Затраты на служебный транспорт Одесского облсовета за четыре года могут составить три миллиона долларов США
Как сообщает Метроном, за три последних года, с 2016 по 2018 год, Одесский облсовет потратил на содержание и обновление своего автопарка 56,4 млн гривен. На 2019 год у Одесского облсовета не менее «амбициозные» планы – освоить за текущий год еще 26 млн гривен или почти целый миллион долларов США! Таким образом, налогоплательщики Одесчины за четыре года из своего кармана перечислят на транспортные нужды облсовета и облгосадминистрации 82,4 млн гривен или 2,95 млн долларов США.
У обычного гражданина от ознакомления с вышеприведенными суммами, наверняка, волосы дыбом встали. Ведь Украина – одна из самых бедных стран Европы и к тому же пребывает в состоянии вооруженного конфликта. Очевидно, что комфортная транспортировка чиновников не является жизненно важной необходимостью. У страны и Одесской области есть другие приоритеты.
Например, уже многие годы областные власти не могут выделить средства для ремонта памятников национального значения – Одесского художественного музея и Одесской филармонии, которые имеют поистине эпохальное значение для всех одесситов. Каждый год промедления в их ремонте лишь увеличивает стоимость будущей сметы.
Так зачем же Одесский облсовет выделяет столько средств на свой автопарк – может ли это быть проявлением коррупционного освоения бюджетных средств или это обычная тяга к роскоши?
Предлагаю окунуться в мир чисел и узнать на что коммунальное предприятие «Автопредприятие по обслуживание облсовета и облгосадминистрации» (далее – КП «Автопредприятие облсовета и ОГА») тратило деньги налогоплательщиков в 2018 году.
Не менее интересно будет ознакомиться с тем, как в автохозяйстве облсовета могут «химичить» на закупках и кто может быть среди выгодополучателей.
Как сказал римский историк Тит Ливий: «Нет ничего превыше истины, и она восторжествует».
Во что одесситам обошелся автопарк Одесского облсовета в 2018 году?
Всего в 2018 году на КП «Автопредприятие облсовета и ОГА» было выделено 24,6 млн гривен, хотя изначально планировалось потратить 20,5 млн гривен. По данным Единого веб-портала использования публичных средств, все 24,6 млн гривен были оприходованы. Плюс Одесский облсовет из своих расходов закупил три престижных авто «Тойота Камри» за 2 млн 702 тыс. 700 грн. и передал их на баланс КП «Автопредприятие облсовета и ОГА». Поэтому фактически общие расходы Одесского облсовета на свой автопарк за 2018 год составили 27,3 млн гривен или 975 тысяч долларов США.
Из полученных на свой расчетный счет средства КП «Автопредприятие облсовета и ОГА» приобрело 9 новеньких иномарок на общую сумму в размере 5 248 869 грн. или 187 тысяч долларов США. Среди них: один дорогой седан бизнес-класса «Тойота Камри», шесть «Тойот Королл» и два внедорожника «Сузуки Гранд Витара» и «Тойота РАВ4».
Остальную информацию, касающуюся основных трат на содержание автомобилей и автобазы, я проанализировал на Едином веб-портале использования публичных средств, а также запросил в областном совете.
Итак, расходы автохозяйства Одесского облсовета в 2018 году составили:
7 799 000 грн. – фонд заработной платы сотрудников КП «Автопредприятие облсовета и ОГА»;
60 303 грн. – страховые полисы ОСАГО и страхование жизни водителей;
52 567 грн. – смазочные материалы;
42 682 грн. – компьютерное оборудование;
27 906 грн. – вывоз мусора;
14 550 грн. – обслуживание кондиционеров;
39 429 грн. – специальная обувь и одежда для рабочих;
37 341 грн. – подписка на печатные издания;
122 708 грн. – другие расходы;
Итого: 14 753 566 грн. (без учета новых автомобилей).
Примечательно, что зарплаты в коммунальном предприятии непривычно высокие как для бюджетного сектора экономики.
Средние зарплаты в КП «Автопредприятие облсовета и ОГА» в 2018 году составили:
17 010 грн. – для директора коммунального предприятия;
9 519 грн. – для водителей;
9 155 грн. – для авторемонтников.
Самое интересное, что чиновники самостоятельно не управляют машинами – для этих целей в КП «Автопредприятие облсовета и ОГА» работает 43 водителя!
Несмотря на то, что автобаза в прошлом году закупила услуг по техническому обслуживанию автомобилей на 268 790 гривен или $ 9600, в самом коммунальном предприятия работает 10 сотрудников по ремонту автомобилей.
