Туристический сезон 2014 можно с уверенностью назвать провальным. Количество заходов круизных лайнеров в Одессу упало в несколько раз, в связи с военными действиями на востоке Украины и общей внешнеполитической обстановкой, Украина лишилась туристов из России, частично из Беларуси, значительно меньше стало и иностранцев, которые не желали ехать в опасную Одессу.
В некоторой степени ситуация стала исправляться в сезоне-2015, однако, если количество туристов стало ощутимо больше, чем в 2014 году, то вот их платежеспособность снизилась, т.к. большая часть курортников – украинцы, которые ощутимо пострадали от девальвации и не готовы сорить деньгами.
Круизы и Одесса: судов будет больше, но меньше, чем было в 2013
На нынешний год Одесский порт получил 36 заявок на заходы круизных пассажирских судов. Об этом сообщил на пресс-конференции начальник администрации порта Михаил Соколов.
Михаил Соколов
Напомним, что в прошлом году в Одесский порт зашли всего 13 круизных судов, а город посетило всего 5 563 туриста, что, конечно, катастрофический показатель по сравнению с предыдущими годами, в особенности с 2013 годом, когда Одессу посетило 106 лайнеров. Эта цифра стала самой большой за всю историю независимости Украины. В 2014 году, который был омрачен началом конфликта на Донбассе и трагическими событиями 2 мая, в Одессу зашло 32 судна, при рекордном количестве предварительных заявок – 159.
Морские круизы обычно планируются за два года наперед. Таким образом, круизы на этот год в основном планировались в 2014 году, когда европейские СМИ сообщали о том, что в Одессе в ходе столкновений погибли 48 человек, — сообщает издание BlackSeaNews.
Возможно, что привлекательность Одессы для туристов и бенефициаров/инвесторов повысит мероприятие, которое должно пройти летом. Директор администрации Одесского порта напомнил, что Совет директоров Ассоциации морских круизных портов «MedCruise» принял решение о проведении 48-й Генеральной ассамблеи этой организации в Одессе. Она состоится в июне нынешнего года.
«Прибытие лайнеров будет зависеть от ситуации в Украине и Одессе на старте сезона – в апреле-мае текущего года. Со стороны администрации порта будет сделано все для привлечения туристов к черноморскому региону», — отметили в Администрации морских портов Украины.
Вроде бы есть основание для оптимизма, однако, 36 заявок не означает, что все эти суда прибудут в Одесский порт. Их может быть как меньше, так и больше.
«О том, что судно меняет маршрут, нас не информируют, об этом узнаем на сайтах компаний. Резервирование причалов не налагает обязательств на круизную компанию, подтвердить бронь они должны лишь за три дня до судозахода», — подчеркивает менеджер отдела туризма Одесского морского порта Татьяна Яковлева.
Стоит отметить, что большинство пассажирских судов, которые изменили путь следования, сделали это в пользу теплого Средиземноморья, чаще всего – Греции.
Туризм и дороги: почему Одесская область может проиграть борьбу за молдавского туриста?
По данным, которые были озвучены директором туристического информационного центра г. Одесса Виктором Аксанюком, основными иностранными туристами в Одессе в прошлом году стали граждане Молдовы.
«Во-первых, принимая во внимание ценовую ситуацию и курсовую разницу, гражданам Молдовы отдыхать в Одесской области дешевле, чем дома. Кроме того, для того, чтобы добраться в Одессу из Кишинева на машине, нужно всего 3-4 часа. И, в-третьих, Одесский регион хорошо знаком гражданам Молдовы, поскольку именно здесь еще в советские времена ими было построено более десятка баз отдыха, многие из которых функционируют по сей день», — считает чиновник.
Однако, по мнению менеджера проектов общественной организации «Агрикола» Владимира Полторака Одесская область может проиграть борьбу за молдавского туриста. И дело здесь даже не в качестве обслуживания и «грязном море», а в том, что до большей части побережья Одесской области трудно добраться. На территории Одесской области южнее Затоки-Сергеевки есть совсем немного оборудованных мест отдыха, да и то речь идет скорее о гостевых домах, небольших отелях, нежели о полномасштабной инфраструктуре необходимой для привлечения различных категорий туристов, которые заботятся о комфорте.
