Вот уже несколько месяцев автор этих строк внимательно следит за реформой жилищно-коммунального хозяйства в Рени. «Необыкновенные приключения» местного ЖКХ успели набить оскомину у всех участников процесса, но самое интересное заключается в том, что всё только начинается. На самом деле ренийцы находятся лишь в начале пути, и путь этот, к сожалению, обещает быть долгим, трудным, запутанным и конфликтным.
Многие жители города уже перестали понимать, что происходит. Ясно одно: что-то пошло не так. Но что не так? Почему? Куда мы движемся и где окажемся завтра? Подобные вопросы остаются без чётких ответов. Вместе с тем информации к размышлению скопилось более чем достаточно. Этим мы сейчас и займёмся, — размышлением.
Сразу же хочу подчеркнуть, что я сознательно не буду вводить читателей в юридические, бюрократические, политические и прочие дебри. Без них в данном случае можно обойтись. Главное сейчас – осмыслить суть происходящего и отделить эмоции от фактов, реальные действия от интриг и популизма.
Как известно, отправной точкой нынешнего этапа реформы ЖКХ в Украине стал нашумевший Закон №417-VIII «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме». Радикальный характер этого нормативно-правового акта проявился прежде всего в том, что он очень жёстко определил дальнейшую модель функционирования ЖКХ: либо граждане выбирают «коммунальное самоуправление» и берут судьбу своих домов в собственные руки, либо им принудительно назначают управляющую компанию, которая и будет заниматься обслуживанием жилья. Тем самым государство практически полностью сняло с себя (а также с органов местного самоуправления) ответственность за содержание многоквартирного жилфонда. Сигнал прозвучал однозначно: хотят граждане того или не хотят, но они окончательно становятся владельцами своих домов, а владельцы самостоятельно отвечают за свою собственность. Всех жильцов поставили перед фактом: надо создавать ОСМД. А чтобы никто не усомнился в серьёзности намерений родного государства, законодатель фактически выдвинул обществу ультиматум: объединения совладельцев многоквартирных домов должны быть созданы до 1 июля 2016 года. В противном случае, дорогие соотечественники, вам же хуже… И хотя потом парламент продлил «переходный период» до 2017 года, сущность закона №417 осталась неизменной.
Независимые эксперты сразу же выявили основной мошеннический «сюрприз» данного закона. Дело в том, что в прежнем законодательстве содержалась важнейшая норма: если дом передаётся на баланс ОСМД, то прежний балансодержатель (государство или местный совет) обязан сделать в таком доме капитальный ремонт. Это было логично и справедливо по отношению к гражданам, тем более если учесть, что около 80% украинского многоквартирного жилфонда – в аварийном состоянии разной степени «тяжести». Однако государство, понимая свою финансовую несостоятельность, исключило эту норму из закона №417 и в очередной раз взвалило «груз реформ» на плечи и без того изнемогающего населения. Ведь получая «в подарок» аварийный дом, его жильцы получают и необходимость огромных расходов на ремонтные работы. Расходов из собственных карманов.
Что же выходит? Декларируя в теории концепцию «коммунального самоуправления» как единственный путь развития ЖКХ, наша власть на практике бросает жильцов на произвол судьбы: сможете сохранить свой дом в нормальном состоянии – хорошо, не сможете – ваши проблемы. Короче, подход Понтия Пилата, который перед казнью Христа умыл руки и сказал: «Не виновен я в крови праведника сего».
Данная ситуация – тысячный пример того, что «европейские принципы» наших реформ страшно далеки от украинских реалий. И попытка «по-европейски» сформировать «класс собственников» из совладельцев многоквартирных домов – лишь новая утопия. Почему? Всё очень просто. В цивилизованном мире широко распространено выражение: собственность обязывает. Думаю, подробно расшифровывать его не стоит.
Применительно к нашему случаю мы уже расставили основные точки над «i». Однако упомянутый принцип изначально предполагает, что собственник не может быть нищим! Сам факт владения собственностью (и ответственности за неё) предусматривает некий уровень материальной обеспеченности. Согласитесь, одно дело – быть собственником коровы, и совсем другое – владеть землёй или недвижимостью.
