В 2022 году бюджет Ренийской территориальной громады может потерять более 30 миллионов гривен за счёт сокращения суммы земельного налога, который платит в местную казну «Укрзализныця». Об этом нашему корреспонденту сообщила первый заместитель городского головы Ренийской громады Людмила Чакыр.
«Такая ситуация стала следствием того, что ещё в конце прошлого года правительство приняло постановление относительно изменения порядка формирования нормативной денежной оценки земли. В частности, этим постановлением утверждены пониженные коэффициенты, связанные с целевым назначением земли, а именно для земель железнодорожного транспорта и объектов солнечной энергетики, — рассказала Людмила Валериевна. – Для нашей громады данный вопрос является очень актуальным, поскольку железная дорога и солнечные электростанции «Лиманская Энерджи 1» и «Лиманская Энерджи 2» — это крупнейшие бюджетообразующие предприятия на территории общины (на сегодняшний день Одесская железная дорога обеспечивает 37% доходов местного бюджета, а солнечные электростанции – почти 7%; к слову, плата за землю составляет более 50% денежных поступлений в бюджет Ренийской громады – Прим. авт.).
Что касается солнечных электростанций, то у нас с ними существуют договорные отношения по поводу аренды земли. И даже если они захотят применять новую нормативную оценку земли, им придётся подписать с горсоветом дополнительное соглашение к действующему договору. Но мы не подпишем такое соглашение. А с железной дорогой всё сложнее. Ей достаточно сделать соответствующую выписку (по-украински – «витяг») из новой нормативной денежной оценки земли, и пониженный коэффициент приведёт к тому, что городской бюджет будет терять половину прежней суммы платежей, то есть около 3 миллионов гривен ежемесячно. Напомню, что на протяжении всего 2021 года громада получала от «Укрзализныци» свыше 5 миллионов 400 тысяч гривен в месяц. Теперь ориентировочно объём ежемесячного платежа составит 2,4 млн грн. И хотя мы прогнозировали подобные потери ещё в декабре, при составлении проекта местного бюджета на 2022 год, в окончательном варианте бюджета эти цифры не были учтены. Почему? Потому что на тот момент новая нормативная оценка земли ещё не применялась. А сейчас, как я уже сказала, плательщик может взять вышеупомянутую выписку и перечислять платежи по новому порядку.
Насколько мне известно, по состоянию на сегодняшний день железная дорога уже собирается подавать соответствующие документы в налоговую службу. И если учесть, что в январе мы получили полную сумму за декабрь, то годовые потери нашего бюджета могут составить 33 миллиона гривен. Кстати, мы поднимали этот вопрос перед Ассоциацией городов Украины, и она пыталась отстаивать интересы местного самоуправления на уровне правительства, информируя его о возможных бюджетных потерях громад. Но поскольку изменения нормативной оценки земли были приняты в конце 2021 года, общины не успели учесть их при формировании бюджетов на текущий год».
Вместе с тем, как отметила первый заместитель городского головы, в Налоговый кодекс были внесены изменения относительно индексации стоимости земли. По словам Людмилы Чакыр, в последние годы такая индексация не проводилась, из-за чего местные бюджеты также несли потери. Теперь же возобновление индексации будет в некотором роде «смягчающим» фактором: в текущем году можно проиндексировать оценку земель несельскохозяйственного назначения, а затем – и оценку сельскохозяйственных угодий. Таким образом, индексация частично «перекроет» сокращение земельных платежей от железной дороги, и финансовые потери общины окажутся меньше, чем изначально ожидалось. Хотя, конечно, в данном случае речь идёт лишь о возможности несколько «подсластить горькую пилюлю».
Отвечая на вопрос о том, каким образом Ренийский горсовет планирует компенсировать столь значительные бюджетные утраты, Людмила Валериевна сказала, что в этих обстоятельствах своеобразной «подушкой безопасности» могут стать нераспределённые 17 миллионов гривен бюджета развития. Кроме того, в местном бюджете есть и свободный остаток средств, который частично можно направить на планируемые капитальные расходы.
«Точных официальных цифр у меня пока нет. Они станут известны только после урегулирования этих вопросов налоговой службой. В любом случае бюджет громады остаётся сбалансированным, и нам удаётся контролировать все защищённые статьи расходов, составляющие сегодня более 90 процентов наших затрат. Могу заверить, что горсовет не планирует сокращать финансирование по защищённым статьям бюджета. Более того, мы будем выполнять важнейшие местные программы и даже сможем сохранить минимальный бюджет развития. Также мы готовим изменения в бюджет, которые позволят нам оплачивать изготовление проектно-сметной документации для участия громады в различных проектах, в том числе для получения государственных субвенций на социально-экономическое развитие территорий», — резюмировала первый заместитель городского головы Ренийской громады.
За первые 10 месяцев этого года экспорт зерна из Украины через румынский порт Констанца снизился на 52% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.
Украина получила от Польши три вертолета. Об этом сообщил посол Украины в Польше Василий Боднар в Facebook в субботу, 21 декабря.
«Вертолеты уже в Украине. Еще раз спасибо за такую важную помощь», — написал он.
В свою очередь Государственное агентство стратегических резервов Польши уточнило, что в Украину доставили два вертолета Ми-8 и один Bell 412-HP. Их будут использоваться для учебы и занятий будущих пилотов, обучающихся в Харьковском национальном университете внутренних дел.
«В сотрудничестве с Министерством внутренних дел и администрации и Агентством военного имущества, во исполнение решения Министра внутренних дел и администрации, Государственное агентство стратегических резервов передало Украине как помощь три вертолета из имущества полиции», — говорится в сообщении.
Напомним, Польша закупила у США 96 ударных вертолетов Apache. Эти машины заменят Ми-24. А в октябре стало известно, что США предоставили Польше кредит на покупку Apache более чем в 3 млрд долларов.