Всего, по данным финансовой отчетности, в КП «Автопредприятие облсовета и ОГА» оформлено 64 человека. Также на автобазе облсовета есть своя автомойка.
Как видим, автобаза облсовета в 2018 году не столько «съела» бюджетных денег на покупку новых машин, сколько денег налогоплательщиков ушло на содержание всего автохозяйства и выплату зарплаты.
Учитывая столь колоссальные по сегодняшним временам суммы, вы не ошибетесь, если подумаете, что автопарк у Одесского облсовета очень и очень большой…
Огромный гараж Одесского облсовета
Автопарк Одесского облсовета состоит из 50 машин – 36 из них легковые автомобили с кузовом типа седан. Есть три фургона Volkswagen Caddy 2008-2010 гг., парочка «Мерседесов Спринтеров» 2001 года, один микроавтобус Toyota Hiace, три «Газели», один «ЗиЛ» (единственное авто, которое собираются продать в 2019 году), один «УАЗ-452м», один лимузин «Вольво» 1996 года и два внедорожника (кроссовера) «Toyota RAV-4» и «Suzuki Grand Vitara», купленных в 2018 году за $ 31 000 и $ 21 000 соответственно.
Раз уж я вспомнил о покупках Одесского облсовета в 2018 году, напомню и про другие:
– четыре седана бизнес-класса Toyota Camry стоимостью по $ 32 000 каждый;
– пять Toyota Corolla стоимостью по $ 17 000 каждая;
– одна Toyota Corolla стоимостью $ 18 500 (более дорогая комплектация);
В общем, на приобретение новых авто в 2018 году было направлено $ 284 000 (по курсу 1$=28 грн).
При этом иномарки 2011 года выпуска, а именно три «Шкоды Октавиа», один «Хюндай Соната» и одну «Тойоту Камри» депутаты Одесского облсовета на сессии 12 июня 2018 года своим решением передали в районы области. Ведь они купили новые дорогие «Тойоты» – зачем им старье?
Осенью прошлого года глава Одесского облсовета Анатолий Урбанский опубликовал на своей страничке в «Фейсбук» фото лимузина «Вольво» и рассказал, что этим авто пользовался Президент Украины Леонид Кучма, когда посещал Одессу. Пробег у авто всего лишь 21 500 км за 23 года.
Предприятие, которое не зарабатывает деньги
Автохозяйство облсовета имеет организационно-правовую форму коммунального предприятия, что предполагает возможность зарабатывать деньги.
Тем не менее, как уже было сказано выше, КП «Автопредприятие облсовета и ОГА» дотируется из бюджета на сотни тысяч долларов США ежегодно. Хотя в своем распоряжении имеет большой штат сотрудников по ремонту авто и водителей. Располагает боксами для ремонта с оборудованием и своей автомойкой. Более того, на сайте коммунального предприятия предлагается широкий спектр услуг по ремонту и обслуживанию автомобилей – от шиномонтажа до сварочных работ. А в разделе новостей от 14 июня 2010 сообщается о новом оборудовании, которое позволяет эффективно устранять вмятины и производить разнообразный ремонт кузова автомобиля.
Смысл тогда в своем автохозяйстве, если оно убыточно? В таких случаях услуги отдаются на аутсорсинг, что будет гораздо менее затратным путем удовлетворения возможных транспортных потребностей Одесского облсовета. Да и в принципе оно так и происходит, ведь услуги по техобслуживанию и ремонту КП «Автопредприятие облсовета и ОГА» закупает в большом количестве у сторонних фирм.
Как минимум встает вопрос: с какой целью содержать 10 авторемонтников? Не могут ли быть среди этих сотрудников КП «Автопредприятие облсовета и ОГА» в таком случае так называемые «мертвые души»? Сотрудники, которые оформлены на предприятии и получают зарплату, но фактически не работают.
Кто зарабатывает на автопарке Одесского облсовета?
Не менее интересно, что техобслуживание и ремонт всех «Тойот» облсовета происходит у ООО «ПТП «Инжпроект», принадлежащее бывшему замглавы Одесской ОГА и замглавы Одесского облсовета Петру Хлыцову. В 2018 «Инжпроект», по данным Единого веб-портала использования публичных средств, получил 75 597 гривен на обслуживание и ремонт автомобилей.
Компания Хлыцова в прошедшем году стала единоличным поставщиком всех 11 «Тойот» на сумму 7 млн 355 тыс. 569 грн или $ 262 000 (по курсу 1$=28 грн).