«В Татарбунарском районе, это Расейка и Катранка, к которым, фактически, нет дороги, в Килийском районе это Приморское неподалеку от Вилково. Это три курортных комплекса, там есть кое-какие подвижки в плане инфраструктуры, там появились небольшие гостевые дома, но крупных комплексов там нет, и инвестора там тоже пока что нет», — говорит Владимир Полторак.
Практически вся прибрежная зона ниже Затоки крайне плохо связна с остальной частью области, из-за крайне плохих автомобильных дорог. Железнодорожный транспорт также неразвит на Юге Одесской области, а проект по связи Одессы и Юга области путем катеров нерентабелен на данном этапе. По словам эксперта, билет на катер в один конец из Одессы в сторону Измаила, Вилково будет стоить порядка 30 евро, что является запредельной ценой для подавляющего большинства жителей Украины и для многих иностранных туристов, которые привыкли путешествовать с комфортом на длинные расстояния, используя недорогие лоукосты или комфортабельный автобусный транспорт.
Теория и практика: концептуальное развитие туризма в Одесском регионе
Мы уже затронули ряд важных моментов, которые влияют на наполнение региона туристами: это инфраструктура, состояние дорог, уровень инвестиционной привлекательности, развитость пассажирского транспорта. Но есть ещё один очень важный момент: это концептуальная составляющая. Почему туристы должны ехать именно к нам? Об этом должна позаботиться концепция развития туризма, которая включает в себя позиционирование, наличие привлекательного имиджа территорий, легенды, наконец. Также немаловажным фактором успешности туристической отрасли является совместная работа местных властей и туроператоров.
«Наша задача – сделать Черноморье привлекательным для туриста, – считает Татьяна Маркова, директор департамента культуры и туризма Одесского городского совета. – У нас есть свои плюсы: этот регион не настолько изучен, как Средиземноморский, но не менее интересен путешественникам. Мы гостеприимны, у нас есть своя кухня и главное – история, которая объединяет черноморские страны, начиная с античных времен. Сегодня главным направлением является создание трансграничных туров, которые позволят объединить наши страны в сфере изучения истории, культурного сотрудничества. Многие организации уже работают в этом направлении. Но этого мало. Мы хотим, чтобы такая политика стала общим видением».
На туристическую привлекательность позитивно влияют различного рода совместные проекты, в особенности на пересечении различных этнографических, культурных, природных зон.
Наталья Гориап, представляющая общественную организацию «Агрикола», говорит, что программа трансграничного сотрудничества стран Черноморского бассейна работает с 2007 года. Но до сих пор не налажено сотрудничество между отдельными проектами. Как раз на это направлена следующая программа, рассчитанная до 2020 года. На нее выделено 49 млн. евро. Сейчас важно задействовать украинские общественные организации, туристические компании, которые совместно с иностранными партнерами будут развивать туризм в Одесском регионе.
Поэтому в настоящее время есть реальный шанс привлечь новые кластеры туристов, которых будет интересовать Южное Причерноморье. А вот что конкретно интересует отдыхающих, мы решили узнать у Владимира Полторака.
Владимир Полторак
«В конкурентном плане весь Дунайский регион привлекательный для туриста. Это крупнейшие в Европе пресные озера. С определенными условиями там можно построить первоклассные курорты. Что касается непосредственно Одессы, то иностранный турист интересуется культурным мифом, который существует. Он интересуется мифом города, его легендой. Да, часто ожидания от города завышены», — уверен эксперт.
Таким образом, Одесская область может стать привлекательной для иностранного туриста, но только после того, как будет налажена соответствующая инфраструктура, а ожидания и реальность не будут диссонировать в восприятии отдыхающих. Что касается внутреннего туриста, то и он со временем будет требовать все более высокого уровня комфорта и ему перестанет хватать среднего сервиса при относительно высоких ценах, тем более, что конкуренцию никто не отменял. Стабилизация ситуации в Украине сможет увеличить число заходов круизных лайнеров в Одесский порт, однако к показателям 2013 года в этом сезоне, очевидно, так и не удастся приблизиться.
На украинские счета поступил шестой транш от Международного валютного фонда (МВФ) в размере $1,1 млрд. по программе расширенного финансирования Extended Fund Facility.