Одесская областная организация Комитета избирателей Украины (КИУ) провела для сельских голов и депутатов местных советов Ренийского района семинар по вопросам децентрализации власти и административно-территориальной реформы. В качестве эксперта перед аудиторией выступил Заслуженный юрист Украины, автор объёмного пособия «Местное самоуправление в Украине: теория и практика» Борис Руснак.
Необходимо отметить, что встреча прошла в непринуждённой обстановке, без лишнего официоза и назидательного «накачивания» слушателей. Напротив, великолепно владея материалом, а также опираясь на личный опыт работы в различных структурах власти, Б. Руснак откровенно говорил о проблемах в украинском законодательстве, которые не дают стране последовательно и успешно двигаться по пути реформ.
Поскольку децентрализация подразумевает в первую очередь справедливое распределение финансовых ресурсов между центром и регионами, Борис Артемьевич, в частности, затронул тему межбюджетных отношений.
«Всем известно, что есть Бюджетный кодекс, и есть Закон о государственном бюджете на текущий год. Кто может мне сказать, чем они принципиально отличаются друг от друга? Что регулирует Бюджетный кодекс, а что – закон? Что чему подчиняется? Всё просто: кодекс – это правила игры, а бюджет – это сама игра, — сказал Б. Руснак. – Можно ли постоянно менять правила во время игры? Но у нас именно так и происходит. Именно Бюджетный кодекс определяет, как формируются бюджеты всех уровней, какие между ними отношения. Но если что-то не получается в «игре», наши политики начинают менять «правила». Причём бюджетный процесс – далеко не единственный в Украине, где применяется такой порочный принцип».
Как и следовало ожидать, большинство вопросов, прозвучавших от представителей ренийских органов местного самоуправления, было связано с перспективами объединения территориальных громад. Этот процесс, по мнению многих сельских голов и депутатов, осложняется тем, что один и тот же рецепт укрупнения общин предлагается населённым пунктам с разным количеством населения, разными этническими, географическими и экономическими особенностями. Под один стандарт подгоняются как крупные и вполне самодостаточные сёла, так и мелкие поселения.
Б. Руснак в целом согласился с такой оценкой. «В Одесской области разница в количестве населения между сельсоветами доходит до 73 раз. Не в два раза и не в десять, а в 73!, — отметил эксперт. – Поэтому надо понимать, что добровольное объединение громад – это ещё не децентрализация, а лишь подготовка к ней. Не самоцель, а средство. Средство, чтобы передать на места полномочия и ресурсы, но и спросить потом с органов самоуправления, насколько эффективно они распоряжаются этими полномочиями и ресурсами».
Сельский голова Долинского Виктор Готка поинтересовался, прописана ли в законодательстве процедура выхода населённого пункта из состава объединённой громады. По словам Бориса Артемьевича, такая возможность формально предусмотрена законом, но правовой порядок «развода» территориальной общины не установлен.
«Я считаю, что это неправильно. К сожалению, не все вопросы урегулированы законодательно, и в этом – главный недостаток процесса децентрализации, — заявил Б. Руснак. – Другая серьёзная проблема – неправильная разъяснительная работа среди населения, что приводит к конфликтам. Каждый местный руководитель и каждый его оппонент приводят на общественные слушания по объединению громад своих людей, и каждая сторона пытается навязать населению собственную модель развития событий. В итоге возникают распри даже в рамках одного села, не говоря уже о городах и районах. Так не должно быть. Кто у нас персонально отвечает за административно-территориальную реформу и децентрализацию? Какой орган власти непосредственно этим занимается? Ведь общество должно знать, кому «вешать ордена» в случае успеха и кого наказывать за провал. Но ясного ответа на подобные вопросы нет. К примеру, на уровне областей за ход децентрализации отвечают губернаторы, но что мы видим на Одесчине? На практике в данном направлении работает некий Офис реформ под руководством Юлии Молодожён. Опять же, эта фамилия вряд ли кому-то что-то говорит. Однако Офис реформ – это хлопцы, которые работают на иностранные деньги и могут консультировать губернатора. Но не заменять его! А в действительности и Перспективный план формирования объединённых громад в Одесской области, и даже доклад по этому вопросу готовит именно Офис реформ. А почему? Да потому что ни губернатор, ни его первый заместитель не хотят брать на себя всю ответственность. Так кто же реально отвечает за децентрализацию на Одесчине?».
Итак, после семинара вопросов осталось не меньше, чем было до того. И всё же лучше честно и вдумчиво задавать себе и другим неудобные вопросы, чем получать формальные, далёкие от реальной жизни теоретические ответы, которые разлетятся на куски при первом же столкновении с практикой. Да, время не ждёт. Но, как гласит известная мудрость, семь раз отмерь – один раз отрежь. А ещё – торопись медленно.
27 октября 2024 года Болгария провела седьмые за три года внеочередные парламентские выборы, пытаясь преодолеть продолжающийся политический кризис. Результаты последнего голосования демонстрируют отсутствие четких перспектив к формированию стабильного правительства большинства и появление определенной фрагментации политического ландшафта Болгарии на политические силы с малочисленным представлением в законодательном органе страны, проводит анализ эксперт «Лаборатория исследований и информационного анализа» Михаил Панайотов.
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.
Министр внешней торговли и развития Финляндии Вилле Тавио объявил о 20 млн. евро в поддержку образовательной реформы в Украине, а также 500 тысяч евро на реформы школьного питания.