Свято-Георгиевская церковь в древнем Аккермане-Белгороде-Днестровском  – один из наиболее старинных и почитаемых горожанами храмов. Недавно ей исполнилось 200 лет. Местный люд церковь окрестил «болгарской», ибо построена она была по просьбе большой диаспоры аккерманских болгар. Непроста и драматична судьба сего храма…

болг церковь

Истоки

Вот, что говорит сухая хроника истории о тех временах.

Георгиевская Церковь построена в 1840 году. Проект церкви разработан архитектором Заушкевичем по заказу общины болгарской части населения города Белгорода-Днестровского. В 1813 году общество Аккерманских болгар обратилось к экзарху Таврии и бессарабскому губернатору Струдзе с просьбой о разрешении построить в Аккермане церковь во имя святого великомученика Димитрия на средства от пожертвований. Временная церковь была открыта в перестроенном нежилом доме в честь святого Георгия, освящена 29 июля 1816 года и просуществовала до 25 октября 1838 года.

Однако, в  1840 году на том же месте построили новую церковь по проекту того же архитектора Заушкевича. Церковный двор был окружен каменным забором с железной оградой, внутри разделён на четыре части. В середине двора стоял сам храм. В северо-западном углу размещался церковный дом, а в северо-западной части находилось кладбище, на котором хоронили служителей церкви, знатных и достойных людей. С 1934 года хоронить на церковном кладбище перестали,  и в 1949 году церковь была закрыта.

Известно, что в деле основания храма аккерманских болгар активное участие принял и Попечитель переселенцев юга Бессарабии, генерал-лейтенант Иван Никитич Инзов. Ивана Никититича местные болгары считали своим вторым отцом. Когда в 1845 году Инзов умер в Одессе от продолжительной тяжёлой болезни, то, испросив позволения у императора России, его похоронили в условной столице бессарабских болгар – в Болграде. Это был великий крестный ход. Прах Инзова от Одессы до Болграда несли на плечах, и лишь в Аккермане была сделана короткая остановка, где за упокой великого человека отслужили литургию.

250px-Inzov_Ivan_Nikitich

Следует добавить, что во дворе болгарской церкви, с южной её стороны, под мраморными плитами хранился прах великих на то время людей. На одной из могильных плит был высечен текст: «Жена фельдмаршала, светлейшая княгиня Софья Григорьевна Волконская… светлейший князь Григорий Петрович Волконский… светлейшая княгиня Лидия Александровна Волконская…».

Софья Григорьевна Волконская (1785-1868) — дочь губернатора Оренбурга, князя Григория Семёновича Волконского, была замужем за дальним родственником Петром Михайловичем Волконским. Носительница ордена святой Екатерины, в 1832 году была пожалована в статсдамы.

По собственному завещанию она была похоронена в селе Семёновка (Сеймены), а потом перезахоронена в городе Аккермане. Григорий Петрович Волконский — её сын, был похоронен в Сейменах(1882), позднее его жена перезахоронила его в Аккермане. Лидия Александровна — его жена, по собственному завещанию похоронена рядом с  дорогим мужем. Софья Григорьевна и Лидия Александровна сделали самые большие пожертвования для процветания Болгарской церкви.

Лидия Александровна пожертвовала для церкви около полумиллиона рублей (2 иконы, лампады, серебряные кресты и 125000 рублей наличными). Софья Григорьевна подарила настоятелю церкви крупный бриллиант.

Забвение и… возрождение

Так вот, в 1949 году церковь закрыли. Сия участь не обошла и Греческую, и Армянскую церкви, и синагоги Аккермана-Белгорода-Днестровского.

Лиходеи и лихолетье сыграли злую шутку с этими храмами. Их разграбили, колокольни лишили православных крестов, изгадили, почти разрушили.

Некоторое время болгарскую церковь местная власть использовала под склад  тары рыбозавода. Отец друга моего детства Леонид Райков, вспоминая о тех временах, горестно качал головой: «Дурные годы. Нас, комсомольцев города, кидали на перестройку церквей. Отвертеться было невозможно. Мы были, словно между молотом и наковальней: с одной стороны горком давит, с другой – домашние ругаются, проклинают».

