Россия ежедневно наводняет информационное поле Молдовы пропагандой против Украины, формируя у молдован негативное отношение к украинцам и украинским военным. Эксперты «Лаборатории исследований и информационного анализа» обнаружили масштабные дезинформационные кампании в Молдове, к которым привлекались российские СМИ и медиа-ресурсы молдавских олигархов.

«Фактически в течение этого периода 2024 года основная часть всех месседжей, которые продвигались через медиа, в частности через онлайн-медиа, социальные сети, были сосредоточены вокруг группы задач, которые они решали. Одно из них чаще всего они пытаются дискредитировать Украину в глазах жителей Молдовы, украинское руководство и в первую очередь Вооруженные силы Украины. Постоянно распространяются клише типа «фашисты», «нацисты» и т.д.», – отметил председатель правления Labia Игорь Карпеченко.

Проведенный экспертами контент-анализ показал, что в пророссийских онлайн-медиа Молдовы около 15% посвящены исключительно Украине и половина из них – военной тематике и войне. В социальных сетях статистика существенно отличается – более половины контента посвящено Украине и войне.

Представители Лаборатории исследований и информационного анализа подчеркнули, что в Молдове с 2022 года начали борьбу с каналами распространения дезинформации, однако российская пропаганда попадает в информационное поле страны обходными путями. Помогают россиянам медиа молдавских политиков и отдельных оппозиционных сил, в частности находящегося в Москве беглого молдавского олигарха Илана Шора и гагаузского бизнесмена Виктора Петрова. Таким образом, российской пропаганде удается охватить около миллиона молдован.

В 2024 году эксперты установили проведение двух масштабных дезинформаций кампаний на тему привлечения молдавского руководства к заработку на транспортировку биоматериалов из американских лабораторий в Украине и размещение западных F-16 на молдавских аэродромах для использования их в воздушном пространстве Украины.

Старт кампаний происходил с анонимных сайтов или аккаунтов в социальных сетях, распространявших фейки. Затем к трансляции сообщений подключались аффилированные молдавские сайты и российские эксперты. В конце концов, российские СМИ издавали вымышленную дезинформацию как гарантированную информацию, обнародованную «надежными источниками».

Молдавский журналист-расследователь отметил, что значительная часть российской пропаганды попадает через сотни анонимных телеграмм-каналов, а в последнее время из-за аккаунтов в сети Тик-Ток. Некоторые созданы после полномасштабного вторжения России в Украину, хотя многие были перекуплены Россией и олигархом Иланом Шором.

Один из таких – «Мамалыга и Токана», созданный в 2019 году. Сначала в нем рассказывали о российских связях и финансовых преступлениях олигарха Илона Шора. А с осени 2022 года, когда в Кишиневе были масштабные пророссийские протесты, «Мамалыга и Токана» начал распространять нарративы в пользу Шора и РФ.

«Наш вывод – Шор начал скупать все, что продавалось на молдавском медиарынке. Сайты, теле- и телеграмм-каналы. «Мамалыга и Токана» — только один из многих. Это медийная война Шора с правительством Молдавии. Шор хочет не только дискредитировать Маю Санду и ее правительство, но и выполнить цель Москвы — свергнуть это правительство и установить враждебное Украине», — объясняет Бежан.

Пропаганда также распространяется непосредственно через российское посольство в Кишиневе. С января по август 2024 года в телеграмм-канале ведомства почти 40% всех публикаций были антиукраинскими.

Эксперт подчеркнул, что деятельность посольства является частью продуманной информационной кампании, которая имеет несколько целей: создать негативный образ Украины, усилить антизападные настроения и укрепить пророссийские взгляды жителей Молдовы.

Посольство использует Telegram не только как источник новостей, но и как средство манипуляции общественным мнением. По словам тележурналиста и представителя ОО «Лаборатория исследований и информационного анализа» Михаила Панайотова, через информацию в своем канале Россия строит образ «защитника от Запада» и навязывает идею Украины как угрозу соседям.

Эксперт выделил несколько ключевых тем, которые посольство постоянно поднимает в своей пропаганде:

Украина как агрессор. Ее изображают опасным и террористическим государством.

Идея «нацизма». Украину называют «нацистской» и «марионеткой Запада».

«Гуманитарная миссия» России. Россия продвигает себя как спасителя от «западной агрессии».

Историческое единство. Ведется акцент на «общем прошлом» России и Украины.

Критика Украины. Отдельно подчеркивают социальные и экономические проблемы в стране.

Цель таких действий – влиять на общественное мнение, формировать недоверие к Украине и Западу и создавать впечатление, что Россия – единственная сила, которая может «защитить» регион.

Добавить комментарий