико- и Малороссии (в качестве прислуги).
Значительная часть территории Бессарабии оставалась за казной. На этих землях к 1817 г. жило 36 605 государственных крестьян. Большинство из них были ранее царанами Ясского, Сорокского, Хотинского, Оргеевского цинутов, которые перешли на казенные земли с помещичьих до официального запрещения правительства. С 1813 по 1816 гг. на юг Бессарабии бежало из Хотинского уезда 3353 царанских семейств. Другую группу государственных крестьян составляли царане из Запрутской Молдовы. В период с 1790 по 1820 гг. их перешло в Южную Бессарабию до 9000 чел.
П.В. Чичагов, главнокомандующий Дунайской армией в 1812 г., под верховным управлением которого находилась Бессарабская область, поручил графу Иоанну Каподистрии составить правила о временном управлении областью. Данный проект предусматривал сохранение в области местных законов и обычаев и был утвержден Александром.
Отечественная война 1812 г. помешала принять законодательную базу для вновь присоединенной территории. Область управлялась местным временным правительством почти без вмешательства русской администрации.
В мае 1813 г. император довел до сведения бессарабского гражданского губернатора, «чтобы в образе теперешнего управления Бессарабией не было никаких перемен впредь до указа». 21 августа того же года в Заднестровской области была учреждена епархия Кишиневская и Хотинская – митрополия и экзархия, во главе которой стал Гавриил Банулеску-Бодони.
В 1816 г. жителям была дана трехлетняя льгота по выплате всех повинностей, а также освобождение от рекрутской повинности на неопределенное время.
В первые годы присоединения края к России местное население было взволновано умышленно распускавшимися слухами о возможном введении здесь крепостного права. Это инициировало отток населения за Прут. К тому же с ноября 1812 по 1814 гг. Бессарабию опустошала эпидемия (чумы). С 1814 г. отток населения усилился. Тогда из Бессарабской области ушло, в основном из южных цинутов, в Запрутскую Молдову около 3 тыс. семей болгар и молдаван. Бежали в основном коренные жители края от своих же помещиков. В 1815 г. из Хотинского цинута в австрийскую Буковину убежало 3353 молдавских и русинских семей.
Чтобы успокоить население митрополит Гавриил Банулеску-Бодони разослал в 1815 г. грамоту, в которой сообщал, что все обычаи и права останутся прежними. В другом пастырском послании он увещевал жителей следовать предписаниям члена государственного совета князя А.Б.Куракина, специально прибывшего для организации борьбы с эпидемией.
В 1816 г. население Бессарабии было приведено к присяге.
В 1817 г. принимается положение «О поселении вновь выходящих в Бессарабию колонистов». Согласно ему, немецким колонистам, выходцам из Виртембергского и Баварского королевств и герцогства Варшавского, были предоставлены отсрочки от платежей податей, выдавались по желанию льготные ссуды.
После посещения Александром I в 1818 г. Бессарабии, 29 апреля 1818 г.был утвержден «Устав образования Бессарабской области». Согласно ему область сохраняла особый образ управления. Верховный совет области во главе ее с главным начальником подольским военным генерал-губернатором (президентом совета), четырьмя членами областного правительства и шестью депутатами заведовал «всеми вообще делами в области, как то: распорядительными, исполнительными, казенными и экономическими, а также апелляционными, уголовными и следственными, равно гражданскими, тяжбенными о всяком имуществе движимом и недвижимом, и о размежевании земель». Причем, делопроизводство в совете велось на русском и молдавском языках, а гражданские тяжбенные и межевые дела велись только на молдавском языке и на основании законов и обычаев молдавских. Т.е. Бессарабия получила автономию.
В декабре 1819 г. был издан именной указ, в котором задунайским переселенцам были дарованы личные права, льготы и обширные земли в Буджаке. Согласно ему болгары и другие переселенцы из-за Дуная получили права колонистов и налоговые льготы. Занимаемые ими земли были поделены на четыре округа, подчиненных Бессарабской конторе иностранных поселенцев. Причем права колонистов были распространены и на проживающих в этих округах жителей других национальностей – «старожилов или коренных жителей».