В начале 60-х прошлого столетия бывшую болгарскую церковь отдали восьмилетней школе №9 (позже №6) для спортзала. Именно в это время я занимался в этой школе. Помню двор храма. В нём были установлены баскетбольные щиты. В самом помещении остатки фресок  с ликами святых тщательно забелены.

В центральном зале висел большой канат, по которому нас физрук заставлял лазать. Канат был толстый, лохматый и грязный. Он крепился на какой-то малонадёжной перекладине, вбитой прямо в забеленный лик Христа. Я, всякий раз взбираясь по нему, откровенно трусил и читал неумелые детские молитвы. Кстати, в так называемом «спортзале» то и дело ребятня получала травмы: переломы, ушибы, вывихи. Старые люди, проходя мимо бывшей церкви, крестились и горестно вздыхали.

Ещё такой нюанс. Один из физруков, кажется, Пётр Иванович, который отличался усердием в организации спортивных кружков в церкви, прожил незавидную жизнь. Он то и дело попадал в различные скандальные истории, а под конец своей жизни впал в меланхолию, запил, от чего и умер.

 Другой персонаж – некий аккерманец Рябченко с ромскими корнями. Не раз он сюда заглядывал, чтобы справить нужду, о чём неоднократно похвалялся перед своими друзьями в пьяном угаре. Сейчас сей персонаж бомж. Спит в Николаевском сквере (бывший парк Ленина). Он спился и едва передвигается на изломанных артрозом ногах…

За забором церкви был летний кинотеатр «40 лет октября». Взрослые его в шутку называли «40 лет без урожая». Кстати, синематограф возник на месте старинного кладбища от болгарского храма. Кладбище жестоко сровняли с землёй и организовали кинотеатр.

 Перед стенами кинотеатра росли высокие «жардели» — дикие абрикосы. Мы, пацанами, взбирались на них и спокойно смотрели кино. Правда, кассирша иногда отчаянно ругалась, но кто указ вольному ветру?

На месте кинотеатра затем возвели 5-этажный дом, который существует и поныне.

В начале 90-х ушедшего века храм начал восстанавливаться. Разумеется, государство на это средств не выделило. Церковь возрождалась на пожертвования горожан и меценатов. Первый её настоятель – отец Виталий (в миру Виталий Стелян). Отца Виталия я знал и знаю много лет. Можно сказать, с юности. Когда он взялся за храм – там были буквально руины. Священник носился по предпринимателям города в поисках средств для возрождения храма. Он сам  вместе со строителями и прихожанами копал, мешал раствор, таскал тележки со строительным мусором. И всегда на его лице, впрочем, как и сейчас, сияла почти детская, добрая улыбка. Улыбка человека,  творящего великое дело…

 Свято-Георгиевская церковь была восстановлена к 1995-1996 годам. В этот храм стали ходить не только болгары, но и большинство жителей близлежащей округи.

болгарская церковь

После отца Виталия храм принял отец Евгений (Полищук). В годы службы отца Евгения храм неоднократно усовершенствовался, обновлялись иконы, появились новые фрески с ликами святых. Сюда на службу священника приезжают из дальних сёл не только Белгород-Днестровского района.

В 2006 году через Белгород-Днестровский, как и много лет назад, прошёл большой крестный ход в честь попечителя бессарабских болгар генерала Инзова. Это было величайшее событие для местного православного мира.

И вот, во Славу Господа нашего, Свято-Георгиевский храм недавно справил своё 200-летие. Говоря о тех, кто приложил немало усилий для возрождения церкви и труда во имя Православия, отец Евгений сказал:

– Добрая память всегда остается, ибо праведные дела неизменно оставляют добрый и неизгладимый след на земле. Это знают и чтят  православные христиане, живущие по заповедям Божьим и придерживающиеся голоса своей совести.

Владимир Воротнюк,

Белгород-Днестровский

Политика