О состоянии большинства украинских дорог уже давно нельзя говорить нормальным языком: в данном случае даже интеллигентные люди автоматически переходят на нецензурную брань. Журналистам особенно тяжело – ненормативная лексика в СМИ запрещена. А ведь так хочется быть ближе к народу и доносить до людей правду-матку!
Особенно вдохновляет на изощрённую матерщину многострадальная автотрасса Одесса – Рени. «Опупея» вокруг неё настолько известна, что нет смысла лишний раз пересказывать эту легендарную историю. А история, кстати, очень напоминает сказку про курочку Рябу (если провести параллель между дорогой и золотым яичком). Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила… И даже «великий и ужасный» Саакашвили в бытность губернатором Одесчины так и не смог добиться полномасштабного ремонта магистрали. Несмотря на воспетую в прессе протестную палатку…
В результате, как в той сказке, «дед плачет, баба плачет». Доколе? На этот сакраментальный вопрос попытался ответить начальник Службы автомобильных дорог в Одесской области Олег Варивода, который дал автору этих строк эксклюзивное интервью.
Мы начали беседу с того, когда же, наконец, дорожное ведомство обратит внимание на ужасающее состояние ренийского участка автотрассы Одесса – Рени, известного среди местных жителей как «Дорога дружбы». Именно этот отрезок дороги является лицом Украины на юго-западных границах нашей страны, так как здесь расположен международный автомобильный пограничный пункт пропуска «Рени – Джурджулешты». Через него ежедневно проходит множество фур в Европейский союз и обратно. Но «проходит» — слишком мягкое слово. Тяжёлые машины с величайшим трудом преодолевают на своём пути глубокие ямы и канавы. Глядя на всё это, адекватный гражданин Украины может испытывать лишь одно чувство – стыд. Причём стыд не только за «окно в Европу», но и за то, что все обещания его отремонтировать так и остались обещаниями.
«Это, наверное, один из самых показательных отрезков дороги – к сожалению, показательных в отрицательном смысле слова. За минувшую зиму он стал ещё хуже, — признался Олег Варивода. – Сейчас мы отправили туда подрядчика, чтобы он в рамках эксплуатации дороги хотя бы чуть-чуть исправил ситуацию, и чтобы там мог двигаться большегрузный автотранспорт. На текущий год этот участок дороги вплоть до пункта пропуска «Рени – Джурджулешты» включен в план ремонта. И я уверен, что он будет отремонтирован, равно как и другие 139 километров трассы, которые попали в упомянутый план. Это и Холмское, и Утконосовка, и Белолесье, и другие ужасные отрезки магистрали. Мы не будет ремонтировать только те участки, которые находятся в более-менее удовлетворительном состоянии. У нас просто нет такого объёма денег, чтобы охватить всю трассу. Финансирование работ на 2017 год предусмотрено в размере около 1 миллиарда 800 миллионов гривен.
Я понимаю возможные сомнения читателей относительно моей информации, поскольку, как известно, до сих пор обещаний было намного больше, чем реальных действий. Я скажу так: будет моветоном, если мы в этом году не сделаем ремонт ренийского участка дороги и других подобных участков. Задача поставлена губернатором Одесской области, поставлена правительством и президентом. Во всяком случае, на сегодняшний день средства выделяются в соответствии с планом финансирования, озвученным в начале года. И если в обозримом будущем не произойдёт никаких социальных и политических потрясений, то проблем, думаю, не возникнет.
Если сравнивать финансирование с прошлым годом, то, постучав по дереву и плюнув через левое плечо, можно сообщить, что в 2017 году Одесская область в целом получит на ремонт дорог от двух до трёх миллиардов гривен. Если будет два миллиарда, то это в два раза больше, чем в прошлом году, а если три миллиарда, то, соответственно, в три раза больше. И если в минувшем году в общей сложности по Одесской области мы отремонтировали более 150 километров дорог, то в текущем году запланировано до 500 километров. Служба к работе готова, подрядчики готовы».
По словам Олега Николаевича, на данный момент подрядчик ремонта ренийского участка автотрассы Одесса – Рени ещё не определился: ведётся экспертиза проекта, потом пройдёт тендер. Тендерные процедуры по всем 26-ти участкам дороги, где будет осуществляться ремонт, должны закончиться до конца весны, и в июне развернётся предусмотренный фронт работ. Сейчас ремонтируются пять участков магистрали, через два месяца начнутся работы ещё на семи отрезках.
В ходе интервью, разумеется, была затронута такая важная тема, как ответственность подрядчиков за конечный результат строительства и ремонта дорог.
