Совсем недавно автор этих строк столкнулся с «прогрессивной» проблемой. Настолько «прогрессивной», что я одновременно очутился и в будущем и в прошлом. С одной стороны, мне пришлось испытать на себе прелести информационного ХХI века. Но, с другой, я почувствовал себя в советской эпохе – в царстве огромных очередей и всесильной бюрократии…
Дело в том, что после достижения 45-летнего возраста я вовремя не заменил в паспорте фотографию, и в Государственной миграционной службе мне жёстко заявили: просто вклеить новое фото и сохранить старую «корочку» уже нельзя – надо получать пластиковый паспорт в виде ID-карточки. Это условие даже не обсуждалось, и я понял: наше государство таким образом просто вынуждает людей менять старые паспорта на новые.
Сразу хочу сказать: процедура оформления ID-карточки – не для слабонервных. Ежедневно в Ренийском «паспортном столе» (как до сих пор называют в народе миграционную службу) толпятся такие очереди, что при одном взгляде на них становится дурно. Меня предупредили: чтобы оказаться в живой очереди хотя бы четвёртым-пятым, надо «застолбить» место глубокой ночью. Существует и другой вариант: можно записаться в электронную очередь на сайте миграционной службы. Однако и в этом случае всё не так просто. Как оказалось, электронная очередь стабильно сформирована на две недели вперёд, и «ловить» в ней свободный день необходимо ежедневно, а, точнее, еженощно – начиная с 0 часов.
Честно говоря, для того, чтобы подать документы на оформление нового паспорта, мне пришлось воспользоваться некоторыми знакомствами. Впрочем, очередь – проблема хоть и неприятная, но временная. «Счастливых» обладателей ID-карточек могут ожидать гораздо более масштабные проблемы. О которых я, к примеру, поначалу даже не подозревал.
Когда я нашёл в Интернете несколько публикаций на эту тему, то буквально обалдел. Выяснилось, что в нашей стране по-прежнему всё как всегда – даже ультрасовременная паспортизация проходит через традиционное интересное место (думаю, не надо уточнять, через какое именно). Процитирую несколько фрагментов из статьи в издании «Народный корреспондент» (февраль 2016 года).
«Первую проблему, связанную с переходным периодом, озвучили в самой Государственной миграционной службе. Владельцы паспорта с электронным чипом теперь вынуждены получать справку в виде выписки с местом регистрации. Ведь штамп на пластик не поставишь, — говорится в публикации. — «Идиотизмом» назвал сложившуюся ситуацию известный правозащитник Владимир Яворский… И нет никаких гарантий, что дело ограничится одной бумажкой. В ходе паспортной реформы вполне может выясниться, что владельцам паспортов с чипами необходимо иметь при себе и другие справки. То есть уже сейчас пластиковый документ, который должен был упростить общение гражданина с государством, сделал его ещё более сложным.
Отсутствие необходимой инфраструктуры порождает и другие проблемы. Например, далеко не в каждом органе власти смогут принять с таким паспортом гражданина. Если отсутствует устройство для считывания информации о личности, невозможно узнать, что записано на чипе. И тут два варианта: либо отправить собственника ID-карточки за нужными справками (читайте – выше), либо туда, где имеется необходимая аппаратура. Очевидно, нагрузка на органы власти, которым достались новомодные сканеры, вырастет в разы. А это снова очереди и злые уставшие чиновники…
Предположим, считывающее устройство есть. Возникает другая проблема. В Украине до сих пор отсутствует полный Единый демографический реестр граждан… Именно из него и должны чиновники черпать информацию. Однако если данных в реестре о человеке нет (или они неполные), то как установить, что на чипе содержатся верные сведения? В самой Государственной миграционной службе уверяют, что будут наполнять демреестр в процессе выдачи карточек. Будет ли там вся информация о человеке, которая может заинтересовать госорганы, сможет ли любой чиновник иметь к ней доступ? Ведь если нет, то высока вероятность, что обладатель пластикового паспорта отправится за справкой, как и человек со старой бумажной «корочкой» (конец цитаты).
С момента выхода этой статьи прошло почти три года. Изменилось ли что-нибудь в лучшую сторону? Ответом на этот вопрос может служить конкретная ситуация, о которой мне рассказали. Девушка из Измаила поступила в одесский вуз. При сдаче документов она предъявила ID-паспорт и бумажную выписку (витяг) из него, где в числе прочего указана регистрация места проживания (прописка). Девушка благополучно поступила, после чего пришла устраиваться в общежитие. Ей там говорят: давайте выписку из паспорта. Студентка отвечает, что у неё есть только копия – оригинал выписки остался в вузе. Нет, заявляют ей, — нужен только оригинал, где будет сказано, что она прописана в Измаиле.