И вот наших граждан, живущих в многоэтажках, хотят убедить в том, что они отныне – счастливые обладатели недвижимого имущества. Заманчиво! Вот только государственные мужи забыли при этом «маленький нюанс»: большинство украинцев живут за чертой бедности. Причём слово «бедность» — довольно мягкая формулировка. Если говорить о пенсионерах, то они – не бедные, они – просто нищие, и таковых в Украине – более 90%. Не следует забывать и о том, что в нашей стране «процветает» и такое позорное явление, как бедность среди работающих. Средняя зарплата, и прежде всего в глубинке, скорее напоминает социальное пособие: жить на эти копейки невозможно. А теперь давайте вспомним о том, что в той же глубинке 70-90% жильцов многоквартирных домов – либо пенсионеры, либо работающие люди с очень скромными доходами. Возникает простой вопрос: могут ли «нищие собственники» организовать полноценное ОСМД и достойно содержать свою собственность? Ответ очевиден.
Вот почему Ренийская мэрия выбрала тот путь реализации закона №417, который она выбрала, а именно путь внедрения на местный рынок ЖКХ мощной управляющей компании, которая сможет гарантировать нормальное обслуживание муниципального жилфонда. Тем более что, как и следовало ожидать, до 1 июля 2016 года ренийцы так и не создали ни одного (!) нового ОСМД, то есть встретили реформу абсолютно пассивно. Что ж, это – их право, однако после «молчаливого волеизъявления» населения горисполком получил законную возможность объявить конкурс среди претендентов на роль управителя. Конкурс – опять же, совершенно законно – выиграла одесская «Жилищно-эксплуатационная компания».
Надо отдать должное Ренийскому городскому голове Игорю Плехову: он не стал тянуть кота за хвост и ждать, когда в рамках реформы ЖКХ «всё устроится как-нибудь само». Мэр прекрасно понял, что, с одной стороны, реформа неизбежна, а, с другой, объединения жильцов просто не справятся с обслуживанием жилфонда, даже если всячески поддерживать и стимулировать создание ОСМД. Тем самым И. Плехов подошёл к проблеме с позиций реалиста, прагматика и ответственного руководителя, который не заигрывает с народом и не оправдывает свою бездеятельность «несовершенством законодательства», а решает конкретные задачи, осознавая все последствия своих решений.
К великому сожалению, начиная местную коммунальную революцию, городской голова совершенно не учёл специфику отечественного ЖКХ и менталитет жильцов многоквартирных домов. В своё время один из соратников Наполеона сказал императору слова, получившие затем всемирную известность: «Это хуже, чем преступление – это ошибка». У Плехова, видимо, таких соратников не нашлось, и мэр совершил непростительную ошибку – начиная реформу, он абсолютно не позаботился о проведении информационной кампании среди жителей города. Таким образом, уже на старте «войны» Плехов скандально проиграл первую и, быть может, главную свою «битву».
Даже в советское, более благополучное время, когда люди платили за газ и свет буквально копейки, ЖКХ оставалось болезненной темой. Что уже говорить сейчас: за годы дикого капитализма «коммуналка» накопила в людях колоссальный потенциал недовольства. Рядовые граждане привыкли ощущать себя обманутыми и обделёнными, и на этом фоне любая реформа неизбежно вызывает недоверие и противодействие.
Ренийскому мэру надо было очень и очень постараться, чтобы переломить эту тенденцию, доходчиво объяснить горожанам «линию партии» и убедить их в том, что местная власть действует в их интересах. По моему глубокому убеждению, хотя бы за 3-4 месяца до «призвания одесских варягов» (а их победа в конкурсе, очевидно, была предрешена) Плехов должен был самым активным образом начать формировать общественное мнение по поводу предстоящей реформы: разъяснять законодательство, показывать «подводные камни» ОСМД, убеждать людей в преимуществах крупной управляющей компании. Для этого необходимо было использовать все информационные возможности: местную прессу, социальные сети, общественные слушания, непосредственные встречи с жильцами. Можно было даже печатать листовки и распространять их по городу! Увы: ничего из перечисленного городская власть не сделала…
Мощная пиар-кампания (в хорошем смысле слова) была необходима мэру ещё и потому, что ренийцы до сих пор хорошо помнят печальный опыт предыдущей деятельности одесских «инвесторов» из фирмы «ДунайТТК», которая несколько лет назад получила в аренду муниципальное водоканализационное хозяйство. Одесские дельцы оказались типичными мошенниками – они едва не угробили ренийскую систему водоснабжения, и следующему составу горсовета пришлось приложить огромные усилия, чтобы вернуть городу коммунальное имущество.
