Реформа системы образования (начиная от дошкольного и заканчивая последипломным) весьма сложный путь. На этом пути Украине придется отказаться от ряда привычных, но уже не отвечающих современным реалиям практикам и подходам, взамен придется адаптировать решения, которые были приняты в странах ЕС. Прямую корреляцию от евроинтеграционного курса к реформам в сфере образования сложно проследить, однако подписав Договор об Ассоциации с ЕС, Украина формально, по крайней мере, присоединилась к программе «Horizon 2020».

Украина и система образования в контексте евроинтеграции

Некоторые страны имели исторически относительно сильные системы высшего образования. В этих странах была хорошо подготовленная прослойка технической интеллигенции. Но несмотря на относительно высокий уровень высшего образования по ряду причин ситуация в экономической сфере этих стран не очень благоприятная. К длинному списку таких стран обычно причисляют и Украину.

Украина подписала соглашение с ЕС по претворению в жизнь программы «Horizon 2020», причем на значительно более выгодных условиях, чем могло бы быть. Это повышает возможность Украины участвовать в научных исследованиях, при этом не тратить огромных средств. С одной стороны это будет способствовать более тесному сотрудничеству украинских ученых с иностранными коллегами, с другой – позволит увеличить эмиграцию украинских ученых в страны ЕС в краткосрочной перспективе.

У Украины есть ряд безусловных преимуществ: это высокий процент молодых людей получающих высшее образование, относительно высокие проценты ВВП, которые тратятся на высшее образование. Однако, качество образования вызывает серьезные вопросы. В связи с этим уже не первый год дискутируемая тема сокращения общего количества вузов в стране.

Это можно проиллюстрировать количеством научных изданий и публикаций в них. Количество научной периодики в Украине в 2005 и 2013 гг. сохранялось примерно на одном уровне. При этом иностранные исследователи отмечают то, что на протяжении 1990-2000-х гг. украинские ученые для развития карьеры были озабочены в массовой публикации своих работ в украинских изданиях, которые в своем большинстве не признаны в мире.

В определенной степени в контексте европейских реформ было сокращено общее количество вузов в Украине (с 802 до 317 в конце 2015 г.), создано Национальное агентство по качеству образования.

обещания мин. образования и науки Сергея Квита (до 16.04. 2016 министр)

 

Что такое программа «Horizon 2020» и почему она важна для украинского высшего образования и науки?

Присоединение Украины к программе Евросоюза «Горизонт-2020» осталось почти незамеченным. Тем временем это демонстрация и международного признания украинской науки, и стремления европейского научного сообщества вывести ее из затяжного кризиса. А главнее всего — это шанс приобщиться к интенсивному обогащению новыми идеями и технологиями.

Участие в Европейских программах становится все более весомым компонентом национальной научной политики многих стран. До этого привело осознание двух больших проблем, которые появились перед европейским научным сообществом. Первая из них — заметное отставание европейской науки в конкуренции с США и странами Восточной Азии, более медленное реагирование на научные открытия, концепции и идеи. Был поставлен полностью точный диагноз. Европейские страны и даже отдельные университеты и научные заведения проводили свою собственную научную политику, которая не стимулировала ни кооперации между ними, ни движения кадров.

Вторая проблема – это заметная потеря лидерства странами Европы в создании новых технологий. В условиях Старого Мира лишь бурный технологический прогресс способен удовлетворять социальные проблемы общества, создавать новые рабочие места. Однако стимулы повернуть направление исследований в сторону создания новых конкурентных технологий для ученых Европы оказались недостаточными. Не давали большого ожидаемого результата и программы стимулирования создания частных стартапов на базе университетских лабораторий. Поэтому в программах Евросоюза был задействован новый механизм. Самыми успешными проектами стали считать те, в которых, рядом с научными коллективами, участвовали малые и средние по величине частные фирмы. Они должны внести определенную часть в бюджет проекта, принять главное участие в создании технологии, а в награду получить возможность стать первыми во внедрении и выпуске новой продукции.

Также европейские программы налагают на украинских заявителей свои правила: гендерные, возрастные и тому подобные.

«Надо иметь в виду, что в Европе проекты выполняются небольшими коллективами (обычно из трех-пяти лиц), что есть правило обязательного выхода ученого на пенсию в 65-68 лет. Потому будет большим риском для проекта, если руководитель украинской партнерской группы – ученый пенсионного возраста, а к группе записана вся большая лаборатория или отдел», — считает Александр Демченко.

Украинская наука и украинские технологии, безусловно, нужны Европе, и вхождение в эту международную инициативу является ярким подтверждением этого. Однако успех государства будет ограничиваться успехом лишь нескольких коллективов энтузиастов, если не будут проведены радикальные реформы. Это касается и нормативного регулирования, и оплаты труда научных сотрудников, и возможности приобретения новых, необходимых инструментов для проведения исследований разного рода. Также не стоит забывать о трудовой дисциплине и оптимизации расходов, которая не может быть механическим увольнением научных сотрудников, но качественным улучшением работы системы с устранением дублирующих функций.

научные публикации в странах Черноморского региона

распределение исследователей по дисциплинам эсоцио-экономические тенденции развития стран Черноморского региона финансирование образования, высшего образования в процентах ВВП

 

Среднее образование и специальное образование: оптимизация и увеличение количества классов

Отечественное образование находится в процессе реформирования. И вполне возможно, что уже через несколько лет мы не узнаем систему обучения, существовавшую в Украине десятилетиями.

Школьное образование теперь не будет 10-летним, а будет как минимум 12-летним. В Министерстве образования объясняют это европейскими практиками. В ЕС, как правило, образование в средней школе длится 12-13 лет, поэтому программу европейских школ «впихнуть» в украинские 10 лет нет никакой возможности. Также школа будет делиться на ступени, после окончания основной (базовой средней) школы у выпускников будет несколько вариантов продолжения обучения: профессиональное, подготовка к университету (гуманитарное, техническое).

Если посмотреть на ступень, ниже, то согласно планам Минобразования, вскоре должна расшириться система дошкольного образования. И не только за счет дошкольных учреждений, но также благодаря работе с родителями и доступу к обучению детям с ограниченными возможностями. Вообще тренд инклюзивного образования востребован давно, но практическое внедрение только-только начинается.

В профессиональном образовании уже появились статусы «квалифицированный рабочий» и «младший специалист», а также предусматриваются программы сотрудничества профессиональных учебных заведений с работодателями в регионах.

Подводя итог можно сделать вывод, что реформа сферы образования затрагивает целый ряд смежных тем и испытывает влияние многих факторов. С одной стороны, без стабилизации экономики финансирование образования (и науки) будет оставаться недостаточным. В связи с этим отчет ООН уже фиксирует деградацию Украины в сфере высшего образования: уменьшение количества индексированных публикаций в частности. Это приводит к тому, что украинские специалисты становятся неконкурентоспособными на мировом рынке труда. Однако, важным позитивным фактором может стать интеграция Украины в структуры ЕС, что приведет к доступу к «дешевым» кредитам и грантовым программам, совместной работе. Косвенно это может также привести к «утечке мозгов», т.к. отмена виз и интеграция позволят украинским научным сотрудникам без значительных препон найти перспективные места для реализации своего потенциала.

Станислав Кинка

Политика