29 февраля 1828 г. было издано учреждение для управления Бессарабской областью, по которому область стала управляться по российским законам, сохранив, однако, местную специфику. Было подтверждено, что жители области всех сословий «сохраняют все те права и преимущества, коими они доныне пользуются», а также освобождение от рекрутской повинности на неопределенное время и что «крестьяне, в Бессарабии поселенные и впредь поселяемые, исключая цыган, не могут быть в крепостном владении ни у бессарабских помещиков, ни у дворян российских».Делопроизводство переводилось на русский язык. В случае необходимости осуществлялся перевод на молдавский. Управление областью вверялось генерал-губернатору Новороссийскому и Бессарабскому.
В мае 1828 г. было принято положение «О поселении в Бессарабской области находящихся там сербов», которые в 1814 г. прибегли к покровительству России и получали от казны денежное довольствие. Согласно ему было решено основать поселения сербов в болгарских колониях, предоставив сербам те же права.
В январе 1834 г. было утверждено «Положение о царанах, или свободных земледельцах Бессарабской области». Было принято решение с 23 апреля (6 мая, т.е. с Юрьева дня) 1836 г. обязать всех владельцев земель заключать добровольные письменные условия с царанами о тех повинностях, которые те должны были нести за использование земель. Условия могли заключаться сроком от 3 до 20 лет. В них должно было быть оговорено, какие «пространства земли и, сверх того, еще угодья и предоставляются», и обязанности царан (денежные выплаты или взнос продукцией, или определенные дни работы на владельца земли, или «в определенных также с надлежащей точностью особенных уроках работ сих»).
В июне 1836 г. было принято постановление «Об облегчении жителей Бессарабии, незнающих русского языка, в хождении их по делам». Согласно ему разрешалось в течение семи лет (полный курс гимназического образования) использовать молдавский язык в уголовных и следственных делах (перевод делался правительственным переводчиком), по делам гражданским подавать документы тоже можно было на молдавском с приложением точного перевода на русский язык. Контракты разрешалось писать на двух языках.
27 марта было 1846 г. были утверждены «Правила, определяющие взаимные обязанности владельцев земель и живущих на оных царанов, когда между ними не заключено добровольных условий». Согласно им землевладельцы должны были предоставлять царанам землю на нераздробленных участках, удобную как для хлебопашества, так и сенокоса и пастбища, на расстоянии не более 10 верст от селения. Ее размер зависел от наличия рабочего скота. Земля предоставлялась на срок не менее пяти лет. Взамен семьи царанов должны были отработать в пользу владельцев земли определенное количество дней. Причем последним запрещалось требовать повинности сверх указанных в положении.
10 марта 1847 г. был принят именной указ «О правах состояния жителей Бессарабской области», согласно которому боярынаши пользовались правами личного дворянства, мазылы и рупташи были уравнены в правах с однодворцами. Было подтверждено, что царане, где бы они ни были поселены, принадлежат к свободным сельским обывателям и пользуются соответственными правами. Касательно цыган было сказано, что, если владельцы не предоставят доказательств их принадлежности им, то они освобождаются из крепостного состояния, а способным из них к ремеслам разрешено записываться мещанами или вступать в цеха. Остальных цыган причислили к Дунайскому казачьему войску.
28 октября 1873 г. император Александр II утвердил решение Государственного совета о переименовании Бессарабской области в губернию.
В ряде работ, вышедших после присоединения края к России, указывалось на полиэтничность населения Бессарабии. Здесь, по описаниям П. Куницкого (1813 г.) и П. Свиньина (1816 г.), проживали молдаване, русские (великороссы и малороссы), болгары, греки, армяне, цыгане, евреи. Свиньин упоминал о живших в крае сербах и немцах.
Законодательные меры не могли не сказаться на росте социально-экономического благосостояния края, что привело к повышению численности населения. В 1815 г. число жителей возросло на 92 тыс. чел. В 1817 г. в Бессарабии была проведена первая посемейная перепись населения. Согласно ей в области проживало 98 526 семей, или 491 698 чел. Т.е. в течение 1816 г. население увеличилось на 123 165 чел.