После этой поучительной истории у ренийцев появилась стойкая «аллергия» к любым «варягам» в роли благодетелей. Плехов просто обязан был учесть это обстоятельство и предвидеть реакцию населения на приход одесской фирмы «ЖЭК». Но не предвидел. За что и поплатился.
Есть такая старая футбольная истина: не забиваешь ты – забивают тебе. Именно так и случилось с инициативой мэра. Плехов не принял во внимание ещё один важный фактор – активность своих врагов, которых возглавляет бывший городской голова Сергей Колевич. Сергей Степанович не смирился со своим поражением на местных выборах 2015 года, и теперь делает всё возможное, чтобы дискредитировать Игоря Плехова и вернуть себе кресло градоначальника.
Используя подконтрольное ему интернет-издание «Информ-центр города Рени», а также мобилизовав своих агентов влияния, экс-мэр раздул грандиозную истерию вокруг «Жилищно-эксплуатационной компании». Главная страшилка звучит так: Плехов и одесситы организовали рейдерский захват ренийского жилфонда. Кроме того, враги действующего городского головы умело сыграли на очень чувствительной струне – резком повышении квартплаты. Одесситы предложили поэтапно повысить тариф на обслуживание жилфонда с 1,20 грн до 3,80 грн за квадратный метр (справедливости ради надо отметить, что 3,80 грн – явно чрезмерные аппетиты). И это также дало повод для истошных воплей: ренийцы, вас гра-а-абя-я-ят!
Однако в любом конфликте есть, как минимум, две стороны. Ошибки Плехова мы уже проанализировали, и тут самое время уделить внимание второму, коллективному участнику процесса – населению города. Как говорится, не хотелось бы никого обижать, но…
С властью у нас всё давно понятно – она заслуживает того, чтобы её ругали «вдоль и поперёк». И всё же любая власть, как ни крути, — это часть народа. А народ у нас – тоже не подарок. Причём это нередко признают сами люди! Вот и в нашей ситуации ренийцы проявили себя далеко не лучшим образом.
Я всё понимаю. Понимаю, что многие ещё цепляются за наследие Советского Союза. Понимаю, что люди многократно унижены, обмануты и ограблены. Понимаю, что простые граждане ежедневно заняты физическим выживанием. Тем не менее, всё это не может служить «железным» оправданием для откровенного пофигизма и бесконечного ожидания «доброго царя», который придёт и решит все наши проблемы. Давно пора понять: хотим мы того или нет, нравится нам это или не нравится, но жизнь радикально изменилась. Советского Союза больше не будет. Как не будет больше и «добрых царей». Государство фактически отказалось от функций заботливой «няньки» для народа – «нянька» окончательно превратилась в равнодушную «мачеху».
В этой ситуации людям остаётся только одно: думать своей головой, принимать собственные решения и уметь нести за них ответственность. Но, оказывается, даже самостоятельное мышление для многих – крайне нежелательное и утомительное занятие. Думать лень. Гораздо лучше, когда за тебя думает кто-то другой. А коль он думает, то пусть и решения принимает…
Наши граждане в большинстве своём не читают законов, не знают своих прав и обязанностей, не вникают в современные юридические и хозяйственные механизмы. У нас поистине удивительные люди! Они могут целыми днями пропадать на рыбалке или на неделю уходить в запой. Могут годами сидеть на лавочке и ругать правительство, губернатора или мэра. Могут верить очередному политику-популисту и в двадцатый раз наступать на одни и те же грабли. Но они почему-то не могут (вернее, не хотят) хотя бы раз изучить законодательство и самостоятельно разобраться, «что к чему и почему». Сегодня, при широком распространении Интернета, устроить себе правовой ликбез – проще простого. Это могут в том числе и пенсионеры. Если даже у них нет Интернета, то наверняка есть дети и внуки, которые «дружат» со всемирной Сетью. Таким образом, чтобы преодолеть свою юридическую безграмотность, зачастую необходимо одно-единственное условие – желание. Однако желания как не было, так и нет.
