Жители села Орловка Ренийского района вновь провели свой уникальный рождественский обряд, дошедший до наших дней из глубокой древности.

Уникальность местного обычая заключается в том, что орловчане – православные, но отмечают Рождество по католическому церковному календарю. При этом праздничная традиция причудливым образом сочетает в себе христианские и языческие элементы, причём вторые, несомненно, являются главными символами и смыслами обряда.

Не углубляясь в тонкости обычая, вкратце необходимо отметить, что накануне рождественской ночи юноши Орловки делятся на две группы, каждая из которых в свою очередь состоит из чата маре (большая группа) и чата Мошул (группа Мошула). Именно Мошул, что в переводе с молдавского языка означает «дед», играет роль центрального и наиболее колоритного персонажа праздника. Юноша, избранный в качестве Мошула, облачается в красочную маску, похожую на одеяние доисторического шамана.

Всю ночь обе «армии» бегают по селу и колядуют, а утром встречаются в центре Орловки. Юноши несколько раз пляшут в ритуальном хороводе, некоторые из них бьют о землю мачуками (дубинами из связанного тростника), прогоняя с пути злых духов. После хоровода каждое «воинство» поднимает над головами своего Мошула, и между ними начинается «битва» в виде переталкивания. Победившая группа ликует.

Нет никаких сомнений в том, что доисторические элементы орловской традиции связаны с днём зимнего солнцестояния, когда отмечался языческий Новый год. Отсюда – и ритуальный хоровод (очевидно, символизирующий солнцеворот), и столкновение двух «армий» во главе с Мошулами (олицетворение борьбы дня и ночи), и многие другие символы, значение которых уже стёрлось в народной памяти за многие века.

Андрей ПОТЫЛИКО