С 1812 по 1824 гг. заселение области велось исключительно быстрыми темпами. Население увеличилось за счет механического прироста до 582 982 чел. Решающую роль сыграли т.н. «обратные возвращения».
С 1829 по 1830 гг., несмотря на русско-турецкую войну, население Бессарабии выросло на 57 354 чел. В частности, в край переселилось свыше 1000 некрасовцев, поселенных в Измаильском градоначальстве, и до 3 000 семейств болгар. С 1830 по 1837 гг. население увеличилось всего на 83 677 чел. (т.е. в год – по 11 954 чел.). В это время также происходило переселение болгар из-за Дуная.
В 1843 г., несмотря на то, что из области в это время было выслано до 35 000 бродяг, население составило 719 120 чел. Прирост населения произошел благодаря введению князем М.С.Воронцовым льгот для заселения края, организации поселений «вольных матросов» и при «благоразумном, попечительном и заботливом управлении областью» губернатора П.И. Федорова. В 1845 г. число жителей составило 785 175 чел., в 1849 г. – 860 299 чел. В 1856 г. в Бессарабии насчитывалось 990 274 чел. С 1812 по 1857 гг. население края увеличилось в 3,5 раза.
В 1851 г. в Бессарабии, согласно Девятой ревизии, проживало 874 044 чел. (в том числе 11 766 чел. Дунайского войска). Царан насчитывалось 241 889 тыс. чел., задунайских переселенцев (в болгарских колониях) – 100 тыс. чел., из них болгар – 81 353.
Национальный состав населения Бессарабии, согласно сведениям А.И. Защука, выглядел следующим образом: «молдаване (румыны), русины, или племя южнорусское, болгары, армяне, греки, немецкие колонисты, швейцарцы, всюду расселенные евреи и цыгане, ко всему этому можно добавить выходцев из разных мест, разновременно причисленных к городам и селениям преимущественно средней и южной части Бессарабии, великороссиян и малороссиян, а также в Хотинском уезде поляков».
Северная и средняя части Бессарабии были населены преимущественно молдаванами, а северо-западная часть Хотинского уезда и берега Днестра – руснаками (русинами). Южная состояла из новых переселенцев: великороссов, казаков, некрасовцев, болгар, молдаван, волохов, сербов, армян, швейцарцев, немцев и проч. Города и местечки в обеих частях Бессарабии заселены были преимущественно евреями.
Молдаване «составляют главную часть населения, почти ¾. Они населяли уезды Кишиневский, Ясский, Сорокский, в Хотинском перемешаны с русскими (русинами, «первобытными жителями Северной Бессарабии»)». Численность молдаван к 1863 г. А.Защук определял до 600 0000 чел. А.С. Афанасьев-Чужбинский указывал, что молдаване, жившие в Бессарабии, «по наружности ничем не отличаются от малорусов и даже сохраняют медленную и вялую походку, свойственную последним».
«Второе по многочисленности своей племя, из населяющих Бессарабию, – по данным А. Защука, – это русины, или русняки (руснаки. – С.С.), говорящие на языке южнорусском, немного отличным от малороссийского», «племя, населявшее Червонную Русь и Галицкое княжество». Почти все селения Хотинского уезда и некоторые припрутские селения Ясского уезда, преимущественно северной части, были населены русинами, количество которых составляло до 120 000 чел, т.е. 1/8 часть населения Бессарабии. В Хотинском уезде они составляли 3/5 населения, значительное их количество проживало в Сорокском, Ясском (с 1887 г. – Бельцком), Оргеевском уездах.
