О состоянии большинства украинских дорог уже давно нельзя говорить нормальным языком: в данном случае даже интеллигентные люди автоматически переходят на нецензурную брань. Журналистам особенно тяжело – ненормативная лексика в СМИ запрещена. А ведь так хочется быть ближе к народу и доносить до людей правду-матку!
Особенно вдохновляет на изощрённую матерщину многострадальная автотрасса Одесса – Рени. «Опупея» вокруг неё настолько известна, что нет смысла лишний раз пересказывать эту легендарную историю. А история, кстати, очень напоминает сказку про курочку Рябу (если провести параллель между дорогой и золотым яичком). Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила… И даже «великий и ужасный» Саакашвили в бытность губернатором Одесчины так и не смог добиться полномасштабного ремонта магистрали. Несмотря на воспетую в прессе протестную палатку…
В результате, как в той сказке, «дед плачет, баба плачет». Доколе? На этот сакраментальный вопрос попытался ответить начальник Службы автомобильных дорог в Одесской области Олег Варивода, который дал автору этих строк эксклюзивное интервью.
Мы начали беседу с того, когда же, наконец, дорожное ведомство обратит внимание на ужасающее состояние ренийского участка автотрассы Одесса – Рени, известного среди местных жителей как «Дорога дружбы». Именно этот отрезок дороги является лицом Украины на юго-западных границах нашей страны, так как здесь расположен международный автомобильный пограничный пункт пропуска «Рени – Джурджулешты». Через него ежедневно проходит множество фур в Европейский союз и обратно. Но «проходит» – слишком мягкое слово. Тяжёлые машины с величайшим трудом преодолевают на своём пути глубокие ямы и канавы. Глядя на всё это, адекватный гражданин Украины может испытывать лишь одно чувство – стыд. Причём стыд не только за «окно в Европу», но и за то, что все обещания его отремонтировать так и остались обещаниями.
«Это, наверное, один из самых показательных отрезков дороги – к сожалению, показательных в отрицательном смысле слова. За минувшую зиму он стал ещё хуже, – признался Олег Варивода. – Сейчас мы отправили туда подрядчика, чтобы он в рамках эксплуатации дороги хотя бы чуть-чуть исправил ситуацию, и чтобы там мог двигаться большегрузный автотранспорт. На текущий год этот участок дороги вплоть до пункта пропуска «Рени – Джурджулешты» включен в план ремонта. И я уверен, что он будет отремонтирован, равно как и другие 139 километров трассы, которые попали в упомянутый план. Это и Холмское, и Утконосовка, и Белолесье, и другие ужасные отрезки магистрали. Мы не будет ремонтировать только те участки, которые находятся в более-менее удовлетворительном состоянии. У нас просто нет такого объёма денег, чтобы охватить всю трассу. Финансирование работ на 2017 год предусмотрено в размере около 1 миллиарда 800 миллионов гривен.
Я понимаю возможные сомнения читателей относительно моей информации, поскольку, как известно, до сих пор обещаний было намного больше, чем реальных действий. Я скажу так: будет моветоном, если мы в этом году не сделаем ремонт ренийского участка дороги и других подобных участков. Задача поставлена губернатором Одесской области, поставлена правительством и президентом. Во всяком случае, на сегодняшний день средства выделяются в соответствии с планом финансирования, озвученным в начале года. И если в обозримом будущем не произойдёт никаких социальных и политических потрясений, то проблем, думаю, не возникнет.
Если сравнивать финансирование с прошлым годом, то, постучав по дереву и плюнув через левое плечо, можно сообщить, что в 2017 году Одесская область в целом получит на ремонт дорог от двух до трёх миллиардов гривен. Если будет два миллиарда, то это в два раза больше, чем в прошлом году, а если три миллиарда, то, соответственно, в три раза больше. И если в минувшем году в общей сложности по Одесской области мы отремонтировали более 150 километров дорог, то в текущем году запланировано до 500 километров. Служба к работе готова, подрядчики готовы».
По словам Олега Николаевича, на данный момент подрядчик ремонта ренийского участка автотрассы Одесса – Рени ещё не определился: ведётся экспертиза проекта, потом пройдёт тендер. Тендерные процедуры по всем 26-ти участкам дороги, где будет осуществляться ремонт, должны закончиться до конца весны, и в июне развернётся предусмотренный фронт работ. Сейчас ремонтируются пять участков магистрали, через два месяца начнутся работы ещё на семи отрезках.
В ходе интервью, разумеется, была затронута такая важная тема, как ответственность подрядчиков за конечный результат строительства и ремонта дорог.
