Самые яркие зимние традиции, как правило, связаны с новогодними праздниками. Кто-то каждый год 31 декабря ходит с друзьями в баню. Кто-то любит колядовать… А вот в Бессарабии, похоже, окончательно сложилась совсем не праздничная зимняя традиция: первый же снегопад превращается здесь в транспортный коллапс. «Вдруг» (в который раз!) выясняется, что дорожные службы не готовы к борьбе со стихией. Что снегоуборочной техники катастрофически не хватает. Что, по сути, в этот критический период никто ни за что не отвечает…
И так продолжается с 2014 года, а именно с того приснопамятного момента, когда в Одесской области началась реализация пилотного проекта по реформированию дорожного хозяйства. В результате по всей Одесчине были ликвидированы районные автодорожные предприятия (райавтодоры), а функции по ремонту и обслуживанию дорог перешли к частным фирмам на тендерной основе. В частности, в Ренийском, Измаильском и Болградском районах лидером на этом рынке стало ООО «Евродор». Например, в 2014 году компания выиграла тендеры на общую сумму более 43 млн гривен.
И что же? С тех пор «Евродору» пришлось неоднократно сдавать «снежный экзамен», и всякий раз фирма получала скандальный «неуд». Не стал исключением и суровый январь 2017 года – печальная традиция повторилась. И снова, как и в прежние годы, в Ренийском районе местные власти были вынуждены начать «разбор полётов» (вернее, «разбор намётов»): соответствующее обсуждение провели депутаты районного совета.
Народные избранники в первую очередь планировали заслушать отчёт райгосадминистрации о мерах по расчистке дорог от снега, ведь именно местная исполнительная власть отвечает за данное направление деятельности. Председателю РГА Сергею Белюку было направлено официальное приглашение, однако Сергей Александрович проигнорировал инициативу райсовета.
«Ситуация, которая сложилась на дорогах района после снегопадов, снова заставляет нас поднять вопрос об эффективности райгосадминистрации, — сказал депутат райсовета Сергей Арабаджи. – Как показала практика, борьбой со стихией занимается кто угодно – райсовет, мэрия города, сельсоветы, местные предприятия, ГСЧС, но только не глава РГА. Формально Сергей Белюк входил в состав районного штаба по ликвидации чрезвычайной ситуации, однако его усилий, мягко говоря, никто не заметил. По моему глубокому убеждению, Сергею Александровичу давно пора держать ответ перед населением Ренийского района».
Поскольку С. Белюк, как уже было сказано, не пожелал отчитаться перед райсоветом, главным «ответчиком» стал представитель «Евродора» Иван Павел. Он откровенно признал: да, фирма не была готова к зиме должным образом. «Техника у нас старая, и при расчистке дорог от снега она не раз ломалась, — оправдывался И. Павел. – Нам очень помогли некоторые сельсоветы и сельскохозяйственные предприятия, а что касается райгосадминистрации, то тут действительно хвалить некого. Однажды приехал Белюк и начал учить механизаторов, как правильно убирать снег. Обстановка и без того была напряжённая, нервозная… Хочется сказать таким руководителям: если не помогаете, то хотя бы не мешайте».
Сергей Арабаджи задал представителю «Евродора» следующий вопрос. В настоящее время в Ренийском районе зарегистрировано 300 единиц тракторной техники, принадлежащей юридическим лицам, и более 100 единиц – у частников. Почему же дорожная компания не привлекает эту технику по договорам с её владельцами?
Иван Павел ответил, что в периоды снежных заносов техника со стороны привлекается к работе. Но, во-первых, далеко не каждый трактор имеет снегоуборочную лопату-отвал, а снабдить всю технику такими лопатами фирма не может. Во-вторых, не все хозяева тракторов соглашаются оказывать помощь в расчистке дорог, а если и соглашаются, то требуют за свои услуги завышенную оплату. А посему переговоры о привлечении чужой техники нередко заканчиваются на стадии обсуждения цены вопроса.
Депутат райсовета Илья Келиогло возмутился тем, что даже через неделю после начала снегопада (по состоянию на 13 января) оставалась закрытой дорога на село Котловина, а трасса Долинское – Лиманское местами была едва проходима.