В северных и центральных уездах Бессарабии к середине XIX в. рост населения шел в основном за счет естественного прироста, в южных – добавлялся механический. Нехватка земельных угодий вынуждала русинов севера Бессарабии переселяться в центральную и южную части края. В период с 1828 г. (время обсуждения положения о царанах) движение за переселение на казенные земли стало массовым, особенно сильным оно было в северных уездах – Хотинском, Сорокском, Ясском. Там особенно острыми были вопросы малоземелья и помещичьего гнета. С 1836 по 1845 гг. на юг из северных и центральных уездов бежало 500 семейств. В частности, хотинские русины заселили Чимишлию (бывшее татарское селение) Бендерского уезда, в Аккерманском уезде основали Степановку и Райлянку (основана жителями с. Карлыкова Хотинского уезда в количестве 119 семейств, примерно в 1830 г. Вначале она была «казенным селением, а ныне селение собственников»). На месте нынешней Чимишлии было татарское селение, первые поселенцы явились в 20-е гг. XIX в. из севера Молдавии. Их численность в 1820 г. составляла 612 чел., в 1830-м – 1093, в 1840-м – 1447, в 1850-м – 1664 чел. О том, что Степановка и Райлянка основаны русинами, писал и А.А. Кочубинский.
Русины также переселялись в Бессарабию из австрийской части Буковины и Галичины. В 1774 – 1815 гг. из Буковины «убыло» 36034 чел. Эмиграция усилилась после присоединения Бессарабии к России. Если в 1802 г. Буковину покинуло 456 чел., в 1803 г. – 1190 чел., то в 1815 г. из Вены бежало уже 16000 чел. Нередко буковинцы не возвращались домой после сезонных работ. Покинув Буковину, беженцы на время или навсегда оседали в Хотинском, Ясском и других цинутах Бессарабии. Трудовые мигранты из Буковины составляли подавляющее большинство иностранных подданных, проживавших в Бессарабии. По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., всего иностранцев в Бессарабской губернии проживало 23 157 чел., из них австрийских подданных было 15 991 (69,1%) (к примеру, румынских – 2508 (10,8%). Из 21 687 чел., родившихся заграницей, 12 014 чел. появились на свет в Австро-Венгрии. Большое переселение русинов из Австрийской Буковины и Галичины было перед Первой мировой войной.
Исследователи указывали, что русины являлись коренным населением края. А. Афанасьев-Чужбинский правильно предположил, что руснаки ранее занимали и среднюю часть Бессарабии, о чем свидетельствуют названия населенных пунктов. По его мнению, скорее всего «руснаки омолдаванились». Некоторые селения, населенные ныне исключительно молдаванами, носят названия чисто русинские (Екимоуцы – Екимовцы, Маркоуцы – Марковцы, Косоуцы – Косовцы, Коржеуцы – Коржевцы. Исследователь указал, что русины как характером, так и образом жизни немногим отличались от молдаван. Он считал, что язык руснаков – «особая отрасль малоросского наречия» – говор «весьма древний, неподдавшийся последующим переменам». И.С. Аксаков отмечал, что руснаки Хотинского уезда «те же, что живут в Буковине и в Галиции», «говорят по-русски гораздо чище, чем малороссияне».
Малороссиянами русинов звали по близкому сходству их говора с говором настоящих малороссов (хотя признавалось, что это неправильно); галицианами, или галицийскими малорусами – потому что многие из них поселились в Бессарабию из Галиции во время притеснения унии; наконец, имя райлян или райян давали им из-за того, что занятые ими весь Хотинский уезд и прилегавшие части Сорокского и Ясского составляли райю – христианскую провинцию турецких владений, подчиненную хотинскому паше.
Великороссы поселились «в разные времена и в разных обстоятельствах». Незначительная часть – потомки беглых стрельцов, другие – раскольники, ушедшие из России во время исправления церковных книг. В Молдавии их назвали липованами. Третьи – потомки бежавших под предводительством полковника Игната Некрасова донских казаков (отчего молдаване назвали их некрасовцами, а турки – игнат-казак). К 1847 г. их в области почти не осталось. Главные их поселения по Дунаю отошли от России. Большая часть великороссов – ушедшие из разных российских губерний от рекрутства или помещиков. Многие из них, чтобы избежать преследования полиции, шли в молдавские семейства, принимая имя умершего члена семейства.