Ярким примером такого положения вещей стало массовое создание ОСМД в Рени. Испугавшись «ужасных одесских рейдеров» и клюнув на удочку местных амбициозных авантюристов, жители города от абсолютной пассивности бросились в другую крайность и решили за месяц-два сделать то, чего они не делали десятилетиями, — организовать себе жилищное самоуправление. Формально люди осуществляют своё законное право, тем более что поводов для «коммунальной контрреволюции» хватает. Но давайте честно спросим себя: многие ли из нас досконально знают законы, регулирующие деятельность ОСМД и другие аспекты функционирования ЖКХ? Сколько ренийцев действительно понимают, что такое объединение собственников квартир и как оно работает на практике? Какие правовые и хозяйственные последствия влечёт за собой решение жильцов выбрать именно такую форму управления своим домом? Честный ответ таков: это понимают единицы! А остальные, как это часто у нас бывает, просто повинуются стадному инстинкту.
В первую очередь печально то, что люди не осознают главного: создавая ОСМД, граждане окончательно становятся полноправными владельцами своих домов. Со всеми вытекающими, как говорится. Отныне именно собственники квартир несут весь груз ответственности за содержание жилья. Проще говоря, и государство, и местные власти больше ничего не должны участникам ОСМД. В настоящее время по всей стране начинается предусмотренный постановлением Кабмина №301 процесс списания многоквартирных домов с баланса городских советов. Понимают ли люди в полной мере значение данного факта? Нет, не понимают.
В ходе недавнего общения с местными журналистами Игорь Плехов привёл характерный пример. К нему на приём пришла женщина и сказала: «Игорь Викторович, мы создали ОСМД. Но вы же отремонтируете в нашем доме крышу, правда?» Так и хочется воскликнуть: «Нет, дорогуша! Мэр уже не обязан ремонтировать вам крышу – лафа закончилась!»
Кстати, по поводу крыши и менталитета жильцов многоквартирных домов. Автору этих строк есть что сказать на личном примере. В прошлом году я ещё жил в частном доме. Обстоятельства сложились так, что сейчас я там не живу. Но дело не в этом. Когда выяснилось, что крыша нашего дома прохудилась, мы с женой начали копить деньги на ремонт. И хотя юридически этот дом мне не принадлежал, я прекрасно понимал, что проблемы крыши – это мои и только мои проблемы.
Деньги мы копили полтора года. Наконец, ремонт был сделан. Мы потратили на него 20 тысяч гривен (по ценам 2015 года). И всем, простите за выражение, было глубоко пофиг, где и как наша семья взяла эти деньги. А теперь возникает вопрос: почему жильцы многоэтажек считают, что их должна вечно обслуживать «нянька» в лице государства и горсовета? Разве эти люди чем-то лучше, чем владельцы частных домов? Нет, ребята, вы ничем не лучше! Вы решили создать ОСМД? Замечательно. Ну, тогда собирайте деньги и ремонтируйте всё, что надо отремонтировать. Городской бюджет уже ничего вам не должен. Точно так же, как он ничего не должен жильцам частного сектора. Частная собственность – это частная собственность. И каждый сам за неё отвечает. Без вариантов. Вы готовы на 100 процентов отвечать за свою собственность? Боюсь, что нет. Но тогда зачем вы дружной толпой бросились создавать ОСМД? Вы и сами толком не знаете…
Игорь Плехов не раз повторял: основная задача нынешней жилищно-коммунальной реформы – пробудить в жильцах многоквартирных домов чувство хозяина. Однако заветное чувство так и не проснулось. Собственники квартир упорно не хотят быть хозяевами и нести ответственность за своё имущество. Именно поэтому большинство ренийских ОСМД избрали своим управителем местного предпринимателя Сергея Лукиянченко. Как и прежде, люди спихнули на «дядю» все свои заботы и хлопоты, даже не подозревая, что тем самым они дискредитировали саму идею ОСМД.
