9 октября в Музее современного искусства Одессы состоялось открытие выставки «ENFANT TERRIBLE. Не теряйте его из виду». Такое странное название скрывает выставку одесского концептуализма, которая с успехом демонстрировалась в Киеве на протяжении трех месяцев.

Изображение 001 Изображение 095

«Эта экспозиция – явление исторической Родине проекта «ENFANT TERRIBLE. Одесский концептуализм», более трех месяцев с успехом демонстрировавшегося в главном музее страны — Национальном художественном музее Украины», — говорит директор Музея современного искусства Одессе Семен Кантор.

Семен Кантор, директор музея

Изображение 074

Почти половина залов Национального художественного музея в Киеве была посвящена истории одесского концептуализма, единственного художественного течения, зародившегося (в 1980-х годах) в Одессе и ставшего известным далеко за пределами Украины.

Изображение 038

Парадокс развития одесского концептуализма состоит в том, что многие годы имена и произведения одесских художников были известны в Москве и Киеве, Нью-Йорке и Берлине, но практически забыты в Одессе. Только последовательная деятельность сотрудников МСИО напомнила одесситам, что и в «области искусства мы впереди планеты всей».

Изображение 051

«Годом рождения одесского концептуализма принято считать 1982 год. Однако, еще 1972-73 гг., Леонид Войцехов, будущий неформальный лидер группы, создавал концептуальные объекты. А в конце 1970-х одесские школьники Владимир Федоров и Алексей Коциевский, по словам Сергея Ануфриева, «придумали концептуализм». Устраивая в школе перформансы и хэппенинги, сочиняя абсурдные тексты с картинками, они создали для себя параллельную реальность, названую ими «кретинистический реализм». Так мальчишеские игры в прятки от «серости» дали импульс зарождению нового течения в искусстве — «одесского концептуализма», уже окончательно сформировавшегося в 1980-е годы», — сообщают организаторы выставки.

Изображение 045

Концептуалисты иронически использовали языковые клише, слоганы массовой культуры и местный фольклор. Во второй половине 1980-х одесские художники постепенно переехали в Москву, став второй волной всемирно известного московского концептуализма.

Изображение 104

В начале 1990-х гг. концептуализм в своем чистом виде завершает свое существование. Однако его традиции, приемы и методы прослеживаются в творчестве последующих поколений одесских художников. А сам период одесского концептуализма 1980-х признан этапом зарождения современного искусства Украины.

Коллектив МСИО посвятил проект внезапно умершему куратору Мирославу Кульчицкому.