Запуск паромной переправы «Орловка-Иссакча» через Дунай даёт Украине значительные преимущества, но в то же время серьезно ударит по транзиту грузов через Республику Молдова и может создать трудности молдавским транспортным компаниям.
Такое мнение высказал директор молдавского транспортного предприятия Евгений Губчак в беседе с корреспондентом издания «ЛП». По словам перевозчика, появление переправы «Орловка-Иссакча», соединяющей румынский и украинский берега Дуная, сократит путь из Украины в Румынию на 200 км. Выигрыш по времени составит 10-12 часов, сообщает point.md.
«Одесский регион будет соединен с уездом Тулча, здесь прекрасные дороги до Бухареста, Констанцы. Для украинского автомобильного транспорта открывается прямой путь в Румынию, Болгарию, Турцию, Грецию и другие страны Европы, без необходимости пользоваться транзитом по территории Молдовы», — уточняет Евгений Губчак.
Для Молдовы запуск паромной переправы не сулит ничего хорошего. В совокупности с отремонтированной трассой «Одесса-Рени» это позволит перевести транзитный грузопоток, идущий сегодня через переход Рени-Джурджулешты, на Орловку-Иссакча. Это примерно 200-250 грузовых автомобилей, из которых около 20-30% — украинские. Автобусов мало, 10-15 ежедневно, но пока ещё они едут через Молдову. Очевидно, что с появлением паромной переправы этот транзитный поток будет для Молдовы потерян.
Надо сказать, что ранее Молдова уже потеряла транзит украинских автомашин, пересекавших нашу страну через северный регион: несколько лет они обходят нашу страну, проезжая через Черновцы на Румынию, и далее — на Венгрию и Польшу. Также потерян за последние годы и транзит через Молдову с юга на север: украинские грузовики и автобусы, следуя из Одессы и Николаева на Черновцы, обходят Молдову с восточной стороны, не заезжая на нашу территорию.
Кроме того, паромная переправа также серьезно усилит переговорные позиции Украины по вопросу выдачи дозволов/разрешений для молдавских транспортников. До настоящего времени, когда украинский автотранспорт вынужденно пересекает юг Молдовы, украинские коллеги шли в переговорах на определенные уступки. Прежде всего — в вопросах выдачи дозволов/разрешений для молдавских транспортников. А это для нас очень важно. Ежегодно украинская сторона выделяет Молдове около 49 тыс. дозволов/разрешений для пересечения своей территории и еще 10-15 тысяч дополнительно они дают в конце года. С большим трудом удалось достичь договоренности на право пребывания молдавских водителей в Украине до 90 дней. Но если только появится прямой путь из Одесской области в Румынию, то вести переговоры с украинскими коллегами будет намного сложнее, потому что для них больше никакой заинтересованности не будет. Для Украины вообще отпадёт потребность в молдавских дозволах/разрешениях. Если машины с юга Украины смогут выходить на Европу без молдавского транзита, они будут пересекать меньше границ, и с их точки зрения это очень большой плюс.
Эксперты отмечают, что молдавская сторона не всегда прислушивалась к мнению украинских коллег. На пограничном переходе Рени-Джурджулешть много машин, поэтому украинские перевозчики неоднократно обращались с просьбами: разрешите проезжать без очереди, выделите нам отдельную полосу, ведь мы теряем много времени! А молдавская сторона всегда исходила из того, что очередь автомашин должна быть общая, украинским перевозчикам — никаких привилегий. Если бы этот вопрос удалось решить раньше, то, возможно, украинская сторона не озаботилась бы строительством своей паромной переправы через Дунай.
Напомним, предварительно открытие паромной переправы «Орловка-Иссакча» состоится в конце весны — начале лета 2019 года.
Республика Молдова выбирает президента страны. Различные социологические исследования показывают высокие шансы действующего главы государства Майи Санду сохранить за собой президентское кресло, однако без второго тура голосование на этот раз не обойдется. Одновременно с президентскими выборами, население Молдовы будет определяться с геополитическим вектором на референдуме о присоединении к Европейскому Союзу. На первый взгляд, Молдова пройдет через очередной этап, который еще больше закрепит европейский выбор молдавского народа, однако Кремль не отказывается от попыток вернуть страну в свою зону геополитического влияния. Эксперты Лаборатории исследований и информационного анализа разбирали возможные варианты развития событий.
В Украине собрано более 66,7 млн. тонн нового урожая зерновых и масличных культур на площади 18,6 млн. га. По информации аграриев, намолочено 47,9 млн тонн зерновых и 18,8 млн тонн масличных.