На сей счёт городской голова справедливо заметил: а что будет, если завтра С. Лукиянченко по той или иной причине перестанет быть управителем многоквартирных домов? А будет полная «ж…»: вся пирамида ренийских ОСМД моментально рухнет. И перепуганные жильцы снова прибегут в «ненавистный» горисполком: «Спасите! Помогите! Сделайте что-нибудь! Крыша протекает, канализация забита. А мы – такие бедные-несчастные…» Вот только люди не понимают, что к тому моменту законодатель может вообще запретить местным властям тратить бюджетные деньги на ремонт жилфонда. Во всяком случае, правовое поле Украины движется именно в эту сторону. Таким образом, ОСМД останутся один на один со своими проблемами. Впрочем, а чего вы хотели, дорогие жильцы? Вы же выбрали коммунальное самоуправление. Получите и распишитесь! И больше не жалуйтесь. Некому жаловаться…
Внимательный читатель может заметить, что автор сам себе противоречит: мол, выше по тексту он утверждает, что ОСМД изначально нежизнеспособны, а теперь упрекает жильцов многоквартирных домов в нежелании брать на себя ответственность. Да в том-то и дело, что ситуация, сложившаяся в ЖКХ Украины, не даёт простых ответов на сложные вопросы. Я не за и не против ОСМД. Я не говорю, что ОСМД – это однозначно хорошо или однозначно плохо. Всё зависит от того, ГОТОВЫ ли люди обслуживать своё жильё в условиях существующих рисков. Если готовы – ради Бога. Если же нет, зачем огород городить? Это же и дураку понятно: идея ОСМД хороша там, где дом – новый, и в этом доме не менее 40-50% жильцов – представители среднего класса, то есть социально активные и обеспеченные люди, способные «вытянуть» даже высокие коммунальные расходы. Но если дом ваш – «убитый», и живут в нём 80% нищих пенсионеров, то о каком эффективном ОСМД может вообще идти речь?!
Я не утверждаю также, что панацея от всех бед – это назначение крупной управляющей компании. Я не уверен, что мэр Рени поступил абсолютно правильно, когда позволил одесской фирме по сути монополизировать местный рынок жилищно-коммунальных услуг. Возможно, надо было сохранить прежние частные домоуправления, но при этом повысить уровень их ответственности перед жильцами. Тем самым городская власть способствовала бы развитию конкуренции в деле обслуживания жилфонда.
Вместе с тем я убеждён в одном: Игорь Плехов выбрал правильный путь реформирования ренийского ЖКХ. Мэр вовремя смог понять, что ОСМД попросту не справятся со своими задачами, и что решение этих задач надо доверить профессионалам. Даже если цена такого решения – повышение тарифов. Будучи нормальным ответственным хозяйственником, городской голова осознаёт: конечная цель всех процессов в ЖКХ – это сохранение существующего жилфонда в нормальном состоянии. И в данном контексте не столь важно, кто обеспечит качественное обслуживание многоэтажек – ОСМД, крупная компания или частный предприниматель. Важно, чтобы крыша не протекала, а канализация не заливала подвалы, разрушая фундамент. И если для этого надо повысить тарифы, то такое повышение – не чья-то прихоть, а жизненная необходимость. Да, о размере тарифов можно и нужно публично спорить, но пора понять: за удовольствие надо платить. В том числе за удовольствие жильцов «плевать в потолок», когда этот потолок не падает никому на голову благодаря усилиям управляющей компании. В конце концов, ещё надо разобраться, что лучше – оплачивать более-менее дорогие услуги управителя или, создав ОСМД, регулярно собирать деньги на каждый гвоздь, каждую лампочку и каждую замену водопроводной трубы. Думаю, второй вариант разорит жильцов гораздо быстрее, чем высокая, но фиксированная квартплата.
Как бы то ни было, Плехов подошёл к вопросу реформирования городского ЖКХ стратегически – с точки зрения будущего, а не с позиций сиюминутных интересов. К сожалению, ренийцы не оценили замысел своего мэра, запутавшись в собственном страхе и невежестве. А мэр, как уже было сказано, не оценил всю сложность задачи. В итоге получилось то, что получилось. Точнее, пока не получилось ничего.
В конце концов, плохо даже не это. Очень плохо то, что процесс коммунальной реформы в Рени стал стихийным и неуправляемым, — он вышел из первоначальной колеи и пошёл «через леса и болота», в неизвестном направлении, без руля и ветрил. «Революция» и «контрреволюция» в муниципальном жилищном хозяйстве как бы нейтрализовали друг друга, и ситуация заходит в тупик. Многие ренийцы больше не доверяют Плехову и не желают иметь дело с одесской управляющей компанией. Но и Плехов со своей стороны теряет рычаги влияния на этот процесс: он уже не может заставить людей сотрудничать с фирмой «ЖЭК», в то время как законность (и, следовательно, жизнеспособность) большинства городских ОСМД вызывает большие сомнения. Хотя бы потому, что объединения собственников жилья, как правило, создавались с грубейшими нарушениями правовой процедуры. Словом, заварилась такая «каша», которую, видимо, очень долго будут расхлёбывать все – и горисполком, и одесские коммунальщики, и жильцы. Причём, с непредсказуемым результатом.