Поэтому было трудно, как отмечал А.Защук, определить точную численность великороссов. В казенных селениях их численность составляла всего 6 359 чел. Вместе с городами и помещичьими имениями – не менее 20 000 душ (1/45 часть населения области). По присоединении к России в Бессарабию перешло более 2 000 бродяг. Во время управления губернатора П. Федорова в течение 20 лет было выслано 48 тыс. бродяг. Однако неизвестно, сколько бродяг смогло укрыться. В 60-е гг. XIX в. было выслано 1 047 бродяг.
Малороссиян в южной части Бессарабии, в посадах Аккермана, в соседних селениях и помещичьих землях Буджака было более 6 000 чел.
Как отмечалось выше, точную численность русского населения губернии (к которому в то время причислялись русины, великороссы, малороссы и белорусы) определить сложно. Часть великороссов и малороссов (беглых крепостных) записывалась молдаванами. Также к молдаванам могли приписывать часть русинского населения, которое нередко называло себя молдаванами – по прежней государственной принадлежности. Подобное происходило и в соседней, оккупированной австрийцами части Буковины.
О том, что в начале австрийского правления русины в Черновцах записывались молдаванами, указывал австрийский этнограф Р.Ф. Кайндль. О том, что термин «молдаванин» ничего не говорит о национальности населения Буковины (современные Черновицкая область Украины и Сучавский уезд Румынии), где и в то время большинство жителей были русинами, писал в 1913 г. румынский политический деятель, доктор права, депутат австрийского парламента Аурел Ончул.
Сопоставление приведенных А. Защуком данных с другими источниками дает возможность утверждать, что численность русского населения, к которому в то время причисляли великороссов, малороссов, русинов и белорусов, была не менее 300 тыс. чел.
Исследователи также отмечали процесс ассимиляции местного русского населения. Там, где руснаки соприкасаются с молдаванами, отмечал Л.С. Берг, основываясь на исследованиях конца XIX – начала XX вв., они усваивают молдавский язык, затем забывают родной и целыми селами переходят к молдавской этнической самоидентификации. Суть этого явления передает молдавская пословица: «Тата рус, мама рус, нумай Иван – молдован» (отец – русский, мать – русская, а Иван – молдаванин). Омолдаванивание простирается не только на язык, но и на быт. Сплошь и рядом попадаются семьи, где старшее поколение свободно говорит на родном языке, а младшее даже его не понимает. В.Н. Бутович отмечал, что к 1907 г. за 45 лет в Хотинском уезде из 90 сел, бывших русинскими, таковыми осталось 86, в Сорокском уезде из 26 – 16, в Бельцком уезде из 13 – 6.
Характерно, что ассимиляции были сильнее подвержены более поздние переселенцы из земель, принадлежавших Польше, – в основном из Подолии, которые перешли в Бессарабию из-за религиозных преследований. Им оказалось сложнее сохранить свои язык и культуру, чем автохтонному русинскому населению. Об этом упоминал Дмитрий Кантемир в 1716 г.: «Те, кто был переселен из Польши в центральную часть Молдавии, проживая там долгое время, забывали родной язык и усваивали молдавский».
В 40-х гг. XIX в. в Бессарабию стали переселяться бедные польские шляхтичи из Подольской губернии. Поляки жили преимущественно в Хотинском уезде, где их насчитывалось до 800 чел. Всего в губернии поляков в 1861 г. было 5000 чел.
Греки жили большей частью в портовых городах Рени и Измаиле, а также в селениях нижней части Прута и южной части Бессарабии. Их было в рассматриваемый период 2 тыс. чел.
Армян числилось 2 725 чел. Большинство проживало в Кишиневском (1082 чел.) и Аккерманском уездах (915 чел.). Делились армяне на григориан (при присоединении Бессарабии к России их насчитывалось до 400 семейств) и католиков (жили преимущественно в Хотинском уезде – 107 чел.), пришедших из Польши в начале XIX в.
Евреи в большинстве своем переселились из Польши и Германии. Всего евреев в области, по данным на 1861 г., проживало 78 751 чел.
