В селе Виноградовка (Куртчу) Болградского района прошли торжественные мероприятия, посвященные 175-летию местной школы, сообщает корреспондент «Топора».
В этот день актовый зал учебного заведения был полон гостей. На юбилей любимой школы собрались выпускники разных лет, ветераны образования. В коридорах школы они могли увидеть удивительные изделия, изготовленные учениками школы, каждому гостю щедрые хозяева подарили книгу об истории школы, выпушенную специально к юбилею.
С Днем рождения школу поздравили руководители района, народные депутаты, ветераны. Конечно же, самыми трогательными были минуты воспоминаний, которыми поделились с собравшимися ветераны образования, многие года проработавшие в школе, а теперь находящиеся на заслуженном отдыхе.
Не забыли и тех, кого уже нет в этом мире, почтив их память минутой молчания.
Искренне благодарили учителей и родную школу ее выпускники разных лет, за то, что благодаря полученным знаниям, они сумели найти свою дорогу в жизни.
А директор школы, учителя благодарили своих выпускников за то, что не забывают школу и постоянно оказывают ей помощь.
Учащиеся и педагогический коллектив порадовали собравшихся прекрасным концертом, который закончился общей песней педагогов, подхваченной учениками.
Воспоминания продолжились за празднично накрытым столом.
В это день перед собравшимися промелькнула вся 175-летняя история учебного заведения, которое было открыто в колонии Куртчу 26 октября 1841 года.
В первой школе села обучение проводилось по методу Ланкастера (когда старшие ученики обучали младших), Школа содержалась за счет общественных сельских сумм, в ней насчитывалось 34 ученика и один учитель, в роли которого выступал обер-офицерский сын Степан Татарченко.
Курс обучения был рассчитан на один год, в течение которого преподавались чтение, чистописание, Закон Божий, краткая священная история и первые четыре правила арифметики.
В 1842 году в Куртчу, как и во всех Бессарабских колониях, была открыта начальная школа, а в Болграде – землемерное и женское училища, чтобы обучать детей колонистов.
Такое решение было принято в связи с тем, что ланкастерские школы, в которых дети обучались всего один год, не могли поднять уровень просвещения, чтобы подготовить грамотных специалистов. На их смену пришли одноклассные и двуклассные училища. В них стала применяться более прогрессивная классно-урочная система преподавания. Право на обучение имели все дети независимо от возможностей родителей. На смену одноклассным и двуклассным училищам в начале XX века пришли начальные четырехлетние школы.
Во время румынской оккупации 1918-1940 года обучение велось на румынском языке. В Куртчу действовала четырехклассная начальная школа, в которой 2-3 учителя обучали около 80 учащихся.
В 1940 году, после присоединения Бессарабии к СССР, школа была расширена, для того, чтобы поместить всех учащихся под школу арендовались и переоборудовались отдельные крестьянские дома. 1 сентября 1940 г. впервые в истории села около 800 детей школьного возраста сели за парты. Их обучали более 30 учителей. Первым директором новой школы стал Кирилл Иванович Киосев.
Начатую работу прервала война и только в 1944 году, после освобождения края от фашистских захватчиков, работа в школе возобновилась.
Так как основное здание школы в военный период сгорело, учебному заведению были переданы дома бывших крупных землевладельцев.
У учителей, которые приезжали из других регионов, и учащихся возник языковой барьер – дети не понимали русской речи, а учителя – родной язык детей болгарской и гагаузской национальностей. По согласованию с родителями было принято решение вести обучение на русском языке. Учитывая трудности в понимании русской речи учащимися, открыли так называемые «нулевые» или подготовительные классы.
В 1948 г. Виноградовская школа стала семилетней, а в 1958 – восьмилетней. В ней обучались 506 учащихся. В 1960 г. было построено новое здание, в котором было 8 классных помещений и учительская комната. Через три года появилось еще одно школьное здание.
В 1963-1964 учебном году в школе обучались 1380 детей.
В 1973 г. Виноградовская восьмилетняя школа была преобразована в среднюю, в которой училось 705 детей и трудились более 60 учителей.
1 октября 1985 года было открыто новое типовое здание школы на 1176 учеников, построенное за счет колхоза. К занятиям приступили 780 учащихся и 60 учителей.
В начале 90-х годов в школе появился первый в районе компьютерный класс сначала факультативно, а позже по программам, составленным учителями школы, началось изучение родного гагаузского языка.
Начиная с 1975 года, Виноградовская средняя школа выпустила из своих стен 2885 учеников, из которых 46 окончили школу с золотыми и серебряными медалями.
Сегодня в школе учится 350 детей, работает 34 педагога, 22 из которых –выпускники Виноградовской школы.
Обучение осуществляется на русском языке, государственный украинский язык преподается как предмет. С 1 класса изучается родной (гагаузский) язык, а также английский, с 5 класса – французский язык, как второй иностранный.
В школе созданы хорошие условия для укрепления здоровья, физического развития детей и работников школы. Оборудовано два спортивных зала, один гимнастический, спортивные площадки, нестандартное спортивное оборудование, есть библиотека, читальный зал, два компьютерных класса, мастерские. Работает столовая на 170 мест и буфет.
На протяжении последних лет Виноградовская школа входит в десятку лучших учебных заведений Болградского района.
Ежегодно учащиеся школы занимают призовые места в районных и областных этапах предметных олимпиад, различных конкурсах, спортивных соревнованиях, выпускники поступают в высшие учебные заведения Украины.
В октябре прошлого года Виноградовской школе было присвоено имя А. А. Банева, бывшего учителя французского языка и директора школы.
27 жовтня 2024 року Болгарія провела сьомі за три роки позачергові парламентські вибори, намагаючись подолати тривалу політичну кризу. Результати останнього голосування демонструють відсутність чітких перспектив до формування стабільного уряду більшості та появу певної фрагментації політичного ландшафту Болгарії на політичні сили з малочисельним представленням в законодавчому органі країни, проводить аналіз експерт ГО “Лабораторія досліджень та інформаційного аналізу” Михайло Панайотов.
Усього буде три партнерські проєкти. США та Україна домовилися про реалізацію проєктів використання технології малих модульних реакторів, які допоможуть Україні стати лідером у сфері безпечної атомної енергетики та декарбонізації промисловості. Читати далі