Но и это ещё не всё. Главная опасность заключается в том, что «подвешенный» хозяйственно-правовой статус ренийских многоквартирных домов может вызвать серьёзный социальный взрыв. Такой вывод я сделал после того, как прочитал ряд комментариев на странице Игоря Плехова в «Фейсбуке».
В частности, директор «Жилищно-эксплуатационной компании» Геннадий Цыганенко, фигурирующий в соцсети как Геннадий Петрович, написал следующее: «…Это всё равно так и останется проблемой ренийцев… Вам никто и ничего не должен (хотя так хочется). Лукиянченко не сможет удержать ситуацию: как только Белюка снимут, а его снимут очень скоро (подразумевается глава Ренийской райгосадминистрации Сергей Белюк – Прим. авт.), Колевич выпадет в осадок. И Лукиянченко начнёт «пожинать плоды» со всех сторон… «ЖЭК» никуда не уйдёт. У нас достаточно средств, чтобы ждать, да и долги по договорам растут, а ОСМД – вне закона. Всё идёт своим чередом, кесарю – кесарево».
Любопытное высказывание, не правда ли? Самонадеянное и сдержанно-агрессивное. И всё было бы ничего, если бы этот комментарий принадлежал частному лицу. Но его написал победитель конкурса на право управления ренийским жилфондом. Кстати, в юридическом порядке итоги этого конкурса никто пока не отменял.
В словах Г. Цыганенко особую тревогу вызывают два момента: во-первых, он напоминает о долгах жильцов перед фирмой «ЖЭК», а, во-вторых, прямо называет ренийские ОСМД незаконными. Со своей стороны жители города не признают договорных отношений с одесской управляющей компанией и, соответственно, отрицают наличие каких-либо долгов за её услуги. Ну, а мэр, надо понимать, находится «между молотом и наковальней».
Итак, конфликт очевиден. Вернее, потенциал конфликта. И как только одесситы начнут реально выбивать из местного населения те самые долги (к слову, действительно сомнительные), грянет гром. И такой гром, что мало никому не покажется. Подобный социальный взрыв может «похоронить» не только команду нынешнего городского головы, но и всю систему муниципального ЖКХ. Кто от этого выиграет? Глупый вопрос. Проиграют все. Ибо окажутся на руинах.
Не хотелось бы каркать и пророчить худший сценарий развития событий, и всё же его вероятность очень высока. Все участники «игры» запутались сами и запутали друг друга. И если стороны этого «нелюбовного треугольника» (горисполком – «ЖЭК» — ОСМД) не смогут в ближайшее время урегулировать ситуацию и направить её в понятное и предсказуемое русло, добра не жди.
Как найти выход из тупика? Теперь уже очень трудно сказать. Наверное, в первую очередь каждый должен охладить эмоции, отказаться от амбиций и трезво переосмыслить все свои действия. Быть может, даже сделать шаг назад. И начать новое движение навстречу друг другу. Разумеется, после серьёзной работы над ошибками.
27 октября 2024 года Болгария провела седьмые за три года внеочередные парламентские выборы, пытаясь преодолеть продолжающийся политический кризис. Результаты последнего голосования демонстрируют отсутствие четких перспектив к формированию стабильного правительства большинства и появление определенной фрагментации политического ландшафта Болгарии на политические силы с малочисленным представлением в законодательном органе страны, проводит анализ эксперт «Лаборатория исследований и информационного анализа» Михаил Панайотов.
Минагрополитики начинает политику реального импортозамещения в сфере продовольствия и вместе с Кабмином начинает формирование дорожной карты для переориентации госзакупок.
Министр внешней торговли и развития Финляндии Вилле Тавио объявил о 20 млн. евро в поддержку образовательной реформы в Украине, а также 500 тысяч евро на реформы школьного питания.