Девушка позвонила маме, а та пошла в местное подразделение миграционной службы, где есть аппаратура, позволяющая считывать информацию с электронного чипа и выдать выписку с указанием прописки. Однако в миграционной службе женщине посоветовали обратиться в Измаильский горсовет, в «единое окно». Но сначала там надо записаться на приём, а затем в назначенный день явиться с паспортом, написать заявление и сообщить цель получения справки. То есть в любом случае измаильская студентка, несмотря на обладание «продвинутым» паспортом, должна была приехать из Одессы домой и пройти «бумажную» бюрократическую процедуру, — только лишь потому, что на ID-карточке не видна информация, зафиксированная в привычной «корочке». Затем студентке нужно было снова вернуться в Одессу и оформить временную регистрацию в связи с учёбой.
Кстати, между выпиской из пластикового паспорта и справкой существует огромная разница. Выписка (но её уже не выдают!) содержит полные сведения о владельце паспорта, тогда как в справке даётся лишь та информация, которую запрашивает гражданин по конкретному поводу.
Итак, паспортные данные гражданина (они же – данные из Единого демографического реестра) являются конфиденциальными и, по официальной версии государства, это направлено на благо самого гражданина. В то же время существует противоположная точка зрения, основанная на серьёзных опасениях среди населения. Например, мне не раз приходилось слышать мнение о том, что в современной Украине взаимоотношения государства и гражданина очень напоминают «прелести» классического тоталитарного режима, и биометрические паспорта идеально вписываются в эту систему. Ведь спрятав информацию о человеке в чип, государство спрятало её и от самого человека. И теперь у гражданина возникает вопрос о том, какое же досье собрали на него чиновники, которые, собственно, и олицетворяют собой государственную машину. Что содержится в чипе нового паспорта? А вдруг там – ошибки? Вдруг кто-то перепутал вас с преступником-рецидивистом и указал, что вы были судимы за изнасилование, два раза меняли гражданство или прописаны на территории ДНР? Прямого доступа к подобным сведениям у вас нет. Зато они, несомненно, есть у МВД, СБУ, прокуратуры и других государственных служб. И поди потом докажи, что ты не верблюд! Да, доказывать что-то, как всегда, придётся именно вам. Потому что государство делает такие документы не для вас, а для себя, для собственного удобства в процессе тотального контроля над гражданами.
Разумеется, представители власти не соглашаются с подобными опасениями, ссылаясь на то, что у людей есть соответствующие права. И действительно: официально всё выглядит вполне благопристойно. Достаточно напомнить, что постановлением Кабмина Украины от 18 октября 2017 года № 784 утверждён Порядок ведения Единого государственного демографического реестра и предоставления из него информации, взаимодействия между уполномоченными субъектами, а также осуществления идентификации и верификации. Согласно этому документу, каждый гражданин Украины имеет следующие права: получить информацию о записи в реестре относительно себя; вносить исправления в информацию в реестре относительно себя; бесплатно получить справку о внесении информации о себе в реестр (извлечение из реестра); получить от должностных лиц бесплатную информацию о каждом запросе третьих лиц о передаче им информации из реестра (подразумеваются запросы относительно вас). Перечень прав гражданина на доступ к информации о себе этим не исчерпывается и может быть расширен и конкретизирован другими законами.
Казалось бы, исходя из вышеизложенного, особых поводов для беспокойства нет. Но вот что примечательно: даже юристы признают, что нынешняя ситуация с соблюдением прав человека в Украине не внушает оптимизма. В частности, сайт «Юридическая самооборона» констатирует: «Хотя информация в реестре должна надёжно защищаться от раскрытия перед третьими лицами, гарантировать, что такая информация не будет использоваться государственными органами в своих целях, невозможно». Вот именно: в нашей стране всегда существует опасность злоупотреблений персональными данными со стороны органов власти и правоохранительных служб, которые в реальной жизни всё чаще становятся правоограничительными.
Естественно, каждый читатель составит собственное мнение о том, в каком направлении развиваются взаимоотношения государства и гражданина в Украине, и какое место здесь занимает внедрение биометрических паспортов. Тем не менее мы решили получить по этому поводу официальный комментарий заведующего Ренийским районным сектором Главного управления Государственной миграционной службы Украины в Одесской области Николая Доценко.
— Можно сказать, что сейчас процесс выдачи новых паспортов находится на стадии переходного периода, поэтому возникают некоторые проблемы, — говорит Николай Владимирович. – Начнём с того, что в Украине до сих пор не в полной мере выполняется действующий с декабря 2012 года закон о Едином демографическом реестре граждан. В частности, в Ренийском районе в 2016 году было создано восемь органов регистрации граждан: это горсовет и семь сельских советов. Таким образом, миграционная служба полностью передала им полномочия по регистрации места жительства и снятию с регистрационного учёта. Однако органы местного самоуправления до сих пор не имеют оборудования, которое напрямую обеспечивает доступ к Единому демографическому реестру. Такое оборудование есть только у нас, поэтому местные власти вносят информацию в реестр через миграционную службу.