В 1858 г. цыган в области насчитывалось: крепостных – 11 491 чел., в ведомстве государственных имуществ – 92, среди новороссийских казаков – 2 316 чел.
Южные уезды, преимущественно Аккерманский и часть Бендерского, были заселены немецкими и болгарскими колонистами. Немцы переселились из Виртембергского королевства и бывшего герцогства Варшавского. Их переселение началось в 1814 г. Тогда переселилось 1743 чел., почти все – лютеранского вероисповедания, только 121 семейства – католики. Немецкие колонисты отличаются особым трудолюбием, терпением, честностью и аккуратностью, отмечал А.Защук, но вместе с тем были робки и медлительны, характер тихий, но упрямый и помнящий обиды. Согласно наблюдениям исследователя, немецкие колонисты «вообще не сближаются с русскими», а сами немецкие колонии составляют «на русской земле что-то чуждое России». «Трудолюбивые работники, прекрасные агрономы, они вызваны и милостиво наделены самою лучшею в Бессарабии землею для заселения ее и обработки, а главное, – для указания и прививки своего умения и трудолюбия туземному населению. Но колонисты никогда не выполнят последнего своего и важнейшего назначения, пока будут удалены и отчуждены от всего русского особым управлением и языком», -писал Защук. Немцев в 1863 г. насчитывалось 24 159 чел., поселенных в 24 колонии, разделенные на три округа – Клястицкий (10 колоний), Малоярославский (11) и Саратский (3).
Швейцарцы появились во время генерал-губернаторства М. Воронцова – между 1824 и 1828 г. В 1824 г. переселилось только 5 семейств. В 1830-м – 17 чел., 10 из которых умерло в карантине. Колонистам были отведены плодородные земли в Буджаке, в пяти верстах от Аккермана, в урочище Шабо. В колонии Шабо и в соседнем помещичьем урочище Шабалат швейцарцев в 1861 г. проживало 538 чел.
Болгары, как и немцы, составляли в Бессарабии особые общины. После завоевания Болгарии турками болгары переселялись в Молдавское княжество. Во время русско-турецких войн они селились на землях «вслед за российскими победоносными знаменами, надеясь под их сенью найти сперва защиту, а после приют, хлеб и благоденствие». Два болгарских переселения в Бессарабию произошли вследствие войн 1787-1791 гг., 1806 и 1812 гг. В конце XVIII в. они переселились в Бессарабию, надеясь, что эта территория отойдет к России. Тогда их ожидания были обмануты, и они находились в Бессарабии как иностранные «бежанари», занимались земледелием и скотоводством в селениях, основанных на ногайских землях или кишлах близ городов Измаил, Килия, Рени, Аккерман, Кишинев. Другая часть болгар перешла между 1806-1812 гг., тоже во время войны с Турцией. Между собой эти поселенцы назывались «старыми» и «новыми» болгарами. Число последних пришельцев было вдвое больше первых, т.к. они надеялись, что Бессарабия отойдет к России. 300 болгарских семейств, хотя не имели земли, поселились в крепостях Измаил, Килия, Аккерман, Бендеры, где еще не был наведен гражданский порядок. Другие жили в Кишиневе и Рени. Третьи оставались в Буджаке – в бывших ногайских селениях. По приблизительным данным, там в 1812 г. было не менее 2 800 семейств «старых» и «новых» болгар. В 1819 г. болгар насчитывалось 6 532 семейств (2 294 «старых» и 4 238 «новых»), т.е. не менее 24 000 чел.
С 1830 по 1834 гг. в Россию перешло 7 000 болгарских семей, 3 900 поселились в колониях. В 1835 г. в пяти болгарских округах Бессарабии было 38 колоний, где проживало 9 641 семей (56 630 чел.).