«На этапе производства работ контроль за качеством осуществляет наша техническая лаборатория, — сказал руководитель Службы автодорог в Одесской области. – Помимо этого, контроль ведёт специализированное государственное предприятие Министерства инфраструктуры. Плюс с текущего года будут действовать независимые инженеры-консультанты, которые тоже будут проверять качество ремонта и ставить свою подпись на документах о приёмке работ. Кроме того, предусмотрена десятилетняя гарантия подрядчика относительно результатов выполненных работ».
Как известно, у многих наших граждан – короткая память, и весной мало кто вспоминает о «причудах» прошедшей зимы, не говоря уже о событиях прошлых лет. Однако пресса более «злопамятна», а посему мы воспользовались возможностью и поинтересовались, когда же, в конце концов, победители тендеров начнут выполнять свои обязательства, включая обслуживание автомагистралей в зимний период. Уже несколько лет подряд Одесчина периодически испытывает снежный транспортный коллапс, и всякий раз выясняется, что частные дорожные предприятия не способны справиться с последствиями стихии. При этом никто толком не знает, за что конкретно отвечает подрядчик и как можно привлечь его к ответственности за плохую работу. Как говорится, больная тема…
«Это не больная тема, — парировал О. Варивода. – Просто нужно немножко успокоиться и взглянуть на эту ситуацию с точки зрения здравого смысла и реализма. А ситуация следующая. Если в течение суток где-то выпадает месячная, а тем более двухмесячная норма снега, и выпадает она сразу на большой территории, то это называется стихийное бедствие. И требовать от кого-то, чтобы он за два-три дня расчистил все дороги, — это априори просто нонсенс. С другой стороны, по существующим нормативам (а они действуют и в Европе), когда выпадает такой снег, то все дороги перекрываются для движения. Потом надо дождаться, когда закончится снегопад, и лишь затем вступают в силу определённые стандарты по интенсивности и времени расчистки дорог. Во-первых, нет смысла применять снегоуборочную технику, когда продолжается метель. А, во-вторых, наши люди не прислушиваются к настойчивым рекомендациям не выезжать на трассы в периоды зимней непогоды. Подобные предупреждения звучат во всех средствах массовой информации, однако граждане игнорируют любую опасность. В итоге люди попадают в снежный плен, и в первые дни стихии все государственные службы занимаются не расчисткой дорог, а спасением автомобилистов и пассажиров. Поэтому винить здесь только подрядчика – некорректно. Конечно, в работе дорожных предприятий есть недостатки, и всё же надо быть объективным. В том числе по отношению к себе».
* * *
Как сообщает ProZorro, по состоянию на конец декабря 2016 года Cлужба автомобильных дорог в Одесской области заключила десять сделок на текущий средний ремонт автодорог государственного значения в 2017 году на общую сумму 543,75 млн грн. Из них пять сделок приходится на ремонт трассы Одесса – Рени и три на дорогу Спасское – Вилково.
Так, в соответствии с заключенными договорами, ООО «Строительная компания «Дорлидер» отремонтирует 5,5 км дороги на участке от села Михайловка Саратского района и за пределы села Белолесье Татарбунарского района (км 129+000 – км 134+500).
Кроме того, эта же компания выполнит ремонт двух участков общей протяженностью чуть более 27 км на дороге Т-16-28 /М-15/-Спасское – Вилково (км 17+552 – км 32+000 и км 32+000 – км 44+670).
Еще одним подрядчиком является ООО «Ростдорстрой», которое также получит 139,35 млн грн на ремонт 3-х км трассы Одесса – Рени на участке км 190+000 – км 193+000 (р-н села Кирнички) и 17,5 км дороги Спасское – Вилково на участке км 0+000 – км 17+552.
Третьим подрядчиком станет ООО «БерезовкаАгроДорСтрой», которое за 100 млн грн отремонтирует два участка общей протяженностью 9,5 км между Утконосовкой и Сафьянами (215+000 – км 220+000 и км 220+000 – км 224+500). Кроме того, компания ООО «Евродор» за 69,10 млн грн отремонтирует 6 км трассы от Измаила в сторону Рени.
Стоит отметить, что из всех подрядов ремонт трассы Одесса – Рени является самым дорогим: его стоимость составляет порядка 10-16 млн грн за 1 километр.
27 октября 2024 года Болгария провела седьмые за три года внеочередные парламентские выборы, пытаясь преодолеть продолжающийся политический кризис. Результаты последнего голосования демонстрируют отсутствие четких перспектив к формированию стабильного правительства большинства и появление определенной фрагментации политического ландшафта Болгарии на политические силы с малочисленным представлением в законодательном органе страны, проводит анализ эксперт «Лаборатория исследований и информационного анализа» Михаил Панайотов.
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.
Министр внешней торговли и развития Финляндии Вилле Тавио объявил о 20 млн. евро в поддержку образовательной реформы в Украине, а также 500 тысяч евро на реформы школьного питания.