Не обошлось в КП «Автопредприятие облсовета и ОГА» и без участия депутатского корпуса.
В 2018 году ЧП «Олимп-Юг» подписало договор с КП «Автопредприятие облсовета и ОГА» на охрану автобазы стоимостью 330 968 гривен . Заплатили «Олимп-Югу» в 2018 году за охрану 206 855 грн.
Одним из фактических основателей группы компаний по охране «Олимп-Юг» является депутат Одесского облсовета Сергей Червяков от Оппозиционного блока.
До «Олимп-Юга» автобаза облсовета заплатила херсонской фирме ООО «Фемида-Щит» 196 000 гривен за предоставление услуг по видеонаблюдению за гаражом и боксом автобазы. Охранная фирма не имеет филиалов в Одессе, а сам договор был заключен «задним числом», то есть позже начала срока его действия, на что обязательно должна обратить внимание Государственная аудиторская служба Украины.
Кто из депутатов поддерживает такие огромные расходы на автопарк?
Решение о предоставлении финансовой помощи автопредприятию облсовета оформляется отдельным решением – принятием специальной программы по предоставлению финансовой поддержки коммунальным предприятиям, рассчитанной на 2017-2019 годы (в эту программу входят еще организации, обслуживающие здания облсовета, столовую и т.д.).
Количество выделяемых денежных средств коммунальным предприятиям постоянно увеличивается. В последний раз депутаты голосовали за увеличение финансирования на 2019 год КП «Автопредприятие по обслуживание облсовета и облгосадминистрации» 21 декабря 2018 года.
Планировали потратить 18,3 млн гривен в 2019 году, а под конец прошедшего года решили увеличить на 8 млн – до 26 млн гривен или почти 1 млн долларов США! Тогда же были увеличены ассигнования КП «Автопредприятие облсовета и ОГА» из бюджета области на 2018 год – с 22,6 млн до 24,6 млн гривен. То есть за 10 дней до конца года депутаты «отсыпали» еще 2 млн гривен, которые автобаза с успехом освоила.
Ни одна политическая сила Одесского облсовета не выступила против столь масштабных и сомнительных вливаний в КП «Автопредприятие облсовета и ОГА». Притом, что пришедшие на волне революции Достоинства политики критиковали предшественников за огромные расходы на содержание автопарков. В середине 2014 года новый состав Кабмина выставил на аукцион 73 служебных автомобиля с целью экономии средств.
В протоколе поименного голосования зафиксировано, что только некоторые депутаты Одесского облсовета 21 декабря 2018 года не голосовали за повышение расходов КП «Автопредприятие по обслуживание облсовета и облгосадминистрации». Не было и ни единого голоса «против».
Анализ закупок услуг и товаров КП «Автопредприятие облсовета и ОГА» дает все основания заявлять о высоких коррупционных рисках при освоении столь колоссальных для Одесской области средств. Предоставление некоторых услуг может быть фиктивным, что доказать весьма трудно (как доказать, что авто действительно проходило техобслуживание? Или как доказать, что ТО провели силами сотрудников КП, а не частной фирмой, которая за это получила деньги?). Целесообразность отдельных товарных закупок вызывает большое удивление как, например, закупка печатных изданий на 37 341 гривен. Видимо, у работников КП «Автопредприятие облсовета и ОГА» много времени для чтения.
Нельзя также исключать, что какие-то (или многие) работы выполняются ремонтниками и другим персоналом автопредприятия для сторонних лиц за наличные деньги, которые нигде документально не отображаются. Зато в официальной отчетности КП «Автопредприятие облсовета и ОГА» зафиксированы огромные убытки.
Большое количество транспорта вряд ли востребовано в работе Одесского облсовета и ОГА, но при этом дает возможность закупать большое количество товаров и услуг якобы для их нужд.
Самое главное – как можно платить чиновнику зарплату в 15 000 гривен, но при этом покупать для него служебную машину бизнес-класса за 896 000 грн. и платить зарплату водителю в 9 000 гривен? Такая диспропорция в оплате и условиях труда чиновника не соответствует принципу рационального управления средствами областного бюджета.
В конце концов, почему европейские чиновники пользуются общественным транспортом, а одесские «слуги народа» должны непременно передвигаться на служебном транспорте с водителями? Не является ли это постимперским, постсоветским наследием, когда для партийной номенклатуры были даже специализированные магазины, где продавались дефицитные для населения товары?