— Николай Владимирович, меня (и, разумеется, не только меня) интересует такой вопрос. Если в бумажном паспорте мои персональные данные находятся на виду, то в чип ID-карточки я проникнуть не могу. Как можно узнать, какая информация там содержится и является ли она достоверной?
— На биометрическом паспорте зафиксирована необходимая наглядная информация, доступная вам визуально. На чипе записаны оцифрованный образ лица, оцифрованные отпечатки пальцев, оцифрованный образец подписи. Это – неизменная информация. Вместе с тем чип содержит и дополнительную информацию, которая может измениться: семейное положение, количество несовершеннолетних детей и другое. Как я уже упоминал, при оформлении ID-паспорта информация вносится в Единый демографический реестр, и гражданин имеет право знать эти сведения. Другие граждане не могут иметь к ним доступа.
— Как вы считаете, почему в нашей стране всякий раз повторяется печальная традиция: государство сначала что-то делает (якобы на благо людей), а потом думает? Конечно же, при таком подходе «благо» превращается в свою противоположность, и расхлёбывать всё это должны граждане. Вот и тут – та же история. Зачем нужно было начинать ID-паспортизацию, если она не обеспечена технически и организационно? Зачем мне нужен «продвинутый» пластиковый документ, если он всё равно сопровождается необходимостью получать бюрократические бумажки, и я тем самым зарабатываю дополнительную «головную боль»?
— Думаю, что с одной стороны это – несовершенство законодательных актов, а, с другой, — желание некоторых должностных лиц подстраховаться по старинке. Например, в случае с измаильской студенткой, у которой в одесском общежитии требовали оригинал справки о прописке, явно нарушены её права. Напомню, что к биометрическому паспорту в обязательном порядке выдаётся справка о регистрации постоянного места проживания. Справка выдаётся местным органом регистрации (органом местного самоуправления). И если она уже была предоставлена при поступлении в вуз, то любые дополнительные требования являются незаконными.
— А почему сейчас уже не выдаётся в полном объёме выписка из биометрического паспорта? Почему по каждому поводу гражданин должен бегать за бумажными справками?
— Действительно, раньше миграционная служба вместе с ID-карточкой выдавала выписку, но затем её отменили – изменилась электронная программа, по которой мы работаем. Кстати, ваши опасения, что справки нужно получать «по каждому поводу», несколько преувеличены. К примеру, вам не придётся обращаться за справкой относительно налогового кода – этот код зафиксирован прямо на биометрическом паспорте.
— Поставим вопрос так. Когда-нибудь местные органы власти получат оборудование для доступа к Единому демографическому реестру. Означает ли это, что нынешние бюрократические проблемы, связанные с «бумажным сопровождением» пластикового паспорта, исчезнут сами собой? И правильно ли я понимаю, что местные власти рано или поздно получат доступ и к моим персональным данным?
— Дело в том, что основные персональные данные и так видны на вашей ID-карточке. Это фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, номер кода, уникальный номер записи в реестре, дата выдачи документа и дата, до которой паспорт является действительным. И этого достаточно. Но, к сожалению, в отличие от цивилизованных стран, Украина ещё не может отказаться от привязки к месту проживания (прописки). Это – проблема. Рано или поздно она должна решиться, но не в ближайшей перспективе. Слишком многое в нашей стране зависит от прописки. Например, назначение тех же субсидий. И так далее.
— Николай Владимирович, вы согласны с тем, что таким образом государство усиливает контроль над гражданами? Контроль становится почти тотальным.
— Контроль был при любой власти, в том числе в СССР. А степень контроля – это уже вопрос не столько технологический, сколько политический. В данном случае наше государство посредством биометрических паспортов решает ряд актуальных задач. Говоря простым языком, надо отбросить всех, кто не граждане Украины или получил документы незаконно, а гражданам Украины выдать паспорта с отпечатками пальцев. Тут необходимо учитывать и сложную политическую ситуацию в стране. В частности, никто не знает, сколько бланков украинских паспортов осталось в Крыму или на неподконтрольной территории Донбасса, и как эти бланки сегодня используются. То есть в любом случае Украине надо было модернизировать паспортизацию населения. Кстати, нас в этом отношении на много лет опередила даже Молдова. А мы делаем только первые шаги. Поэтому и трудно, поэтому мы и не можем пока полностью избавиться от работы с бумагами. Но когда мы полностью перейдём на электронный оборот информации и документов, будет легче и проще.
За первые 10 месяцев этого года экспорт зерна из Украины через румынский порт Констанца снизился на 52% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.