«Третий год подряд у нас одно и то же: каждый снегопад приводит к параличу всего района. Так не может продолжаться вечно! – заявил И. Келиогло. – Совершенно очевидно, что мы не можем быть полностью зависимыми от «чужого дяди», который может почистить, а может и не почистить дороги в нашем районе. Нам необходимо снова вернуться к вопросу о создании собственной, местной организации по обслуживанию дорог. Если решение данного вопроса зависит от Киева, то надо обращаться в правительство и настойчиво убеждать его: органы власти на местах просто обязаны обладать реальными рычагами влияния на дорожное хозяйство».
Здесь самое время напомнить, что идея, озвученная И. Келиогло, далеко не нова. Более того, она обсуждается в Ренийском районе регулярно, но, к сожалению, всякий раз «тонет» в проблемах правового и финансового характера. И всё же, как говорится, тянуть дальше некуда.
И действительно, если внимательно посмотреть на нынешнее положение дел с обслуживанием дорог в регионах, то абсурд очевиден. В частности, в Одесской области даже после пресловутой «реформы» за функционирование дорожного хозяйства отвечает Служба автомобильных дорог. С одной стороны, именно она заключает договоры с фирмами-подрядчиками, призванными строить, ремонтировать и содержать автомагистрали. Но, с другой стороны, реальная ответственность за выполнение этих задач «размыта». Депутаты Ренийского райсовета задались «наивным» вопросом: какие санкции можно применить к «Евродору» или любой другой частной компании за плохое обслуживание дорог, в том числе в зимний период? Ответа никто не знает… Хуже того, районные власти никогда даже не видели договор между областной Службой автодорог и подрядчиком, не говоря уже о какой-либо возможности влиять на взаимоотношения между ними. И это – на фоне громко декларируемого повышения роли органов местного самоуправления в условиях децентрализации!
Со своей стороны автор этих строк хотел бы отметить: беда заключается не только в отсутствии тех или иных полномочий на местах. Подлинным бедствием для нашей страны стало то обстоятельство, что при проведении глобальных реформ центральная власть практически не учитывает мнение регионов. В лучшем случае проводятся общественные слушания «для галочки», после чего, независимо от итогов обсуждения, идеологи реформ всё равно делают по-своему. А дальше – хоть трава не расти!
Позволю себе напомнить: ещё на начальной стадии реформирования дорожной отрасли Одесчины, летом 2014 года, наиболее дальновидные специалисты и представители органов власти Ренийского района предупреждали, что ликвидация райавтодоров обернётся катастрофическими последствиями. Соответствующая инициативная группа буквально била тревогу по этому поводу, пытаясь достучаться до всевозможных вышестоящих инстанций. Всё оказалось бесполезно – местных «инакомыслящих» даже слушать никто не стал.
Предсказанный «гром» грянул… через несколько месяцев после начала упомянутой реформы. На «стыке» 2014 и 2015 годов дороги Одесской области превратились в настоящий снежный ад. В течение нескольких дней из плена стихии пришлось спасать около 5 тысяч человек, в том числе 592 детей! Как оказалось, ни госструктуры (за исключением ГСЧС), ни дорожные компании просто не были готовы к подобному испытанию.
Примечательно, что эта ситуация вызвала тогда небывалый резонанс. Достаточно сказать, что тогдашний губернатор Одесчины Игорь Палица публично и очень жёстко раскритиковал виновников дорожного коллапса, а Одесский облсовет обратился к Кабмину и «Укравтодору» с просьбой пересмотреть дорожную реформу.
Казалось бы, с тех пор – за два минувших года – можно было десять раз сделать правильные выводы и принять соответствующие решения. Но вот опять выпал снег… И что?
27 октября 2024 года Болгария провела седьмые за три года внеочередные парламентские выборы, пытаясь преодолеть продолжающийся политический кризис. Результаты последнего голосования демонстрируют отсутствие четких перспектив к формированию стабильного правительства большинства и появление определенной фрагментации политического ландшафта Болгарии на политические силы с малочисленным представлением в законодательном органе страны, проводит анализ эксперт «Лаборатория исследований и информационного анализа» Михаил Панайотов.
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.