Исследователи отмечали, что у болгарских колонистов были в употреблении два языка и три разных письма. Употреблявшие болгарский язык именовались черными болгарами. Они были выходцами из Македонии и Румелии. Первые прибыли в Бессарабию в 1807 и 1812 гг. и писали славянскими буквами. Румелийцы поселились в 1830 г. и писали греческими буквами. Болгары, говорившие между собой по-турецки, были известны под употребляемым и ими самими названием гагаузы. Они писали волошскими письменами. Это выходцы из Добруджи, пришедшие в Бессарабию в 1807 и 1812 гг. Черных болгар было в 1850 г. 48 тыс. из общего количества – 69 525 болгар. Остальные были гагаузами.
По вероисповеданию жители Бессарабии в 1862 г. делились на православных – 865 583 чел., раскольников разных сект – 9 537, армяно-григорианского вероисповедания – 2254, римско-католического – 5 009, протестантского – 25 152, иудейского – 81 172, мусульманского – 24 чел.
В 1897 г. в Бессарабии, по результатам переписи, проживало 1 935412 чел. Среди них молдаван по языку было 920919 чел. (47,58%). Русских проживало 537943 чел., распределявшихся по родному языку следующим образом: великорусский – 155774 чел. (8,05%), малорусский (к носителям малорусского языка приписали и русинов, которых в то время в Бессарабии было не менее 250 тыс. чел., однако как отдельный, отличный от других русских языков, русинский родным назвало 64 чел. – С.С.) – 379698 (19,62%), белорусский – 2471 (0,13%). Поляков в губернии проживало 11 696 чел. (0,6%), болгар – 103 225 (5,33%), немцев – 60 206 (3,11%), цыган – 8 636 (0,45%), евреев – 228 168 (11,79%), турок – 55 790 (2,88%), греков – 2737, армян – 2080. Часть гагаузов записали родным языком болгарский, остальные считали родным турецко-татарский (в т.ч. турецко-османский). Среди признавших родным языком турецко-османский 55 615 чел. (97,7% мужчин и 99,6% женщин) были православными. Это еще раз говорит о том, что по языку не всегда возможно определить этническую принадлежность.
По вероисповеданию православных было 1 600 999 чел., старообрядцев – 28 532, армян-григориан – 2 265, армян-католиков – 246, римско-католического вероисповедания – 19 825, протестантского – 54 258, иудейского – 228 528, мусульманского (в переписи – магометанского – С.С.) – 617. Православные составляли 82,72% всего населения губернии.
Совместное проживание различных этносов в Бессарабии в составе Российской империи способствовало не только взаимообогащению культур, но и привело к формированию особой полиэтничной (надэтнической)общности – бессарабцы, отличавшейся высокой пассионарностью, «имперским» сознанием и менталитетом, отличным от румынского, хотя румыны близки к молдаванам в этнокультурном плане. Эта общность ярко проявила себя в годы революции, гражданской войны, румынской оккупации и Второй мировой войны.
В тоже время проживавшие в Бессарабии этносы смогли сохранить свою этнокультурную идентичность. Здесь православные тюркоязычные задунайские переселенцы смогли сформироваться в самостоятельный этнос – гагаузы.
Именно на территории Бессарабии была впоследствии восстановлена молдавская государственность. 2 декабря 1917 г. Сфатул Цэрий, временный орган управления губернией до созыва Учредительного собрания, провозгласил образование Молдавской демократической республики в составе России.
После вхождения Бессарабии в состав СССР 2 августа 1940 г. Верховный Совет СССР, «идя навстречу пожеланиям трудящихся Бессарабии и трудящихся Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики», принял Закон об образовании союзной Молдавской Советской Социалистической Республики, в состав которой вошло большинство уездов Бессарабии и районов МАССР.
Один коментар до “Этнический состав населения Бессарабии в XIX – начале XX в.”
Складная статейка.)))
Если не сложно, можно у вас “заказать” книгу “Легенды Бессарабии” Владислава Мисюка.Очень давно ищю.Может у вас есть такая возможность её тут выложить.
Складная статейка.)))
Если не сложно, можно у вас “заказать” книгу “Легенды Бессарабии” Владислава Мисюка.Очень давно ищю.Может у вас есть такая возможность её тут выложить.