«На этапе производства работ контроль за качеством осуществляет наша техническая лаборатория, – сказал руководитель Службы автодорог в Одесской области. – Помимо этого, контроль ведёт специализированное государственное предприятие Министерства инфраструктуры. Плюс с текущего года будут действовать независимые инженеры-консультанты, которые тоже будут проверять качество ремонта и ставить свою подпись на документах о приёмке работ. Кроме того, предусмотрена десятилетняя гарантия подрядчика относительно результатов выполненных работ».
Как известно, у многих наших граждан – короткая память, и весной мало кто вспоминает о «причудах» прошедшей зимы, не говоря уже о событиях прошлых лет. Однако пресса более «злопамятна», а посему мы воспользовались возможностью и поинтересовались, когда же, в конце концов, победители тендеров начнут выполнять свои обязательства, включая обслуживание автомагистралей в зимний период. Уже несколько лет подряд Одесчина периодически испытывает снежный транспортный коллапс, и всякий раз выясняется, что частные дорожные предприятия не способны справиться с последствиями стихии. При этом никто толком не знает, за что конкретно отвечает подрядчик и как можно привлечь его к ответственности за плохую работу. Как говорится, больная тема…
«Это не больная тема, – парировал О. Варивода. – Просто нужно немножко успокоиться и взглянуть на эту ситуацию с точки зрения здравого смысла и реализма. А ситуация следующая. Если в течение суток где-то выпадает месячная, а тем более двухмесячная норма снега, и выпадает она сразу на большой территории, то это называется стихийное бедствие. И требовать от кого-то, чтобы он за два-три дня расчистил все дороги, – это априори просто нонсенс. С другой стороны, по существующим нормативам (а они действуют и в Европе), когда выпадает такой снег, то все дороги перекрываются для движения. Потом надо дождаться, когда закончится снегопад, и лишь затем вступают в силу определённые стандарты по интенсивности и времени расчистки дорог. Во-первых, нет смысла применять снегоуборочную технику, когда продолжается метель. А, во-вторых, наши люди не прислушиваются к настойчивым рекомендациям не выезжать на трассы в периоды зимней непогоды. Подобные предупреждения звучат во всех средствах массовой информации, однако граждане игнорируют любую опасность. В итоге люди попадают в снежный плен, и в первые дни стихии все государственные службы занимаются не расчисткой дорог, а спасением автомобилистов и пассажиров. Поэтому винить здесь только подрядчика – некорректно. Конечно, в работе дорожных предприятий есть недостатки, и всё же надо быть объективным. В том числе по отношению к себе».
* * *
Как сообщает ProZorro, по состоянию на конец декабря 2016 года Cлужба автомобильных дорог в Одесской области заключила десять сделок на текущий средний ремонт автодорог государственного значения в 2017 году на общую сумму 543,75 млн грн. Из них пять сделок приходится на ремонт трассы Одесса – Рени и три на дорогу Спасское – Вилково.
Так, в соответствии с заключенными договорами, ООО «Строительная компания «Дорлидер» отремонтирует 5,5 км дороги на участке от села Михайловка Саратского района и за пределы села Белолесье Татарбунарского района (км 129+000 – км 134+500).
Кроме того, эта же компания выполнит ремонт двух участков общей протяженностью чуть более 27 км на дороге Т-16-28 /М-15/-Спасское – Вилково (км 17+552 – км 32+000 и км 32+000 – км 44+670).
Еще одним подрядчиком является ООО «Ростдорстрой», которое также получит 139,35 млн грн на ремонт 3-х км трассы Одесса – Рени на участке км 190+000 – км 193+000 (р-н села Кирнички) и 17,5 км дороги Спасское – Вилково на участке км 0+000 – км 17+552.
Третьим подрядчиком станет ООО «БерезовкаАгроДорСтрой», которое за 100 млн грн отремонтирует два участка общей протяженностью 9,5 км между Утконосовкой и Сафьянами (215+000 – км 220+000 и км 220+000 – км 224+500). Кроме того, компания ООО «Евродор» за 69,10 млн грн отремонтирует 6 км трассы от Измаила в сторону Рени.
Стоит отметить, что из всех подрядов ремонт трассы Одесса – Рени является самым дорогим: его стоимость составляет порядка 10-16 млн грн за 1 километр.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Мінагрополітики розпочинає політику реального імпортозаміщення в сфері продовольства і разом з Кабміном розпочинає формування дорожньої карти для переорієнтації держзакупівель.
Міністр зовнішньої торгівлі та розвитку Фінляндії Вілле Тавіо оголосив про 20 млн євро на підтримку освітньої реформи в Україні, а також 500 тисяч євро на реформи шкільного харчування.