Культура футбольных хулиганов (так называемый околофутбол) окутана тайной. По крайней мере, для жителя постсоветского пространства. Нет, мы, конечно, все понаслышке знаем, что хулиганы ходят на стадион, зажигают там «файера» и даже частенько дерутся между собой. Но каково отличие между «ультрас» и настоящими «хулиганами»? Почему московский «Спартак» называют «Мясом», а ЦСКА «Конями»?
Фильм «Околофутбола», кажется, был обречён на провал. С одной стороны, он рисковал оказаться очередной «русской драмой» про «плохих парней и любовь» — тогда бы он не понравился тем, кто разбирается в теме околофутбола. С другой – стать слишком узким, специфическим, понятным лишь ограниченному количеству людей.
Но в этом, и в других моментах картинка превзошла ожидания. Поначалу рядовому зрителю непонятно, зачем и почему все эти драки, разборки, но постепенно всё становится на места. При этом сценарий не брезгует тематическим слэнгом – никто тут не заигрывает со зрителем.
Для аутентичности подачи к работе над фильмом были привлечены настоящие футбольные хулиганы – лидеры российских группировок. Некоторые из них даже сыграли второстепенные роли.
Сам сюжет крутится вокруг, само собой, футбольных разборок. В центре внимания – четверо фанатов, автослесарь Ярый, успешный предприниматель Мажор, модный диджей Бритва и доктор исторических наук Тичер. Всех их объединяет дружба, московский «Спартак» и страсть к околофутбольным разборкам.
Но в один прекрасный момент всё начинает идти не так. В банде (или правильно: «фирме») заводится стукач, из-за которого каждую фанатскую драку раз за разом «накрывает» «ОМОН», вдобавок два лидера движения начинают делить одну девушку. Но без «горяченького» не было бы сюжета и не было бы искусства.
«Околофутбола» ладно скроен, почти идеален. От подбора актёров — в каждого героя влюбляешься мгновенно — несмотря на их относительную безызвестность, до саундтрэка (есть как культовые фанатские композиции, так и написанные специально под фильм). От «правильно» выдержанной одежды героев (в стиле casual) до диалогов.
В итоге имеем замечательную «хулиганскую» драму. Эдакую русскую версию «Хулиганов Зелёной улицы», а в чём-то – даже более качественную. Однозначно лучший на данный момент российский фильм года.
Государственное агентство восстановления в этом году начинает новый проект – строительство социального жилья. Сначала будет построено 6,2 тысяч квартир.